Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Смысл страданий

Великий пост / 31.03.2019


Слово в Неделю Крестопоклонную …

Крест износится посередине Великого поста на середину Церкви, чтобы показать нам Христовы и наши страдания. Смысл Великого поста в том, чтобы мы, глядя на Крест, увидели самое главное — что такое грех, страдания и смерть. Пока человек не увидит Крест Христов, вся жизнь для него кажется адом и несправедливостью, потому что в мире часто преуспевают самые низкие и подлые. Несправедливой кажется потеря наших близких, наши болезни и наша смерть. Несправедлива вся жизнь. И то, что происходит сегодня в мире, — полное торжество несправедливости.

При этом человек переживает двойную пытку, ибо душа человека, в том числе самого несправедливого, устроена так, что ужасается несправедливости. И всю жизнь он может ждать, что справедливость восторжествует. Так силен в нас Божественный инстинкт справедливости, что если мы не утоляем его, то можем придти в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством.

Какая в мире несправедливость! Невинные младенцы могут быть жертвой несправедливости точно так же, как худшие из людей. Человек смиренный и добрый может страдать больше, чем подлый и злой. Нет никакого закона, никакого твердого принципа, нет никакой справедливости в распределении страданий.

Где же Бог? А Бога нет. Бог отвергнут человеческой свободой. Вот что значит грех и отвержение Бога. Когда Бог изгоняется из жизни, грех, а не Бог, царствует над человеком. А греху закон не писан, вернее, закон греха — несправедливость. Его принцип — произвол. Сам человек в своей свободе избрал грех, предпочел грех Богу. Как может он винить Бога за то, что падает под железным игом греха? Но чтобы человек не мог обвинять своего Творца за страдания, которые преследуют его вследствие его добровольных грехов, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы Тот страдал страданиями человека, в то время как Он не сделал ничего, заслуживающего страданий.

Так Бог упразднил несправедливость страданий, придя как человек и претерпев эту несправедливость. Приняв страдания таким образом, Христос придал новый смысл и новую цену самому страданию. Раньше оно было заслуженной платой за грех, теперь оно стало жертвой любви, и подвигом смирения. В Гефсимании и на Голгофе Сын Божий страдал, и душа Его была печальна до смерти. Его пот падал как капли крови на землю. Как если бы Он был ранен непостижимой раной любви к человеку.

Задумаемся об этом. Если грешник страдает, и даже если какие-то его скорби несправедливы, все равно действует в нем закон греха. Если праведник страдает больше нечестивого, это потому что закон греха царствует над тем и над другим. И в этом законе нет справедливого распределения страданий. Если ребенок страдает, как взрослый, это потому, что как бы ни был он чист, все равно — дитя греха. И грех дает только несправедливость и страдание.

Но как Господь наш Иисус Христос мог понести эти невыносимые страдания, как принял Он позор человечества, как с беззаконными вменися Тот, Кто родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, Тот, Кто был без греха и Кто сказал о Себе «Я истина»? Не символически, не воображательно, но как говорит Писание, Он грехи наши вознес на Древо на Теле Своем. Это тайна Божией и Христовой любви, и тайна нашего Искупления. Кто может ее постигнуть? Он взял на Себя то, что наше, и дал нам то, что Его. Во Христе Иисусе страдание становится великим даром. Бог дал вам благодать во Христе Иисусе, говорит апостол, не только веровать в Него, но и страдать за Него.

Когда мы слышим этот призыв: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2), мы понимаем, что всякое страдание, какое бы оно ни было, связано со Христом. И что мы должны принимать его с благодарностью и с радостью, зная, что по мере того как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Все заключается в одном — чтобы мы были со Христом в вере, в правде, в покаянии, в посте, в страданиях и в смерти.

Самая великая печаль — в том, что в мире утверждается тирания греха, как будто Христос не приходил. Когда сам народ избирает жизнь во тьме, как возьмет Христос на Себя позор народа? Только бы нам быть с Ним, с Господом нашим. И тогда не страшна никакая несправедливость, «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». «Только бы не пострадал кто из вас как вор или убийца, или злодей, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 2, 19; 4, 15—16). Если мы во Христе Иисусе, чем больше возрастают наши страдания, тем больше возрастает наше участие в Его жертвенной любви. И только смертью нашей участвуем мы в Его смерти, приобщаясь в полноте Его любви, которая соединяет нас с Его радостью и с Его Воскресением.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Бондарев Игорь : Re: Смысл страданий
2019-04-01 в 09:18

Даже теория Эволюции состоит не из дикого нагромождения фактов произвола, а научно обоснованна и имеет множество законов. И это при том, что сама эта теория смотрит в другую сторону. То есть есть чистый произвол. Но полностью описывается законом.
А наши интеллектуалы заслуживают только того, что они сами и говорят.
Хоть кто-то бы осмелился говорить об априорных законах Истории? Нет таких. Однако, когда говорят о Боге, то говорят о том, что ВСЕ в руке Его. В том числе и История. А когда переходят к фактам Истории, то - пардон, здесь один только грех. А где же всемогущая, априорная, предвечная История ? Нет такой?
А разве сам Мир не есть история для Истории? И разве сама История не в Мире происходит? Или, разве человек не из Земли (Мира) создан, в котором происходит История человека, который создан из праха Мира и который есть тот, кто и есть История: время Мира и человека в Мире, из которого же человек и создан.
Что,разве нет законов Мира? Нет законов человека? Нет законов времени? Есть эти законы.А ума, чтобы познать их, у наших интеллектуалов нет: все свистят в свисток требуя денег для идеологии. А под что их давать? Под свист чего?
Что наши идеологи от интеллекта могут предложить нового в законах требующих нового понимания? Ничего.
2. Влад.Атласов : "Я полюбил страдания"
2019-04-01 в 08:02

Это книга Луки Крымского,(которая ещё мне не попалась в руки).
Позавчера во сне - "Ишь ты какой-захотел....Редко кому удается спастись без страданий.Думаешь ТУТ "летят журавли",и ТАМ "летят журавли"?
Последнее сказано с улыбкой.

Без смерти,без страданий,хотя бы угрозы страданий человек(в большинстве!)в Боге не нуждается.
1. Яков Яковлевич : Школа страданий
2019-03-31 в 16:44

По всему выходит так, что человек рождается - для страданий. Но не просто - для страданий.
Жизнь наша - школа страданий! Поговорим же не вообще о человеке, а о христианах.
При этом не важно, кто он, христианин: праведник или грешник. Над обоими действует закон греха, они оба несут несправедливые страдания.
При этом, действует закон не первородного греха, от которого Господь избавил человечество, выведя, при этом, праотца Адама из Ада, а иного греха, какого-то греха всеобщего и неискупаемого, несмотря на общие и частные исповеди в содеянных грехах - христиан.
При этом, любой чистый и невинный ребенок - дитя греха и, поэтому, обречен на несправедливые страдания. И неважно, что рожден он в венчаном браке и зачат на нескверном ложе.
Что же это за закон, какого такого греха?
А вот какого:
"Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс., 13,2-3)" И: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20)".
И это было сказано тогда, когда еще не было того нагромождения неправды, произвола и несправедливости, которое мы видим сегодня вокруг нас!
Увы нам!
Проще сказать, вся наша жизнь есть сплошной грех. Во всем этом есть какая-то тайна. "Тайна беззакония", как она есть.
Во грехе мы все родились, грехами опутана вся жизнь наша. Отсюда, учит нас Писание - страдания, болезни и смерть.
Архимандрит Софроний (Сахаров) под конец жизни в духовной беседе с учениками говорил, что смысл человеческой жизни он видит в страдании. А конец жизни преподобного Паисия Святогорца - это манифестация страданий! В страдании он видел смысл своего существования. О том же говорит сегодня о. Александр: о поиске такого смысла - в страдании. О соединении в страдании со Христом.
Нам, грешным, как трудно это понести!
Отец Александр призывает нас на Крестопоклонной неделе - взглянуть на крест Христов.
Да будет образ распятого Спасителя нашего перед нашими духовными очами - всегда.
Господи! Помоги нам выдержать, понести жизнь нашу - крест сей, возложенный Тобой на нас!
Помоги нам правильно понимать и безропотно переносить страдания в Твоей - земной школе.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме