1. О романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написано очень много. Особо следует выделить статьи протодиакона Андрея Кураева и О.Б.Сокуровой. Своей обстоятельностью и проникновением в тему они превосходят всех и многое помогают понять как в романе, так и в самом авторе. Но одного им недостает, как впрочем, и большинству пишущих и рассуждающих на эту тему, - любви к людям, героям романа и автору. А ведь роман о великой любви, потому он так и волнует читателей, что хорошо почувствовал и передал Владимир Бортко в инсценировке романа. Любовь поразила Маргариту и Мастера, она настигла их внезапно, как свершаются чудеса. И чтобы потом ни происходило, любовь давала им силы для жизни в страшном мире, мире воинствующего безбожия и явленного сатанизма. В конце концов, они остались вместе и не изменили своей любви. А ведь любовь, как и вера, и надежда, от Бога! Да её мало в мире, но она есть. И в себе мы должны видеть её и не давать ей погаснуть, любви к Богу и ближнему. Именно от этой любви рождается сострадание, которое испытывает автор романа и его герои.
Подробно об этом у О.Б.Сокуровой: «По-настоящему страдает Мастер, который прошел через неистовую травлю коллег писателей, через нервную болезнь и ночные кошмары, через арест и одинокое существование в психиатрической лечебнице. Он лишился имени, он потерял из-за доноса-соседа крышу над головой, и память его была исколота иглами и измучена до предела. Страдает Маргарита от тоски, безвестности и тревоги, страдает отчаянно и исступленно, пока участь мастера остается скрытой от неё. Страдает она и тогда, когда видит, наконец, своего возлюбленного, видит, что сотворили с ним, каким он стал в результате перенесенных мук. Страдает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, страдает от непоправимости своего малодушного решения. Перенесенные страдания делают героев способными к сердечному состраданию. Маргарита готова поступиться своей заветной мечтой просьбой о Мастере ради избавления от мук несчастной преступной Фриды. Мастер из сострадания готов расстаться со своей возлюбленной и отсылает её прочь, подальше от себя и своей безысходной участи». Можно сказать, что роман «Мастер и Маргарита» - это «Мертвые души» XX века и отчасти и «Ревизора». Поэтому не надо искать в нем положительного героя. Однако есть и существенное отличие. Гоголь не сострадает своим героям.
2. О чём роман М.А.Булгакова? О дьяволе (протодиакон Андрей Кураев), о «борьбе света и тени» (О.Б.Сокурова), о сатанизме?
О великой любви и о России, пораженной атеизмом. Как пишет Андрей Кураев: «Еще до приезда Воланда дух атеизма и кощунства пропитал Москву. Москва живет под фокстрот «Аллилуйя». Он звучит в ресторане, где собирается писательский бомонд, под его музыку бесовская сила является в кабинете профессора-специалиста по раковым болезням, его наяривает оркестр на балу у сатаны. Этот фокстрот написан американцем Винсентом Юмансом как кощунственная пародия на богослужение. Московские писатели сами избирали себе богоборческие и кощунственные псевдонимы. Под этот фокстрот отплясывает, например, «писатель Иоганн из Кронштадта». Наверное, это казалось остроумно - леваку-богоборцу взять псевдоним с намеком на самого «черносотенного» православного подвижника - отца Иоанна Кронштадтского. Вместе с ним пляшет и писатель с псевдонимом «Богохульский». Булгаков эту пляску называет коротко: «словом, ад». Только в Москву, которая забыла о Боге, отреклась от Него и взорвала Храм Христа, и мог явиться «знатный иностранец».
3. В Европе времён М.А.Булгакова были особенно активны два главных зла - атеизм и сатанизм. Атеизм почти победил в СССР, сатанизм победил в Германии. Две «Пятилетки безбожия», следовавшие одна за другой, должны были сокрушить любую религию в СССР к середине 1942 года. «Победа» атеизма была отсрочена нашествием сатанинской нацистской Германией, которая мобилизовала против СССР и православную Румынию, и католическую Италию. Роман «Мастер и Маргарита» нанес сокрушительный удар по атеизму в конце шестидесятых годов, об этом хорошо помнят люди моего поколения. Но и в тридцатые годы Булгаков практически в одиночку бросил вызов атеизму, когда он читал роман во многих домах в Москве. И одновременно в школе заучивали антихристианские стихи «Смерть комсомолки» Безыменского. Свою лепту в пропаганду безбожия вносили Семен Кирсанов, Мариенгоф, Демьян Бедный. Возводя сейчас хулу на М.А.Булгакова, мы по существу подаём «записку о погибели» дьяволу. И не только не каемся в этом, но и ставим себе это в заслугу. Осознание этого и побудило меня вступить в полемику с хулителями М.А.Булгакова и А.И.Солженицына и сконцентрироваться на христианских аспектах в их творчестве.
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, общественный деятель, публицист, главный редактор философско-исторического журнала «Русское самосознание»
3. Re: Вечная прививка от атеизма
2. re: Вечная прививка от атеизма
1. Re: Вечная прививка от атеизма