Нацизм как туристический бренд Латвии

Латвийский социолог Валдис Сауснитис о марше эсэсовцев в Риге

0
666
Время на чтение 8 минут
Непременный атрибут независимой Латвии — Leģionārupiemiņasdiena, «день памяти легионеров». По-русски говоря, это марши бывших латышских эсэсовцев, проходящие в стране с середины девяностых годов 16 марта каждого года. Напомню, почему престарелые эсэсовцы шагают по Риге именно 16 марта, а не, скажем, 30 июня – когда началась нацистская оккупация Риги.

Латышские карательные части, сведенные немцами в 15-ю и 19-ю добровольческие дивизии СС, 16 марта 1944 года вступили в бой с частями Красной Армии под Псковом, в районе реки Великой. Немцы поставили латышей прикрывать слабое место своей обороны – «коридор» в сторону Латвии. В сырых окопах, на скудном пайке промерзшие и простуженные латыши держались до июля – до первых артиллерийских атак советских гвардейских частей. При звуках канонады у ретивых в расправах над мирным населением полицаев и карателей началась пушечная болезнь. Эсэсовцы наотрез отказались держать оборону и обратились в бегство. После чего командование немецкой группы армий «Север» квалифицировало легионеров из Латвии как непригодных к использованию в качестве пехоты… Нечем гордиться, впору удавиться… Но задавшие стрекача под Псковом престарелые эсэсовцы все же ходят по нынешней Риге героями. Ничего странного для Латвии. У нас как в королевстве кривых зеркал: трусость и подлость могут считаться доблестью и честью, если нацепить на это побольше националистических побрякушек. Всем было понятно, что бывший моряк Эдгар Хермановичс в 1944 году сбежал вслед за отступающими нацистами в «Рейх» не просто так: значит, от встречи с советскими людьми Хермановичс не ждал ничего хорошего…В советской послевоенной Латвии Хермановичс не появился ни разу – и это тоже свидетельствует не в пользу его человеческих качеств. Народ Лачплесисатрусов и предателей всегда презирал. Однако ж в 1999 году Сейм «порадовал» латвийцев тем, что избрал президентом страны падчерицу Хермановичса – Вайру Вике-Фрейбергу, гражданку Латвии с полуторагодовалым стажем, у которой даже акцент выдавал вчерашнюю канадку… Фрейберга в «облагодетельствовала» свой народ и Мать-Латвию тем, что в 1999 году марш эсэсовцев по Риге прошел как памятная дата. Возможно, что Фрейберга не желала ничего плохого – просто хотела сделать нацизм туристическим брендом Латвии.

Нацизм в красивой и, как сейчас говорит субкультурная молодежь, «няшной» обертке хорошо котируется для продажи скучающим туристам. Во Львове во времена «пророссийского» президента Виктора Януковича прекрасно работал нацистский погребок «Крыивка», где каждый посетитель был обязан поклясться и побожиться, что он «не жид и не москаль». Что получилось (и получается) у мэра Львова Андрея Садового, у Фрейберги не получилось. В российских магазинах резко упали продажи латвийских шпрот. При слова «Латвия» мои знакомые пожилые россияне вспоминают Фрейбергу и плюются. Да и не очень прорусски настроенный латыш, когда Фрейберга была президентом, не решился бы строить на месте Саласпилсского мемориала свою дачу… Многие знают, что с подачи бывшей президентшимногие чиновники и политики называют немецким аналогом «республики ШКИД». Но немногие знают, зачем. А это была подача знака, что Саласпилс как мемориал исторической и культурной ценности не имеет, следовательно, его территорию можно отдавать под частное строительство. А что? Сосновый лес, берег Даугавы, до Риги и Даугавпилса рукой подать… Девелоперы бы озолотились. Возможно, подтянулся бы на эту золотую жилу крупный бизнес из России. Разрушили ведь в нулевые годы под безвкусный «новодел» старую русскую Казань…Чем латышский Саласпилс «хуже»? Тем более не свое.

Фрейберга давно уже мрачный призрак латвийского прошлого. Чего не сказать о латвийском нацизме как константе национальной идентичности (которую у нас конструируют более 20 лет «из ничего») и «няшной» визитной карточке страны. Обращаю внимание на слово «няшный». 16 марта 2019 года бесславному «подвигу» латышских легионеров под Псковом исполнилось 75 лет. Полагающиеся легионерам повышенные пенсии в евро – не эликсир молодости. 16 марта этого года к памятнику Свободе вышла жалкая кучка дряхлых стариков. Куда больше было молодежи. С гордостью взирали на старых эсэсовцев и распевали нацистские марши совсем молоденькие ребята и девушки. Хипстерский, практически школьный вид. Кто постарше, одевается как юный респектабельный яппи из той же Москвы. Думаю, если бы кто-то прикатил на марш эсэсовцев на самокате, с повязанной на шею «арафаткой» madeinChina и наушниками – «телевизорами», мало бы кто удивился.

Никаких полувоенных стрижек под ежик, «бомберов», камуфляжей и берцев до колен. Не говоря уже о повязках со свастиками и фуражках с кокардами – «тотенкопфами». Я вас умоляю! Латвия страна-член Евросоюза, пропаганда нацизма у нас запрещена (формально это так). Бывшие эсэсовцы на свои марши надевают желто-красную военную форму буржуазной Латвийской Республики, а не гитлеровские кители и шинели. А молодежь тем более чествует эсэсовцев в том, в чем ходит в школу или вуз. Нацистской символики на марше не было – только флаги Латвии, Литвы и Эстонии. Неизвестно откуда появившийся флаг нейтральной Швеции укреплял ощущение: это не латвийское государство чтит память гитлеровских головорезов, а соседи- балтийцы съехались в Ригу, чтобы погулять на промозглом морском ветру неизвестно в честь чего. Постояли прибалты всех стран у памятника Свободе, попели песен в честь солдат Гитлера – освободителей Балтии, прошлись по Риге – и все. Надо сказать, на «променад» эсэсовцев в Латвии никто не обратил внимания. У нас многие не поняли, почему посольство России назвало марш эсэсовцев позором для латвийской государственности. Надо придуркам развлечься – так и пусть. В конце концов, это их право, а Латвия свободная страна.

Вот такое снисходительное отношение к нацизму как к «придури» - самое страшное. Ребята хипстерского вида, которые ходят на шествия легионеров, развлекаются тем, что раскрашивают портрет Гитлера в розовый – цвет «няшности». Девушки, вроде бакалавра экономики из Даугавпилса Шарлотты Лоренце, выкладывают в соцсети свои «селфи» в черной форме СС – специально осветляя волосы и делая кожу как можно белее. По их мнению, черное на яркой блондинке – очень стильно и сексапильно. Как считают эти девушки, надзирательница из Аушвица Ирма Грезе была «душкой». Любила красивое белье, мечтала стать актрисой. Какая же девочка не мечтает стать звездой? Кокетство и хипстерство заканчивается, когда эти ребята и девчата встают в шеренгу и вместе с депутатами-нацистами из Сейма поют «Дорогу в Латвию» — марш 19-й латышской дивизии СС. 16 марта такой хор с латвийской молодежью устроил депутат от ультраправой парламентской партии «Все для Латвии – Отечеству и свободе» Райвис Дзинтарс. Дзинтарс выложил это видео в Facebook, и только за день эта открытая пропаганда нацизма набрала более тысячи просмотров и столько же перепостов. Знай бы русские «ультрас» латышский язык, набрала бы больше…

В ежегодном общелатвийском нацистском шабаше принимают участие те, в чьих жилах течет русская кровь. Да, именно так! Во-первых, стопроцентно чистых по крови латышей в природе не существует, как и стопроцентно чистых русских. Во-вторых, существующая с 1991 года ситуация в стране способствует тому, чтобы проживающие в Латвии русские экстенсивно «олатышивались». Культурная ассимиляция латвийских русских, с последующим фундированием в них латышского или немецкого культурного кода, была и в годы Царской России. В советской Латвии русских ценили как специалистов, но не допускали в советскую и партийную номенклатуру, не говоря уже о входе вкультурную элиту, которая была латышскоязычной «по умолчанию». В любой иноязычной среде меньшинство приспосабливается к языку и культуре большинства. Многие русские и другие нелатышив советской Латвии говорили по-русски с заметным акцентом. А их дети и внуки сегодня владеют латышским лучше, чем родным и ментально чувствуют себя латышами.

Подрастающее поколение на примере старших узнало, что русский в Латвии – это «негражданин» и «инородец». Инородец –это не цитата из документов царской России, а термин из новояза чиновников Министерства образования Латвии. Русских школьников у нас называют «дети инородцев». Быть «ребенком инородца» в латвийской школе – значит быть парией среди сверстников и объектом третирования у учителей. Учитель-латыш третирует русского ученика не потому что от всей души ненавидит русских, а вследствие своей работы. Психологически трудно талдычить каждый день на уроках про ужасы российской и советской оккупации и при этом говорить: дескать, вот этот Ваня с задней парты хороший. Предки Вани поселились в Латвии во время «оккупации», значит и Ваня оккупант. Как же он может быть «хорошим»? Дети-латыши сразу распознают, что учитель лукавит, и такого педагога не будут уважать…Ваня, ставши подростком, встанет перед трудным выбором. Оставаться русским в Латвии – значит прожить с клеймом «инородца», «серой скотинки» на скучной работе, без перспектив на будущее. Ехать в Россию? А куда, к кому и зачем? Главное, Ваня не хочет уезжать из Латвии. Змей-искуситель, в лице националистически настроенного молодежного социума, шепчет ему: стань не Ваней, а Янисом, латышом. Обязательного хождения на марши эсэсовцев от юных латышей не требуется. Но нынешний Янис, бывший Ваня, ходит на шествия легионеров куда усерднее, чем его сверстники-латыши. Этим он доказывает враждебному социуму свою «латышскость». Поскольку неонацизм в Латвии рукопожат системными партиями и конвертируется в евро, Янис-Ваня не устоял перед искушением стать ультраправым политическим активистом. «Активничание» в политической «движухе» - это еще и карьерный рост. Если активист стал помощником депутата Сейма, он может рассчитывать, что на следующий созыв сам может стать депутатом.

Не будет лукавством сказать: существующая в Латвии с девяностых годов дискриминация русских направлена на то, чтобы русские, живя в Латвии, перестали быть русскими. Неонацисты вроде депутата Райвиса Дзинтарса продолжают линию системных респектабельных политиков недавнего прошлого страны. Выслать всех русских в сторону Пскова так же нереально, как и утопить их всех в Рижском заливе. А вот выхолостить из них русскость, превратив в агрессивных латышских «янычар», по сути, латышей второго сорта – более чем реально. В условиях существующего в Латвии экономического кризиса, когда схлопываются целые сектора экономики, а банковская сфера находится в руках внешних управляющих из Евросоюза и США, вопрос актуальных социальных лифтов обостряется до предела. Это уже говорю как экономист…

Рассказанное здесь – не политологическая спекуляция в форме прогноза, а текущая реальность нынешней Латвии, наиболее ярко проявившаяся на последнем марше эсэсовцев в Риге. Да и разве только Латвия в этом «пионер, всем диктатурам пример»?Да будет известно уважаемому русскому читателю: наиболее агрессивное ядро украинских неонацистов – это бывшие русские из восточных областей Украины, а никакие не галичане. На такие нацистские шествия и такое количество карателей в АТО молодежи всей Галиции не хватит. Почему русскоязычные граждане Украины проливают кровь своих братьев – русских? Спросите об этом у ныне покойного Виктора Черномырдина, ныне здравствующего Михаила Зурабова и других российских кураторов Украины…

Почему русский вопрос в Латвии беспокоит меня и других трезвомыслящих латышей? Все очень просто. Исторический опыт показал: только сохраняя связи с Россией и русской культурой, Латвия остается Латвией, а не тем, во что превращается сейчас – бесправным отхожим местом Европы.

Валдис Сауснитис, экономист, социолог (Рига)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валдис Сауснитис
«Уничтожить как можно больше русских»: о «героях» и элитах стран Балтии
Латвия, Литва и Эстония фактически признают себя сателлитами гитлеровской Германии
01.08.2019
«Куриная петля» Россельхознадзора?
Латвийский экономист Валдис Сауснитис о причинах и последствиях запрета на ввоз американской курятины в Казахстан
20.11.2018
Все статьи Валдис Сауснитис
Последние комментарии