В
своей статье о давно назревшем возвращении Спасо-Андроникова монастыря Русской Православной Церкви я сделал акцент на том, что древнерусское искусство - иконопись, храмовая архитектура и т.д. - не может быть понята, воспринята и оценена вне Церкви, без Церкви, и поэтому «бесцерковный» музей древнерусского искусства без возвращения Церкви Спасо-Адроникова монастыря – это тупиковая идея.
Альтернативой этому тупику является возвращение Спасо-Андроникова Церкви, создание при нем масштабного цивилизационного национального мирового значения центра древнерусской культуры имени св.Андрея Рублева со строительством музейного ансамбля, который гармонично впишется в восстановленную историческую застройку уникального района Андроникова монастыря.
Но сторонники противоестественного отрыва церковной культуры от Церкви продолжают пропагандировать разрыв неразрываемого, разделение и противопоставление неразделимого. Больше всего этом
отличился директор музея городской скульптуры Санкт-Петербурга В. Тимофеев, призвавший вообще к ревизии федерального законодательства о возвращении Церкви храмов. Тимофеев осуществляет «смысловой подлог», потому что храмы и монастыри, не возвращенные Церкви, не могут в полной мере функционировать как национальное достояние, так как монастыри и храмы невозможно воспринимать, как они задуманы своими архитекторами, без богослужения в них. Попытка воспринимать их без этой их сущностной составляющей свидетельствует о недостаточной компетенции теоретиков секуляризации церковного наследия.
И совершенно неадекватно выглядят обвинения В. Тимофеева и его единомышленников в адрес Русской Православной Церкви в том, что она, якобы, не способна обеспечить надлежащую сохранность возвращаемых ей святынь. При Патриархе Кирилл вопросам сохранения святынь, их реставрации придается архиважное значение. Созданы общецерковные комиссии и Экспертный совет по церковной архитектуре и искусству, куда вошли признанные искусствоведы страны. Они просто не дадут что-нибудь испортить и не так сохранить, даже если бы Церковь попыталась это сделать.
Вообще, отделение изучения церковного искусства от Церкви также является смысловым подлогом. Невоцерковленный специалист в области древнерусского искусства не является до конца специалистом, ибо иконопись и храмовая архитектура являются «богословием в красках» или камне. Понять это можно, только живя религиозной церковной духовно-мистической жизнью.
Конечно, воцерковление всех специалистов по иконописи и церковной архитектуре является идеалом и вопросом исключительно свободного выбора этих специалистов. А вот нравственные и профессиональные требования к ним, это, извините, норма. И, как оказалось, с этим у тех, кто ратует против возвращения Спасо-Андроникова монастыря Церкви, которую в этом кругу еще и ложно обвиняют в неумении сохранять святыни и шедевры, мягко скажем, большие проблемы. Как и с умением и, главное, желанием эти ценности сохранять.
Вот только некоторые факты, и ничего, кроме фактов.
В результате пожара, случившегося 10 марта 2019 года в складских помещениях на 1-ой Магистральной улице в
Москве, пострадал не только лако-красочный цех, но и от обрушения крыши и пролившихся тонн воды погибла уникальная часть одной из лучших коллекций копий фресок Древней Руси XI-XVII веков ФГБУК Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Невосполнимой утратой является гибель двух комплексов в объемных формах работы известного художника-копииста Н.В. Гусева (1926-1997) – это модель-макет купола и барабана церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, состоящая из 7-ми отдельных копий (страховая оценка самого музея – не менее 70 тысяч долларов США) и феноменальная по объему и сложности модель-макет восточной части храма Рождества Богородицы в Ферапонтове с росписями работы Дионисия, состоящая из 48-ми отдельных копий (страховая оценка – не менее 280 тысяч долларов США).
Эти объемные копии демонстрировались на выставках не только в музее, где хранились, но и в Государственной Третьяковской галерее, Академии художеств, Музее Победы на Поклонной горе, а также на выставочных площадках многих европейских государств, где пользовались заслуженной популярностью.
Персональную ответственность за гибель этих памятников несут лично директор музея М.Б. Миндлин, отдавший преступный приказ о перемещении хранения полноценных музейных экспонатов в неподготовленное помещение, причём, без разрешения Министерства культуры Российской Федерации, и Главный Хранитель музея, не воспрепятствовавший этой непрофессиональной акции.
Вместе с ценными музейными экспонатами погибло около 40 фото-факсимильных копий икон из собрания ЦМиАР, а также большое количество книг, изданных музеем (на несколько миллионов рублей).
Как нам достоверно известно, М.Б. Миндлин факт гибели музейных экспонатов и книг скрывает. В Министерство культуры было отправлено письмо всего лишь о гибели в пожаре инвентаря (!) музея.
Михаил Борисович Миндлин вообще фигура примечательная.
Процитируем фрагмент из заключения ученых научного коллектива музея древнерусского искусства и журналистов о деятельности М. Миндлина:
«Уголовник Михаил Борисович Миндлин (Музей Рублева) уличен во лжи про свой приговор… Статс-секретарь В Мединского Григорий Пирумов, осужденный 09.10.2017 г. по ст. 159, Ч. 4 УК РФ, вновь арестован 18 мая 2018 г. по новому эпизоду с расхищениями госбюджета по нашумевшему на всю страну "делу реставраторов"! 16 и 17 мая были проведены обыски по его месту жительства, а задержали Пирумова непосредственно в здании СКР в Техническом переулке, куда он был вызван на допрос. Как сообщил следователь СКР в ходе судебного заседания 18 мая в Басманном суде Москвы, Григорий Пирумов недавно подал документы, необходимые для получения визы в Великобританию, и может скрыться от следствия, поэтому Суд вновь арестовал до 16 июля с.г. проворовавшегося зама Мединского…
Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. "сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация", входил … директор ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева" Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в "Лефортово"»:
Подробнее:
«...Почему так повезло Миндлину? Тут нужно понять, в чем конкретно его обвиняли.
- Эти события относятся к периоду, когда Миндлин был директором Государственного центра современного искусства, - рассказывает источник в следствии. - Ему вменяли хищения при реставрации памятника федерального значения - башни "Кронпринц" в Калининграде. Это легендарное фортификационное сооружение (возводилось по проекту берлинского генерала и инженера Эрнста Людвига фон Астера). Башня была передана в оперативное управление Государственному центру современного искусства еще в 2003 году. И если в XIX веке там были казармы, военная полиция, то сейчас там... рестораны и гей-клуб. Архитектурный проект реставрации башни (на мансарде на площади 500 кв. м предполагалось сделать выставочный зал современного искусства) разрабатывал авторский коллектив, в составе которого был сам Михаил Миндлин. Деньги были выделены немалые. Но реставрация шла, мягко говоря, ни шатко, ни валко. Когда в ГЦСИ проводили обыски, то в первую очередь изъяли документы по реставрации "Кронпринца".
В суде "дело реставраторов" рассматривалось в упрощенном порядке (состоялось всего 3 судебных заседания), потому что все подсудимые признали свою вину. Про раскаяния на суде Пирумова и Мазо мы писали, были они искренними и громкими, но вот Миндлин умудрился "осудиться" тихо. Однако уже сам факт, что вину-то он признал (в противном случае его дело выделили бы в отдельное производство), о многом говорит. По логике вещей после этого человек должен был подать заявление об увольнении. В конце концов речь о преступлении, а не о детской шалости, тут не отделаешься наивным: "Я больше не буду". Но Миндлин не подал. На мой «неудобный» запрос, адресованный ему лично, отвечать не стал (видимо, посчитал, что это провокация)…»
Отмеченные выше ученые и журналисты делают вывод о том, что «осужденный по ст. 159, ч. 4 УК РФ за расхищение бюджетных средств в крупном размере и мошенничестве в составе организованной преступной группы Михаил Борисович Миндлин, злоупотребляя служебным положением, позорит всемирно известный Музей».
Какие еще факты и комментарии нужны для опровержения «аргументов» противников возвращения Русской Православной Церкви Спасо-Андроникова монастыря?!
И в заключение. В те дни, когда вся Россия празднует пятилетие воссоединения Крыма с Россией, «агитационный листок» тех, для кого «Крым-не наш», компрадорская «Новая газета» подключилась к борьбе против возвращения Русской Православной Церкви Спасо-Андроникова монастыря и возрождения символа Екатеринбурга - храма святой Екатерины. Борьбу с храмом св.Екатерины много лет ведут
Навальный, Чирикова и бывший мэр города Ройзман. В этой борьбе всё яснее вырисовывается геополитическая подоплека. Генкосульство США в Екатеринбурге борется за реализацию закона США «О порабощенных нациях», написанного львовским униатом-эмигрантом Львом Добрянским согласно которому Россия оккупировала земли казаков, Волги и Урала, и США будут добиваться их «освобождения». Чтобы построить «Уральскую Республику», сфабриковать по примеру «
украинства» и «змагарства» «уральский язык», «уральскую нацию», а может и «уральскую церковь», нужно скомпрометировать Русскую Православную Церковь и русское национальное самосознание. Чем и занимаются борцы против возрождения храма святой Екатерины.
Ну, а борьбой с законным возвращением Русской Православной Церкви Спасо-Андроникова монастыря в «Новой газете» занялся лично Александр Валерьевич Солдатов. Тот самый, кто всю свою журналистскую карьеру занимается борьбой с Русской Православной Церковью и не брезгует в этой борьбе самой отвратительной клеветой. Так и здесь. Оказывается, если Церкви вернут Андроников монастырь, то будут потеряны шедевры Третьяковки (?!). А глава Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов) предстаёт в статье, со «ссылкой» на анонимов, этаким чуть ли не варваром, выкапывающим могилы и уничтожающим склепы. Глава общественного движения в поддержку возвращения Андроникова монастыря Церкви Сергей Карнаухов «виноват» в том, что он защищал Россию на Кавказе и подавал в суд на Навального, являющегося для «Новой газеты» «героем». Как и рекламируемый Солдатовым М. Миндлин. А может «хероем», так как Александр Солдатов специально переселился в Киев для того, чтобы помогать Петру Алексеевичу Порошенко бороться с Русской Православной Церковью, в том числе уничтожать Украинскую Православную Церковь. Конечно, Порошенко против передачи Русской Церкви Спасо-Андроникова монастыря. Он передал бы его раскольникам из «российской автономной церкви», к которой принадлежат Солдатов и антипутинский политтехнолог Г. Павловский, который еще в начале 2000-х годов профинансировал Солдатову специальный медиа-ресурс для борьбы с Русской Православной Церковью - «Портал Кредо.ру». Напомним, бывший глава «российской автономной церкви» (РПАЦ), к которой принадлежат Солдатов и Павловский, «митрополит» Валентин (Русанцов) был осужден за педофилию. Солатов и Павловский рассчитывали сделать из «РПАЦ» «альтернативу Русской Церкви», которая, вероятно, в итоге получила бы «томос» от Константинопольского патриархата.
Нам нужно понимать, кто борется с возвращением Спасо-Андронкова монастыря Русской Православной Церкви.
Кирилл Александрович Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ
1. Re: «Миндлин-гейт»