20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление на мероприятии Ольги Ивановны Артеменко.
Посредством современного законодательства в юридический, политический, образовательный оборот введены такие понятия как «государственный язык Российской Федерации», «государственный язык республики Российской Федерации», «родной, в том числе русский язык» (Конституция Российской Федерации, ст. 68), чего не было в советское время. При таком статусном многообразии остается понимание того, что русскому языку и культуре принадлежит исключительная роль в историческом развитии России и в обеспечении сегодня ее целостности и духовного единства. Именно русский язык и культура по-прежнему являются единственной надежной скрепой для всей нашей России в целом, со всеми населяющими ее народами, что доказано всем ходом тысячелетней истории. За весь период Советского Союза было много вложено сил и средств, чтобы все население, независимо от этнической принадлежности, качественно владело русским языком, так как от этого зависело развитие тяжёлой промышленности, состояние Советской Армии.
В настоящее время для всех граждан Российской Федерации и граждан, прибывающих из ближнего и дальнего зарубежья, современный русский литературный язык является государственным языком Российской Федерации. Именно в этом статусе, как одно из условий экономического развития многоязычной страны, перехода на импортозамещающую экономику, он обеспечивает конкурентоспособность всех граждан Российской Федерации независимо от этнической принадлежности. В этом статусе русский язык, как скрепа государственности, призван: способствовать формированию общероссийской гражданской идентичности, сохранению единства культурного, образовательного пространства; обеспечивать возможность личности самореализоваться в условиях многонационального и поликультурного государства. Задача непростая, так как последние двадцать пять лет во многих субъектах Российской Федерации у населения активно формировали этническое самосознание, связанное с возрождением народных традиций, а у обучающихся также не бесспорное понятие «малая Родина».
Российская Федерация от советского союза по наследству получила сформированную русскоязычную общность, которая включает представителей всех этносов, проживающих в России. Будучи общегосударственным, русский язык на протяжении всей истории многонационального российского государства выполнял и выполняет функцию проводника в мировую культуру и науку, выступает частью интеллектуального достояния граждан России и конечно косвенно является языком общения в многоязычном российском обществе.
Учёт в общеобразовательной деятельности закреплённого Конституцией Российской Федерации статуса современного русского литературного языка – одно из важных условий, обеспечивающих качество его изучения.
В Конституции Российской Федерации с 1993 года установлен статус языков народов России. В соответствии с конституционным статусом языков 14 статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет понятийный аппарат для его использования при реализации языковой образовательной политики.
Однако, нужно отметить, что в нормативных актах сферы образования начиная с середины 90-х годов XX века появились такие понятия как «русский неродной», «русский как неродной», «родной нерусский». Отсутствие дефиниций этих понятий, их семантическая многозначность в сложившемся в России языковом многообразии позволяет трактовать данные понятия по-разному, что на практике приводит к ряду коллизий. Например, понятия «русский неродной» и «русский как иностранного», в некоторых работах, трактуются как равнозначные понятия. В условиях, когда законодательно установлен статус языка в качестве государственного языка Российской Федерации, использование в общеобразовательной деятельности понятия «русский неродной» недопустимо. Для всех граждан Российской Федерации, не зависимо от их этнической принадлежности, русский язык в первую очередь является государственным языком. Использование в общеобразовательной деятельности понятия «русский неродной» ассоциативно формирует в сознании обучающихся понятие «Россия не родина». Использование в нормативной документации сферы образования понятия «родной нерусский» в ряде случаев, например в ФГОС, исключает русский язык из статуса родного языка.
В методических работах (Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков. СПб: «Златоуст», 1999) понятие «русский язык как неродной» определяется «как средство межнационального общения народов России и как учебный предмет в национальной средней и высшей школе». При наличии конституционно установленного статуса государственного языка Российской Федерации становится очевидным некорректность использования данного методического определения. С нашей точки зрения, при наличии конституционного статуса языков, из числа языков народов России, установленного 68 статьей, при разработке нормативных материалов в сфере образования, в том числе и Концепций, необходимо использовать только понятие «государственный язык РФ» и «родной язык – русский».
В первом пункте 68 статьи Конституции РФ установлено, что на всей территории Российской Федерации функционирует русский язык в статусе государственного языка именно Российской Федерации. В республиканских конституциях и других законодательных актах русский язык является государственным языком республики, что конечно нарушает федеральную законодательную норму. Изменение конституционного статуса русского языка недопустимо. Русский язык при определенных языковых ситуациях, наряду с государственным языком Российской Федерации, может функционировать в качестве родного языка для всех, кто его таковым считает. Никто не вправе определять родной язык по национальному признаку, кроме самого носителя языка. Родной язык определяется носителем – субъектом. Качество функционирования государственного языка Российской Федерации в определенной степени определяет экономическое развитие общества. Именно поэтому основная функция общегосударственного языка – обеспечение конкурентоспособности граждан общества. Функция межнационального общения реализуется косвенно. Государственный язык используется в различных сферах общества: законодательной, делопроизводства, судопроизводства и др. Сфера общения качеством функционирования языка практически не определяется. Не обязательно быть грамотным и владеть качественно литературным русским языком, чтобы понять друг друга. На территории стран СНГ, в отличие от Российской Федерации, русский язык может выступать в качестве языка межнационального общения. В этих государствах, в отличие от Киргизии, он не является государственным языком. Говоря о русском языке, нужно помнить, что в России уникальная языковая среда. Русский язык находится во взаимодействии с более чем двумястами семьюдесятью (270) языками и диалектами.
С нашей точки зрения, в системе образования, в качестве методических терминов, необходимо использовать следующие формулировки: «русский язык (государственный язык РФ) для не владеющих», «русский язык (государственный язык РФ) для слабо владеющих» «русский язык (государственный язык РФ) для владеющих», «родной язык – русский».
Родной язык – не всегда совпадает с национальностью субъекта-носителя. Родной язык, это язык который человек определяет сам для себя. Его ещё иногда называют «материнским» языком. В смешанных по национальному признаку семьях, субъект-носитель языка может определять для себя не один родной язык. Чаще всего это язык, который усваивается человеком с раннего детства, находясь в конкретной языковой среде без специального обучения. Родной язык определяет наличие внутренней эмоциональной связи, а также состояние самоидентификации, культурную идентификацию. Каждый обучающийся сам для себя определяет родной язык и в этой связи школа должна предоставить условия для его изучения в пределах возможностей (Федеральный закон №273-ФЗ «
Об образовании в Российской Федерации», ст. 14, п.4.). Необходимо помнить, что один и тот же язык может функционировать в системе образования и в статусе государственного и в статусе родного языка. Это языки установленные законодательством республик в статусе государственных языков республик РФ. В содержательной части в системе образования родной язык в отличие от государственного языка должен характеризоваться усиленной лингвокультурологической составляющей.
Предложенный нами понятийный аппарат определяется основными положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона №1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Россия – многоязычная, многонациональная страна. У каждого субъекта Российской Федерации есть свои особенности, своя языковая ситуация. Конечно, их нужно учитывать, обеспечивая при этом единые подходы реализации основных приоритетов государственной языковой образовательной политики, установленных третьей статьёй федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». К ним, в первую очередь, относятся сохранение единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, этнокультурного многообразия народов России, включая русский народ, упрочение гражданского сознания и духовной общности нашей нации. В реализации и эффективности данных принципов ведущая роль принадлежит русскому языку, разработки содержания и его научно-методическому сопровождению. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», как и федеральный государственный образовательный стандарт не устанавливают использование единого содержания в образовательной деятельности. За последние десятилетия разработано довольно большое количество инновационных разработок с использованием разнообразного понятийного аппарата, который, как показывает практика, не систематизирован.
Современная языковая ситуация в России, как результат развития определенных социальных и культурно-языковых процессов, требует особого внимания. Государственная языковая политика объективно играет огромную роль в формировании духовной общности многонационального народа России, высокого уровня взаимоуважения между людьми, проживающими совместно и принадлежащими к различным этносам.
В России языковая политика устанавливается и регламентируется рядом федеральных законов, имеющих верховенство на всей территории Российской Федерации (Конституции Российской Федерации, ст.4, п.2).
Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие (ст. 15), устанавливает:
право каждого человека на пользование родным, в том числе русским, языком;
право на свободный выбор языка общения, воспитания и интеллектуального творчества;
право каждого человека на свободный выбор языка обучения;
право на сохранение родного языка всех народов России, в том числе русского народа, создание условий для изучения и развития родного языка;
В условиях федеративного устройства Российской Федерации на всей её территории в системе образования, русский язык функционирует в статусе государственного языка Российской Федерации и как отметил
Владимир Владимирович Путин в Йошкар-Оле (
заседание Совета по межнациональным отношениям, 20 июля 2017 г., Йошкар-Ола), «его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией РФ право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского». Владимир Владимирович не случайно обратил наше внимание на данный факт, так как в федеральном образовательном законодательстве отсутствует норма обязательного изучения любого предмета, в том числе и любого языка. Ни один федеральный закон не устанавливает обязательное изучение русского языка ни в статусе государственного языка Российской Федерации, ни в статусе родного языка. Федеральное законодательство устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере образования, к которым отнесено обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, т.е. обязывает органы государственной власти в сфере образования создавать условия для удовлетворения образовательных потребностей. Закон «О государственном языке Российской Федерации» обязывает федеральные органы государственной власти обеспечивать реализацию права граждан Российской Федерации на получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных организациях. Сама объективная ситуация диктует необходимость изучения русского языка.
Сложная и неоднозначная языковая ситуация в субъектах Российской Федерации требует особого внимания к условиям изучения и преподавания русского языка как в статусе государственного языка Российской Федерации, так и в статусе родного. Это в первую очередь определяется тем, что в республиках Российской Федерации вводится обязательное изучение государственного языка республики, с целью повышения статуса и расширения сфер его функционирования. В некоторых субъектах федерации преподавание государственного языка республики осуществляется за счет сокращения часов на изучение русского языка, что не допустимо.
Ольга Ивановна Артеменко, директор НИЦ «Национальные проблемы образования» ФИРО РАНХиГС, Москва
1. Так это и есть социализм.