Известный либеральный телеведущий Владимир Познер не исключил, что откажется от атеизма и начнет верить в Бога. Об этом он рассказал в эфире программы «Абонент недоступен» на латвийском канале mix tv, сообщают «Известия».
По словам Познера, он предпочитает не зарекаться и не утверждать, что что-либо никогда не произойдет. Он напомнил, что в свои 20 лет не мог и подумать, что будет осуждать советский строй, однако это всё же произошло.
«Я исхожу из того, что слова "никогда" или "невозможно" нужно очень редко употреблять. Всяко бывает в жизни <...> Что касается веры в Бога, я не могу категорически сказать, что нет <...> Я думаю, что это маловероятно, но неправильно будет сказать, что этого произойти не может», - сказал 84-летний журналист.
На вопрос о том, что его может убедить в существовании Бога, Познер не смог ответить.«Я не могу даже представить себе, что это может быть. Я допускаю, что что-то такое может случиться, что заставит меня поверить», - добавил он.
Напомним, что в июне 2014 года Познер сделал аналогичное признание: «Иногда очень хочется, чтобы ты мог помолиться. Хочется, чтобы пришло облегчение. Встать на колени. Никогда не мог. Никогда. Думаю, если бы сделал это, стал бы другим человеком, что-то сломалось. Я осознанно не позволяю себе быть слабым. Я не просто атеист, я противник Бога, если Он есть. Потому что если Он за все в ответе, при том, что происходило, происходит и будет происходить, Он мне омерзителен. Поэтому я уверен, что Его нет. А если бы Он был, я к Такому не обращался бы».
На это признание отреагировал в интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, и.о. настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отец 9 детей протоиерей Димитрий Арзуманов: «Познер глубокий, думающий человек, но гордыня является его главным препятствием на пути к Богу. Да, он человек умный, насколько можно быть разумным, не зная Евангелия, Апостольских чтений и святоотеческого наследия».
«У Познера еще есть время на обращение к Богу, - отмечал тогда батюшка. - Вспомним притчу о работниках одиннадцатого часа. Надеюсь, что он станет одним из делателей последнего часа. Господь ждет каждого человека до последнего момента. Любая душа имеет возможность спастись».
Богоискательство Познера прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Сравнивая эти два интервью Познера, приходишь к выводу, что ныне он значительно смягчил свою позицию по сравнению с 2014 годом. В тот год его позиция была совершенно безобразной и в то же время противоречивой. Познер признавался в ненависти к Богу, Которого, по его мнению, нет. Но, простите, как можно ненавидеть то, чего нет, опять-таки по его мнению? Познер 2014 года напоминал Ивана Бездомного из «Мастера и Маргариты», у которого Иисус Христос получался совершенно живой и реальный. Чувствуется, что у известного телеведущего есть серьезные духовные проблемы. По большому счету, он знает о существовании Бога, но не приемлет Его.
Ныне позиция Познера выглядит более прилично и логично, но от этого выглядит не менее неразрешимой. Он напоминает Ивана Карамазова своими вопросами к Богу, с его слезинкой невинного ребенка. Познер вопрошает: почему Бог допускает страдания, мучения и гибель людей?
Мы знаем, что часто вопли по поводу слезинки невинного ребенка оборачивались артиллерийской канонадой и расстрельными залпами. И одна слезинка невинного ребенка оборачивалась океаном невинных слез и крови. ХХ век и не только - явный тому свидетель.
Как говорил Фёдор Михайлович Достоевский: Если Бога нет, то всё дозволено. Единственно подлинное оправдание человеческой нравственности, альтруизма и жертвенности и морали в их высших проявлениях - это вера в Бога. Для чего люди жертвовали собой? Для того чтобы на их могиле рос лопух, а на их костях счастливое поколение устраивало счастливую жизнь? Нет, в них действовал инстинкт вечности и инстинкт ощущения Бога, а также притяжение к родной силе света, которая просвещала и вела к светлым делам.
В вопросах Познера заметно известное верхоглядство. Он напоминает человека, который, оказавшись в операционной, увидел больного, лежащего без движения под трубками, а его при этом режут люди в белых халатах. И с криками «караул! Режут людей!» бросился бы на хирурга.
События земной жизни являются частью Божественного промысла по спасению человека для жизни вечной. Человек страдает и лишается чего-то, по его мнению, важного и необходимого, но за это он приобретает жизнь вечную и вечную славу.Мы веруем и знаем, что ни одна слезинка ребенка не пропадет даром, а станет жемчужиной в Царствие Небесном. И ни одно злое дело не останется без воздаяния либо в сем веке, либо в веке будущем.
Вопросы Познера к Богу было бы неплохо обратить к человеку. К сожалению, люди подобного гуманистического типа почему-то считают человека безгрешным и по определению свободным от обвинений, а Бога считают источником всякой вменяемости и объектом любой вины.
Может, все-таки принять более трезвый взгляд и понять, что львиная доля бедствий человека связана с ним самим?! Конечно, следует трезво останавливаться перед ситуациями, подобными страданиям Иова, понимая, что на свете есть невинные страдальцы. Но если проанализировать причины своих бедствий и страданий, то, оказывается при тщательном рассмотрении, что сам в них виноват. Виноват своей ленью, злобой, распущенность, неверием или маловерием, всем тем, что изгоняет Бога из твоей жизни. И вот ты оказываешься наедине со своими плодами.
Сам Познер признает гнетущее чувство одиночества и покинутости. Его атеистические инвективы уподобляют его озлобленному одинокому подростку. Такого человека, конечно, жаль. Будем надеяться, что время переживания старости, чувства близкого конца будет способствовать тому, что Владимир Владимирович приблизился к вере и поймет, что без Бога - не до порога. Будем надеяться, что в его жизни произойдут те спасительные потрясения, которые привели бы его к вере. Вера поддержала бы Познера и направила бы его к вечной жизни. Примеров достаточно - тот же самый Михаил Задорнов, который на смертном одре пришел к Богу. Действительно, «разбойничье покаяние Рай окраде». Тот же Сергей Юрский, недавно почивший, также пришел к православной вере. И за душу Познера хотелось бы помолиться.
Эти примеры подтверждают, что душа человека по природе христианка. Она тоскует по жизни вечной во Христе, тоскует по настоящей духовной пищи, а не по гуманистическим эрзацам, которые представляет наша цивилизация. Человеку хочется подлинного, а подлинность возможна только в Боге!
33. Re: Духовные блуждания Познера
32. Ответ на 5., рБ Борис:
31. Ответ на 26., Кирилл Д.:
30. Ответ на 27., Кирилл Д.:
29. Ответ на 22., Адриан Роум:
28. Ответ на 22., Адриан Роум:
27. Ответ на 24., Бондарев Игорь:
26. Ответ на 22., Адриан Роум:
25. Ответ на 21., Адриан Роум:
24. Re: Духовные блуждания Познера