По данным на 2017 год, в России в общей сложности 19,3 млн бедных, и это 13,2% от общей численности населения в стране.
На первый взгляд, вынесенный в заголовок вопрос может вызвать гомерический смех. Но если так, то министром здравоохранения следует назначать лишь больного чиновника! (Кстати сказать, болезненное состояние чиновника по закону зачастую не совместимо с должностью).
Но если посмотреть на проблему внимательнее, то дело даже не в том, чтобы понимать природу человеческих состояний, так сказать - изнутри! Конечно, бедный сам по себе лучше понимает эмоции людей, живущих за чертой бедности. Ему понятнее и актуальность тех или иных мер по выходу из бедности, их доступность и возможность практической реализации.
Но и не это главное. Если посмотреть на наше правительство, то нельзя не заметить, что это правительство богатых людей. В нем нет ни одного бедного человека. С учетом зарплат наших высших чиновников сама по себе работа в правительстве автоматически включает любого бедного в число людей состоятельных. Но дело опять же не в зарплате. А в том, что все члены правительства, в том числе и его глава, сами по себе являются владельцами немалого имущества, не говоря уже о членах их семей...
Корень в том, что, провозгласив факт проживания двадцати миллионов соотечественников за чертой бедности, устами далеко не бедных чиновников, обещая помощь этому сонму бедняков, - в качестве основной помощи предлагается не повышение пособий, не повышение минимальных зарплат до уровня нормы существования, а способы мобилизации и интенсификации собственных возможностей бедняков посредством анализа их образа жизни и деятельности через некий социальный портрет бедняка - по сути набор персонифицированных данных о человеке, посредством которого можно будет давать ему рекомендации о характере и возможностях той или иной оплачиваемой работы или использования имущества.
Ну, направленность таких рекомендаций ожидаема. Если имеешь квартиру в центре - продай и живи на окраине, а деньги вложи в банк (который вскоре лопнет). Или получи специальность менеджера по продажам и зарабатывай. Или что-то еще в том же духе...
Вопрос только в том, что, говоря о двадцати миллионах бедняков, не сказали о том, сколько среди этих миллионов трудоспособных... Если же социальный портрет бедняка будет предполагать некую оценку размера пособий для тех, кто не может работать, то бедным стоит готовиться к непростым временам...
Суть проблемы, как мне кажется, в том, что за бедных и о бедности всё решают богатые. И не просто богатые, но люди в принципе не заинтересованные в существовании бедных. В данной цивилизации ростовщичества и коммерции, в которой рентабельность, окупаемость и прибыльность любой деятельности являются необходимым элементом, включая образование, здравоохранение и даже оборону - ведь оружия мы производим больше собственной потребности, т.е. на продажу, а существование армии в условиях принципиальной невозможности войны оправдывается в существенной степени необходимостью обкатки вооружения как товара, - в этих условиях заниматься бедняками могут только в интересах прибыли исключительно люди богатые. Для них бедность лишь повод для организации способов заработка на этом явлении, которое, с точки зрения прибыльности, не есть самое интересное в спектре возможностей современного бизнеса. Богачи, наполняя собою все государственные учреждения, направленные на борьбу с бедностью, наверняка уже посчитали сколько платных социальных услуг можно будет оказать за счет бюджетных средств, как их освоить в интересах не сколько помощи бедным, сколько прибыли богатым.
При этом какого-либо института, реально защищающего бедных, не существует. Институт уполномоченного чиновника по защите прав человека - формальный.
В практике империй существовали народные представители. Не те, что традиционно избираются в парламенты от хорошо финансированных партий из числа состоятельных граждан, а именно представители низового народа.
Такое представительство, как мне кажется, существовало дважды в истории. В древнем Риме в лице народных трибунов и в лице нардепутатов в некоторых частях Советского периода России.
Так как реальная власть в СССР все же была у партии коммунистов-большевиков, изначально возникших из противостояния всему миру и этим, собственно, всегда занятых, народные интересы, как правило, были на задворках партийной политики. В большей степени представительство народа, возможно, присутствовало в институте народного трибуна в древнем Риме, но судить об этом сквозь призму исторического времени практически сложно.
Сегодня в РФ ясно, что присвоение богачами права заниматься проблемами бедных нуждается в оценке с точки зрения как правомерности такого подхода, так и с точки зрения реальной эффективности создаваемых богачами в интересах своей прибыли инструментов социальной политики, направленных на работу с бедностью.
Пока же риторика председателя правительства РФ о преодолении бедности в России вызывает скорее не надежды на решение проблемы, а страх за судьбы бедняков...
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист, Санкт-Петербург