20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление в тезисном виде на мероприятии Андрея Витальевича Сошенко.
О сакральности и актуальности «Москва - Третий Рим» говорить не стану, об этом сказали в своих выступлениях Анатолий Дмитриевич Степанов, Константин Геннадьевич Ильин, иные, а Леонид Евгеньевич Болотин совершенно верно усиливает понимание этой идеи формулой «Москва - Новый Иерусалим».
Из названия темы: «"Москва - Третий Рим" - концепция или будущее России?», я бы однозначно определил - будущее России. Но воплощение идеи произойдет не каким-то чудесным образом, а соразмерно нашим соборным усилиям. Конечно, на всё Воля Бога. Но воздаётся нам по делам или отсутствию дел, дается за деятельное стремление к результату или отнимается, если мы проявляем неблагоразумие или непоследовательность. Это относится к любому уровню - властному или общественному, федеральному, региональному или местному.
Мы сейчас прослушали доклад К.Г. Ильина, в котором он скромно коснулся лишь вскользь реальных дел, осуществляемых органами местного самоуправления Калязинского района под его руководством. Но мы знаем конкретные меры в духовном и культурном плане, экономике района, воспитании молодежи и поиске молодых талантов, проводимые в Калязинском районе. На сайте РНЛ этому посвящена отдельная рубрика «Калязинский район - решение вопросов по-русски». Вот как надобно действовать на местах, в регионах и в целом по России! Какие перспективы открылись бы, если бы на федеральном и региональном уровне были бы такие люди, как Константин Ильин?!
А что сейчас в целом по России? Почти три десятилетия либеральная власть в России разными методами выхолащивала из государственной службы все державное, русское национальное, в конце концов, просто - человеческое. Есть во власти и сегодня, конечно, единицы тех, кого можно назвать, действительно, патриотами, в основном - в представительной ветви власти. Но, в целом, с учетом исполнительной власти - либо «эффективные менеджеры», либо еще не пойманные коррупционеры, либо - «пятая колонна», либо просто беспринципные люди. За некоторым исключением, конечно. Негласные правила диктуют и перековывают здоровые кадры под общие правила. Способна ли сегодня такая власть хотя бы не сразу, а постепенно перейти на принципы идей «Москва - Третий Рим»? Сама по себе - нет. Только, если православная и патриотическая общественность страны громогласно и квалифицировано обратит на то внимание власти.
Вроде, о необходимости принятия государственной идеологии заявляет иногда российская власть, как это было в Валдайской речи 2013 года Президента России В.В. Путина. Но дальше деклараций, к сожалению, дело не идет. Одно дело понимание Президентом, что нужно что-то в этом вопросе делать, а другое - воплощение. Если и попытаются «изобразить» в исполнительных органах власти государственную идеологию, то можно представить, что это будет! Вот сегодня уже упоминали о недавней статье Владислава Суркова «Долгое государство Путина». С одной стороны хорошо, что хоть таким своеобразным образом, но не забывается тема национальной идеи. А с другой стороны, если говорить о конкретной редакции статьи?.. Владислав Сурков, как и прежде он сам, как и многие в федеральной власти, не смог даже выговорить словосочтаний «русский народ» или «русская культура». Вместо этого - какой-то «глубинный народ».
В этой ситуации многое зависит от патриотических сил, общественных лидеров. Смотрю на дискуссию вокруг статьи Суркова в центральных электронных СМИ среди тех, кому дозволено говорить на всю страну. Вот, Карен Шахназаров воспользовался подачей туманного термина «глубинный народ» и продолжил свои заклинания в актуальности евразийства (а не русской имперскости), вновь говорит про «российский народ», то есть про «россиянство», как антитезу русскости. Про либералов, коллег Суркова, уж не говорю, они эту тему и без Шахназарова внедряют в реальную политику государства.
Именно в русскости, а не в российскости перспектива объединения в единое государство, для начала, России и Белоруссии. «Россияне» - это граждане (что уже высоко), но не народ. Путать понятия нельзя. Если здесь, в России, русские превратятся в «россиян», то с кем объединяться, например, белорусам? С «россиянами»? «А мы не „россияне"», - справедливо скажут белорусы. Мы - белорусы, русские, одна из трех составляющих русского народа. И с кем им объединяться, если русские в России стали сами себя считать «россиянами»? Жаль, что сегодня не смог приехать из Минска Александр Юрьевич Бендин, доктор исторических наук. Он как раз на эту тему хотел говорить. Об опасности белорусского национализма в современной Беларуси, пытающегося выделить белорусов в отдельную, по сути, нерусскую нацию, с одной стороны, и о размывании русскости в самой России. Белорусы не поймут, если их станут называть россиянами. Тоже самое применимо и к другим русским территориям, ко всему Русскому Миру. Если в России, оказывается, не русская нация, а «российская», то к какой культуре, какому национальному сообществу отнести русских за рубежом?
Обосновывая т.н. «россиянство» часто спекулируют озабоченностью мусульман и буддистов. Мол, а им как быть? Эти же народы не русские. Но мусульмане в массе своей (кроме отдельных националистов в соответствующих республиках) не будут против Православия и русскости, как государствообразующих понятий, потому что Православие никогда не ущемляло права других конфессий и не было агрессивно (в отличие от Католицизма) в навязывании веры. И мусульмане это знают и понимают. А мусульманам нужно одно - свободное и неущемленное исповедование своей веры. Православие и русское отношение к делу - это обеспечивает.
А что такое русскость? Всё так просто! Только почему-то даже в нашей среде национально-патриотических организаций забывают о совершенно верном и четком определении 18 Всемирного Русского Народного Собора, объединяющего, кстати, все российские конфессии, о русской идентичности.
В дискуссии вокруг статьи про «долгое государство» для вида предоставили слово Александру Щипкову, но, сразу после его критических замечаний по терминам Суркова - говорить не дали. Уважаемый Александр Проханов верно стал говорить о «Москва - Третий Рим», «Москва - второй Иерусалим», но тут же зачем-то добавляет мистику - космизм. Циолковский, Чижевский, Вернадский, отчасти Федоров - это наука. С наукой «космизм» имеет стыковки, имеет положительные стороны, в частности, освоению космоса обязаны гению Циолковского. Но с государственной идеологией это путать ни в коем случае нельзя. Иначе мы никогда не выберемся из пут всяких «либерализмов», «евразизмов» и «космизмов», так и будем, даже в патриотическом лагере, блуждать в бесконечных дискуссиях и спорах.
Многое зависит от чистоты нашего изложения Русской идеи. Какой? Той, синонимом которой является название нашей конференции - «Москва - Третий Рим». Нужен единый соборный документ от имени русской православной общественности, национально-патриотических сил по исконной русской идеологии. Прообраз его, считаю, есть - это «Русский Манифест». Можно спорить по стилистике, не соглашаться с отдельными акцентами, но там, с моей точки зрения, нет ничего лишнего и еретического. И с другой стороны - кратко систематизированы и даны через призму современных вызовов основные мысли классиков русской мысли прошлого и настоящего - «Москва - Третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», другие незыблемые ценности.
Повторю, что говорил ранее. Нет сомнения, что наш соборный документ по русской идеологии органами власти и государством в целом восприниматься сразу не будут. Но! Мы всегда сможем говорить о конкретных действиях верховной власти в русле соответствия или несоответствия русской идеологии. В отдельных вопросах мы сможем поддерживать действия власти, в других (не соответствующих исторической миссии России) - критиковать, предупреждать и т.д., ссылаясь на реальный документ. А, значит, сможем дееспособно подвигать конкретную политику государства в русле традиционных ценностей России. И второе - сами консолидируемся и поймем никчемность дискуссий по второстепенным вопросам, которые уже давно определены классической русской мыслью. Чем прямее мы заявим об истинных и неизменных во времени национальных интересах России - тем скорее сладится дело.
И еще в рамках заявленной темы выступления я хотел бы напомнить о текущих проблемах, о защите того немного, что имеем, что враги Русского мира пытаются отнять. Я имею в виду, например, рейдерский захват Славянского Фонда и возвращенное на новый виток «дело Платонова». Пятая колонна пытается лишить русских в России двух основных центров: культурного (Фонд славянской письменности и культуры) и интеллектуального (Институт русской цивилизации). Нужно сделать всё, чтобы сорвать планы врагов, иначе уничтожат всех по одиночке. Все зависит от согласованности, организованности и целеустремленности наших действий. Это тоже имеет прямое отношение к вопросу - останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим»? В надежде, что «Русское Собрание» внесет в отстаивание наших центров весомый, а может, и определяющий вклад.
9. Ответ на 6., Сергей Швецов:
8. Ответ на 6., Сергей Швецов:
7. Ответ на 5., А.В. Сошенко:
6. Re: Останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим» – зависит от нас
5. Ответ на 1., @vovinochka:
4. Re: Останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим» – зависит от нас
3. Re: Останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим» – зависит от нас
2. Re: Останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим» – зависит от нас
1. Re: Останется концепцией или воплотится в реальность идея «Москва - Третий Рим» – зависит от нас