Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы?

О совпадениях в биографии братца Иоанна Чурикова и бывшего священника Владимира Головина

В 1861 году в Самарской губернии родился человек, который отличался редкими личными качествами и, обладая невероятной способностью к миссионерству и, очевидно, внушению, мог своей личной проповедью сразу оказать духовное лечение и избавить тысячи своих современников от алкогольной зависимости, приводя их попутно в Церковь. И кто бы мог предположить, что этот человек словно выступит духовным завещателем для одного из наших с вами современников - протоиерея Владимира Головина!

Тот человек, живший век назад, прошел удивительный жизненный путь от трактирщика - через болезнь жены, разорение и благословение Иоанна Кронштадтского - к проповеди трезвого образа жизни и Православия, созданию трезвеннических обществ, противостоянию с представителями церковного священноначалия и государственных властей, признанию себя сектантом, отлучению от Церкви и гибели в расстрельные тридцатые годы прошлого века по обвинению в антигосударственной деятельности. Этот человек, родившийся в год отмены крепостного права, Иван Васильевич Чуриков получил наиболее распространённое в мiру обращение «братец Иоанн Чуриков».

Братец Иоанн носил атласные рубашки и поверх одежды свой нательный крест на груди, наподобие наперсного. Крест был алюминиевым и, естественно, украшений не имел, но был огромен. Именно такой облик братца Иоанна делал его легко узнаваемым и приближал всех окружающих к восприятию братца в качестве священника. В действительности же он не был им никогда в своей жизни. Тем не менее, это нисколько не мешало ему вести неформальную проповедь трезвого образа жизни через приход к Богу и в Православную веру среди своих почитателей и посторонних людей, становившихся случайными свидетелями его выступлений. Священнослужители, кто был к нему наиболее расположен и совершенно лоялен, пускали его в свои храмы, где он и совершал проповеди перед собиравшимися его послушать.

Естественно, что священноначалие, не до конца понимающее суть и смысл его проповеднической деятельности и проводимых перед многотысячными толпами собравшихся людей бесед религиозного наполнения, всегда пыталось направить его деятельность в некое официальное русло и поставить ее «под свое крыло». Однако братец Иоанн категорически отказывался от подобного, соглашаясь всего лишь на присутствие на его проповедях официальных представителей Церкви. Из-за отказа братца подчиняться и согласовывать эту свою деятельность с требованиями церковного начальства он был частенько признаваем разного рода раскольником и сектантом и поэтому преследовался, вплоть до арестов и отбывания наложенных наказаний.

Еще одной особенностью натуры братца Иоанна Чурикова были невероятные организаторские способности. По свидетельству современников, к Чурикову ходило в пять раз больше народа, чем даже к праведному Иоанну Кронштадтскому - до 500 тысяч человек. Он создал мощное трезвенническое общество в свою честь - «БИЧ» (Братство Иоанна Чурикова), деятельность которого церковные и государственные власти часто пытались запретить или хотя бы воспрепятствовать ему. В 1911 году, стремясь обезопасить свою деятельность, Чуриков построил себе для бесед дом в пригороде Петербурга в селе Александровском, где после длительной переписки министр официально разрешил вести беседы. Это позволило не согласовывать деятельность с официальной Церковью. В команде Чурикова работала целая корпорация, которая выглядела как мини-колхоз. У них были свои типография, трактора, скот и вся на тот момент современная инфраструктура, которая осуществляла мощную пропагандистскую «миссионерскую» деятельность. Приходящие в нему получали духовное лечение в избавлении от пьянства и от болезней. Иногда ему лично, а иногда и через прислугу, передавались многочисленные письма и записки с просьбами. В ответ же вопрошающие получали советы, а также масло и кусочек сахара - вероятно, как альтернативу Причастия.

4 февраля 1914 года Миссионерский совет установил многочисленные «сектантские заблуждения и действия» Чурикова и определением Санкт-Петербургского митрополита (будущего священномученика) Владимира (Богоявленского), постановил подвергнуть Иоанна Чурикова «малому отлучению» (от Святого Причастия) «впредь до искреннего раскаяния его в своих заблуждениях и объявления им полного послушания церковной власти». Но, к сожалению, Чуриков не посчитал нужным прислушаться к голосу Церкви и покаяться. Он не считал это отлучение голосом Церкви, а полагал его ошибкой церковной администрации и некомпетентностью миссионеров, которые его, как он считал, «лживо обвиняли».

Следует, пожалуй, вспомнить, что в 1918 году он организовал при советской власти самую первую в стране коммуну с тем же названием (на заметку сторонникам православного социализма в качестве примера подвижнической деятельности), что, конечно, очень показательно характеризует его талант к управленчеству и как человека дела.

Вся эта история жизни Ивана Алексеевича Чурикова, братца Иоанна, условно можно считать, проходила сто лет назад. Зачем и почему обо всем этом вспомнилось? Да потому, что ровно через сто лет, в 1961 году, и практически в том же географическом месте (в соседней с Самарской Ульяновской области) родился другой проповедник, уже наш современник, священнослужитель, протоиерей, ныне изверженный из сана и ставший обычным мирянином, Владимир Валентинович Головин. И основные вехи жизненного пути каждого из них повторяют друг друга. Да настолько, что первого вполне можно величать завещателем своего дела Головину, а второго можно признать духовным продолжателем проповеднической деятельности братца Иоанна Чурикова, повторяющим через столетие судьбу своего духовного наставника.

Родился Владимир Головин, подобно братцу Иоанну, в великий год - год первого полета человека в космос, открывшего новую эпоху бытия нашей страны, словно сбросившей земные оковы, наподобие избавления от рабских оков крепостного права в год рождения Ивана Чурикова. И хоть и был рукоположен Головин в священный сан, но соответствующего богословского образования так и не получил и, как и Чуриков, проповедовал и толковал Евангелие по своему усмотрению. Именно поэтому в толкованиях этих проповедников можно увидеть «богословскую смесь» православного, католического и протестантского богословия.

Невероятно талантливыми проповедями Головина заслушивались в стране тысячи людей, уверенно заявляющих, что именно через них они пришли к Богу и к Вере. Да, в этом приходе была некая странность, словно угощение сахаром вместо причащения, - приходили через молитву по соглашению. А вот через нее дальше в Веру ли? И в какую Веру? Тут еще следует разбираться, как и с последователями братца Иоанна.

И последователей у В.Головина многие тысячи, как об этом заявляется его сторонниками, как и у Иоанна Чурикова. И точно также выступает В.Головин нелюбимым церковным священноначалием вплоть до извержения из сана, что во многом аналогично отлучению от Причастия братца Иоанна. Как и братец Иоанн, В.Головин объясняет, что и с ним поступает именно его начальство совершенно несправедливо и неразумно, надеется на возможное вмешательство руководителей высшего уровня управления Церковью, которое справедливость восстановит, наложенное прещение снимет, а самого его возвратит в Тело Христово в прежнем сане. Отсюда и игнорирование В.Головиным непосредственного священноначалия, подобное аналогичному игнорированию братцем. Головин совершенно не переживает в связи с каноническим прещением правящего архиерея. Вместе с братцем Иоанном они оба считают, что это они со Христом остались, а официальная Церковь давно уже от Него отошла. Вот в чем их главная ошибка, - в самообольщении. И сын В.Головина, вместо того чтобы покаяться и упасть в ноги правящему архиерею, прося у него прощения, отправляется в туристическое паломничество по святым местам (Израиль, Италию, Грецию), чтобы помолиться и снять напряжение от надоевшей церковной администрации.

В.Головин тоже прославляется своими почитателями как созидатель молитвенных сообществ, составленных из множества людей, подобно трезвенническому братству и коммуне братца Иоанна, что свидетельствует о несомненном его управленческом таланте. Вот ведь повторение истории через сто лет! Ну как можно пройти мимо подобного и не обратить на все это внимание?!

Хотя картина повторения вторым персонажем нашей статьи основных этапов жизни первого не столь однозначна. Дело в том, что были в биографии братца Иоанна такие события, которые делают его фигуру глубоко симпатичной каждому, кто знакомится с ним поближе, и которых пока явно не хватает в биографии В.Головина.

Братец Иоанн был глубоко бескорыстным человеком. Еще в начале своего жизненного пути после заболевания жены и её смерти в свои 28 лет он продаёт остатки имущества, раздаёт вырученные деньги нищим и отправляется странствовать, а фактически - нищенствовать. Более того, в возрасте 31 года он начинает носить вериги. А проповедь трезвеннического образа жизни начинает в возрасте Иисуса Христа не где-нибудь, а среди городской бедноты на Лиговке в Санкт-Петербурге. Пока о подобных подвигах бескорыстия от В.Головина не слышно.

Вот это и есть кульбит истории, когда она, перевернувшись, встает через сто лет не на «обе ноги» сразу, как при перевороте в точности повторяя события прошлого, а только лишь на «одну ногу», а «вторую» -  бескорыстие - словно случайно позабыв о ней, так пока и не опустила.

Впрочем, время для начала совершения подвига безсребренничества у В.Головина, духовного продолжателя дела проповедника братца Иоанна, есть. Почитатели братца Иоанна, хоть и хотели бы его прославления Церковью в одном из рангов святости, заявляя о его чудотворениях, прекрасно понимают невозможность этого, потому что его уход из жизни нераскаянным не позволяет подобного ни на йоту. А вот для Владимира Валентиновича Головина подобное еще очень даже возможно, потому что жизнь не остановилась, жизнь продолжается и в ней по Божьей благодати возможно все!

Кстати, если присмотреться к нашим героям на фотографиях повнимательнее, то можно заметить и несомненное личное сходство.

Андрей Владимирович Козлов, публицист, Санкт-Петербург

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Подобные статьи появляются

Такие статьи появляются в начале Великого Поста. Со сравнением "судеб", внешности...

Исидор / 11.03.2019

2. автор откровенно переверает!

Сначала он пишет: "В команде Чурикова работала целая корпорация, которая выглядела как мини-колхоз. У них были свои типография, трактора, скот и вся на тот момент современная инфраструктура..." Потом, пишет об обратном: "Братец Иоанн был глубоко бескорыстным человеком. ... он продаёт остатки имущества, раздаёт вырученные деньги нищим и отправляется странствовать, а фактически - нищенствовать. И всё это приводится в пику о.Владимиру! Не автор, а хамелеон. Заказной и откровенно очернительский опус.

Михайлов Вячеслав / 11.03.2019

1. Re: Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы?

Все бы ничего, но Головина слишком порой заносило в подробности физического бытия Христа.

Porto / 11.03.2019
Андрей Козлов:
Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы?
О совпадениях в биографии братца Иоанна Чурикова и бывшего священника Владимира Головина
11.03.2019
Не будьте подозрительными, но будьте наблюдательными!
Полковник милиции в отставке Андрей Козлов о том, как простому человеку распознать готовящийся теракт
18.10.2018
Враги готовятся объявить нашу Церковь вне закона
В сложившейся ситуации самое время найти поводы, веские, весомые, неотразимые, ведущие к церковному единству, и объявить о возвышении Третьего Рима и передаче всех полномочий от Фанара к Москве
13.10.2018
Америка «закусила удила»
Что нам делать с их санкциями?
14.08.2018
Пенсии: кто виноват и что делать?
Вернем Веру в сердца — тогда нам будет безразличен пенсионный возраст, потому что мы созданы не для пенсии, а для жизни вечной
18.07.2018
Все статьи автора
"Борьба с сектами в России"
«Это паралич душ и духа государства в целом!»
Обращение к депутату Госдумы РФ Сергею Шаргунову
10.10.2019
Чиновное недомыслие или духовная диверсия?
В Санкт-Петербурге под эгидой Управления делами Президента России пройдёт Международный теософский конгресс
30.09.2019
Сектант и бывший наркозависимый наведёт порядок на Украине?
Заместителем министра внутренних дел братской страны стал один из руководителей секты «Центр здоровой молодёжи», «щирый хохол» Александр Гогилашвили
26.09.2019
Все статьи темы
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
«Это паралич душ и духа государства в целом!»
Обращение к депутату Госдумы РФ Сергею Шаргунову
10.10.2019
«Цель реабилитации - приобретение навыков духовной жизни»
История Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского во Владивостоке
03.10.2019
Нас уже миллионы
К 115-летию Фёдора Григорьевича Углова (22.09/5.10.1904 - 22.06.2008)
03.10.2019
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
Все статьи темы