Планета 2.0

Как преобразовать непродуктивный обмен негативом в позитивную деятельность

Бывший СССР 
0
1176
Время на чтение 11 минут
Контекст. Я хочу представить читателям РНЛ одну идею. Но сначала, наверное, нужно описать контекст, который делает её уместной. Этот контекст всем нам хорошо знаком, я просто выделю некоторые черты окружающей нас реальности.

Мы живём в условиях капитализма, который всё измеряет в деньгах. Ценность любой идеи также имеет своё стоимостное выражение. Идея должна окупаться, то есть приносить деньги.И этих новообретённых денег должно быть больше, чем потрачено на разработку идеи. Горизонт окупаемости, то есть период, через который разработка начнёт приносить чистую прибыль, не может быть слишком далёким. Никакой инвестор не захочет ждать десятилетия. В результате мы получаем ситуацию, когдапоиск новых функциональных возможностей затухает, поскольку вести его экономически невыгодно. Ему на смену приходит создание новых потребительских качеств: инвестор сразу же планирует создание товара, способного принести прибыль.Меняется характер научного развития. Наука теперь не столько открывает горизонты, сколько удовлетворяет потребности. Весьма вероятно, что мы проходим мимо многих возможностей только потому, что нет потребителя, готового заплатить за них деньги.

Это касается и социальных идей. Современное общество - это экономический проект. Социальная деятельность представляется в виде расходов, которые должны перекрываться доходами. Важно, сколько денег потрачено; не менее важно, сколько их привлечено. Стоимостная характеристика воспринимается чуть ли ни как самая главная. Ещё бы: деньги позволяют соотносить между собой совершенно разные сущности, делают успехи измеримыми, а значит, повышают управляемость процессами. И за всем этим теряется тот факт, что самое главное в человеческой жизни не поддаётся монетизации. Стоимостная оценка распространилась чрезвычайно широко, но в тех сферах, которых она коснулась, человеческие отношения стали заменяться бизнес-моделями. Человек превратился в винтик коммерческой машины.

Заглянув в бездушные глаза тотальной коммерции, нормальный человек ощущает себя кроликом перед удавом. Ему не хочется быть съеденным. Хочется сбежать куда-нибудь туда, где деньги не имеют столь подавляющей значимости, где можно отстаивать и продвигать совсем другие смыслы, позволяющие оставаться людьми и даже становиться всё лучше и лучше. В идеале ведь это и есть истинное назначение общества: помогать качественному росту каждого человека.

Эта мечта об альтернативной реальности стала почвой для наблюдаемого ренессанса социалистических идей (в том числе острой ностальгии по СССР) и возникновения различных конструкций, пытающихся скрестить лучшее с хорошим, например «православного социализма».

Основная проблема подобных социалистических устремлений состоит в том, что они целокупно отрицают существующую реальность, определяя её как неправильный, поражённый капитализмом мир. Однако для того, чтобы что-то построить, нужен строительный материал. Должна существовать связь между тем, что было, и тем, что планируется получить, - хотя бы в виде кирпичей и раствора. А предлагаемые модели «нового социализма» подобную связь чуть ли не намеренно игнорируют. В них незримо присутствует фактор «X»: вот придёт Герда, и льдинки Кая сами собой сложатся в слово, дающее ему свободу.

Уповать на чудо, пожалуй, что и необходимо. Но подобное упование - элемент веры, а не социальной теории. Мы не можем предусмотреть чудо, зарезервировать для него место в структуре, поставить его в планируемую цепочку причин и следствий. Стало быть, в своих социальных моделях мы должны обходиться тем, что есть. Чаешь социализма? - Покажи, какие шаги реально совершить в настоящем, с тем, чтобы начать путь к светлому будущему.

Моделирование, с одной стороны, - дело серьёзное, требующее профессиональной подготовки. С другой стороны, мы живём в эпоху постмодернизма, когда критерии экспертности и профессионализма предельно размыты. Каждый имеет своё (независимое) мнение чуть ли ни по любому вопросу и не готов его корректировать только потому, что кто-то, претендующий на статус эксперта, говорит нечто противоположное. В конце концов, информационное изобилие практически всегда позволяет найти эксперта с близкой тебе точкой зрения.

Множество экспертов озвучивает совершенно разные позиции. Если истина одна, то, получается, что статус эксперта не означает близости к истине. Эксперт - это, скорее, рыночный продукт, результат грамотного позиционирования и маркетинговой раскрутки, чем профессионал в классическом понимании этого слова. Ценность информации всё меньше определяется институцией, послужившей её источником. Это справедливо в отношении субъективной оценки ценности, но и объективно это, увы, тоже так. Дух эпохи всё-таки сказывается и на профессионалах, они позволяют себе быть себе всё более поверхностными. Мы можем наблюдать, как качество переходит в количество: глубина подменяется множественностью. Соответственно, число мыслится как некая гарантия качества. Если в одном источнике нельзя быть уверенным, давайте будем иметь открытый список источников. Коллективность усилий заменит недостаток индивидуальной глубины. В соответствии с диалектическим законом количество должно в свою очередь перейти в качество. К сожалению, это не означает, что новое качество будет качеством обязательно в нужном нам смысле этого слова, но, похоже, иного инструментария у нас просто нет.

Аналогично, в соответствии с духом эпохи, на том месте, где раньше находилась серьёзная исследовательская работа, сегодня оказывается игра. В мире постмодернизма игра даёт самую высокую мотивированность. Научными изысканиями можно увлечь лишь нескольких, а, как было сказано выше, сегодня продуктивность достигается за счёт опоры на количественные показатели. В наше время увлечь многих может только игра.

Ещё один важный штрих картины — цифровые технологии. Множество распределённых незначительных интеллектуальных усилий только потому и может порождать некий общезначимый результат, что существует возможность учесть все усилия, сложить их друг с другом и добиться синергии, несмотря на пространственную разделённость и несовпадающие жизненные циклы участников процесса.

Абрис идеи. Набросав таким образом интерьер бытия, можно перейти к сути предложения. Нам нужен экспериментариум - пространство для генерации новых идей и их проработки в деталях, которое было бы свободно от диктата капитализма, одержимого извлечением прибыли. Идею надо освободить от коммерческого интереса. Тогда у нас появится шанс обрести новые стимулы и возможности для позитивного развития.

Такое пространство должно быть доступно для максимального количества участников, поскольку сегодня массовость заменяет индивидуальную глубину. Ждать, когда появятся гении и всё сделают за нас, не приходится: современная эпоха не благоприятствует появлению крупных фигур.

От экспериментариума будет польза, если его участники будут хорошо мотивированы. Людям должно быть интересно, тогда они будут вкладывать в проект свои силы и время. А для этого проект должен носить игровой характер. Ну и, конечно, он должен располагаться в сети.

Что бы это могло быть? Мне видится что-то вроде википедии альтернативной реальности, которой можно дать название Планета 2.0.

Альтернативная реальность в данном случае - это не эльфы и миры выдуманных планет. При всём стремлении современного человека сбежать от обстоятельств своей жизни в мир вымысла, где всё даётся легко, существует некий психологический предел виртуализации. Человек не хочет терять самоидентификацию. Что бы ни происходило вокруг него, он должен сохранять своё присутствие в этом новом контексте, иначе происходящее будет лишено для него смысла. Энциклопедия полностью выдуманного мира - уже за гранью; она никому не интересна, потому что никак не пересекается с тем, что действительно волнует людей.

Интересна такая альтернатива, которая совпадает с тем, что действительно существует в достаточной мере, чтобы обеспечить узнавание и самоидентификацию, и в то же время отличающаяся в значимых деталях. Собственно, мы получили одно из описаний модели. Моделирование действительно интересно, а будучи системно организованным, оно может приносить несомненную пользу.

Как обычно строится обработка ситуаций, которые мы считаем неправильными? В большинстве случаев мы ограничиваемся высказыванием нашей оценки: то-то и то-то плохо, например, власть принимает решение, с которым мы не согласны. Гораздо реже к критической оценке добавляется позитивное содержание, то есть мы не просто констатируем, что что-то неправильно, но и говорим, что бы было в данном случае правильным (по нашему мнению, конечно). К сожалению, если критика часто бывает детализированной и потому эффективной, утверждения о должном практически всегда носят общий, декларативный характер. Почему?

С одной стороны, создавать всегда сложнее, чем разрушать. Есть такое выражение «критический разбор». Оно подходит для описания любой критики. Всякая критика есть разбор. Нам предстоит некая конструкция, представляющая особую организацию связей между различными элементами, и, критикуя, мы показываем, что эти связи организованы неправильно. Мы словно снимаем элементы с прутиков-связей, как ребёнок разбирает домик, снимая кубики, чьим положением он не доволен. А вот предлагать решение взамен раскритикованного - это не только перекомпоновать кубики, то есть задать им новые связи; может оказаться, что прежние кубики не годятся, и нужны новые. Определить новые элементы, а то и спроектировать (создать) их - задача высокой сложности. Не всякий за неё возьмётся, тогда как критиковать может каждый.

Но есть и другая сторона вопроса. Создание модели требует труда, значительных усилий, которых попросту жалко, если ты знаешь заранее, что твоя модель останется невостребованной. Труд бывает в радость только тогда, когда ты видишь его результат. Чем выше степень общности наших построений, тем меньше вероятность, что они отразятся на нашей жизни. И зачем тогда заботиться о качестве их проработки? Если мы собираемся сделать ремонт у себя в квартире, мы всё продумаем в деталях - какие материалы использовать, как переставить мебель, в какой последовательности должны идти работы, сколько можно потратить и т.д. Это естественно, так как мы знаем, что задуманное будет реализовано. А когда переходим к проблемам социума, то дальше общих деклараций, призванных обозначить нашу позицию, дело не идёт, поскольку мы не чувствуем реального результата своей мыслительной работы в этом направлении.

Проект «Планета 2.0» решает эту проблему и позволяет получить результат сразу. Что это за результат? Новая статья. Но разве на просторах интернета мало статей, чтобы говорить ещё об одной из них как о каком-то значимом результате?

Надо сказать, что статья статье рознь. Одно дело - публицистический материал, в котором автор просто высказывает свои мысли, какие ему заблагорассудится и так, как он посчитает нужным. Подобная статья - не более чем реплика в общем разговоре, элемент дискурса. По своей сути это - законченное высказывание, которое может быть ценным, а может таковым и не быть. Его содержание единожды определено и закрыто от изменений. Чтобы дискурс продолжился, чтобы была динамика, нужны новые реплики. Они могут содержать отсылки к той статье, и тогда она сохранится в настоящем. Таким образом, мы имеем два возможных состояния: либо статья сразу же становится прошлым, либо она сохраняется в настоящем в форме отражений в новых, актуальных высказываниях.

Статья в вики-энциклопедии - это нечто другое. Она всегда открыта для редактирования, и редактировать её может любой участник проекта. Это означает, что произвол автора ограничен. Последовательные редакции удаляют необоснованное и случайное, оставляя существенное и значимое. И этот процесс не заканчивается; таким образом, статья всегда находится в настоящем. Такую статью нельзя считать репликой, её природа иная. Она - модель. А хорошая модель имеет важное свойство: её начинают использовать в жизни.

Детали. Как проект «Планета 2.0» мог бы быть реализован практически? Понятно, что ему требуется серверное пространство, доменное имя, коллектив энтузиастов-редакторов. Но сначала надо определиться с механикой.

Допустим, у нас есть некая идея о том, как следовало бы скорректировать нынешнюю действительность. Подобная идея может касаться разновеликих вещей. Например, это может быть исключение из Конституции РФ положения о приоритете международного законодательства над федеральными законами, а многим бы захотелось сохранить СССР. Что ж, последнее тоже возможно. Но нельзя просто взять и написать, что СССР существует, этот результат следует получить.

Информационная база, с которой можно начать наше моделирование, - это существующее «официальное» описание. Оно претендует на то, что представляет нам мир таким, каков он действительно есть, и это справедливо в отношении подавляющего числа описанных элементов. И всё же я бы поостерёгся ставить знак тождества между официальной картиной мира и действительностью. Общепринятое описание содержит, в частности, такие концепции, как макроэволюция или высадка американцев на Луне, которые нельзя считать несомненным описанием реальности. Мы можем оспорить эти концепции в нашем проекте и отказаться от них, и тогда (кто знает?), может быть, в отдельных вопросах мы подойдём к реальности ближе, чем «официальное» описание.

В целях проекта «Планета 2.0» в качестве информационной базы удобнее всего использовать собственно Википедию. Описание, представленное в Википедии, - это точка старта. Наша модель - это материал Википедии с внесёнными в него правками.

Например, для того, чтобы описать новое модельное состояние Конституции РФ, в которой не будет приоритета международного законодательства, нам нужно обеспечить необходимые для этого условия - созыв Конституционного собрания, а перед тем - принятие закона о Конституционном собрании. Без существования пути к решению статья о решении существовать не может.

Технически это может выглядеть так. Пишется статья о законе о Конституционном собрании с историей его принятия. Далее, создаётся статья, которая будет аккумулировать историю новообретённого Конституционного собрания, и уже с опорой на эти статьи даётся новый вариант Конституции.

Предлагается общее правило: новая статья должна содержать не менее трёх ссылок на другие статьи проекта, а изменение, вносимое в уже существующую статью, должно добавлять хотя бы ещё одну ссылку. Для того, чтобы на первых парах проект быстрее развивался, допустимо давать ссылки на статьи, переносимые из базовой Википедии. То есть, если мы пишем свою статью, и на «Планете 2.0» ещё нет подходящих статей, чтобы дать на них ссылку, мы берём из Википедии три статьи и, ничего в них не меняя, размещаем их на нашем проекте. Вся история изменений, конечно, указывается. Читатель всегда знает, какой материал относится к базовой версии (то есть коррелирует с реальностью), а какой добавлен (то есть представляет собой модельную альтернативу).

Коррекция возможна не только позитивная (то есть внесение добавлений к тому, что содержалось в информационной базе), но и отрицательная. Правки могут вноситься и в добавления (правки поверх правок). Противники моделируемой мною идеи могут создавать свои статьи, обосновывающие, почему моя идея не сработает, и, опираясь на подобные ссылки, править мою статью.

Таким образом, «Планета 2.0» станет площадкой для интеллектуальной конкуренции и конструктивной дискуссии. Чем лучше идея продумана и проработана, чем больше у неё будет «корней» - ссылок на другие страницы, тем сложнее её окажется вычеркнуть из альтернативной истории. Потихоньку будет накапливаться массив идей, не подлежащих кардинальной переработке, то есть создаваться область идейного (идеологического) национального компромисса. В этой области и должна выкристаллизоваться формула национальной идеи.

Конечно, при желании можно найти и недостатки проекта. Основной упрёк, как представляется, будет состоять в том, что, по сути, предлагается некая виртуальная игра. А виртуальные игры опасны: они уводят людей из реальности. Что ж, острым ножом всегда можно порезаться, и такая опасность действительно есть. Кто-нибудь может решить, что его участие в «Планете 2.0» и есть смысл его существования. Но, скорее всего, такой человек и без «Планеты 2.0» нашёл бы себе ложную цель. Между тем предлагаемый проект способен преобразовать в конструктивную деятельность уже существующую онлайн- (а то и оффлайн-) активность. Вместо того, чтобы ругаться в комментариях, можно перенести любой спор на модели. И если в обычном споре аргументы, как правило, теряются, и чуть ли ни любые факты могут быть сметены риторическим натиском, то в мире «Планеты 2.0» иметь значение будет именно качество аргументации. Сталкиваясь, идейные противники будут не просто расплёскивать негатив, они окажутся объединены общим делом, дающим накопление идейного багажа, то есть с явно позитивным выходом. Благодаря проекту потери интеллектуальной активности нации снизятся, и через какое-то время начнётся процесс активации накопленных идей в реальной жизни. Это может стать цивилизационным рывком.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

88. Ответ на 84., Сергей Житинский - вебмастер РНЛ:

Нужно создавать научные городки, по подобию монастырей, с сознательным отказом ученых от гаджетов и интернета (только по необходимости, прочитать научные статьи). Но это уже близко к тому, о чем говорит Василий В.В, - ученые-святые...

Это ещё близко к "шарашкам".))) Но почему бы и нет? Многие по-настоящему фанатичные учёные, думаю, вполне согласились бы. На несколько лет в такую добровольную ссылку.
Кирилл Д. / 29.01.2019, 15:11

87. Ответ на 84., Сергей Житинский - вебмастер РНЛ:

Слишком повысился информационный фон (в десятки раз) он требует от нас сил на обработку, даже помимо нашей воли. Сил на "подумать" почти не остается.

Что интересно. Примерно то же пишет Клаус Шваб в книге "Четвёртая промышленная революция". Он там, в частности, о руководителях государств - они вынуждены реагировать на постоянный информационный вал, и потому труднее стало продумывать ответы; как следствие - труднее управлять чем-то и т.д.
Кирилл Д. / 29.01.2019, 14:23

86. Re: Планета 2.0

А вот ещё тема для "Планеты - 2.0": http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/29/deti_kak_monahi Причём почти все за раздельное обучение. Вот бы кто-нибудь статью предложил. Вводить - не вводить? И, если да, то как. Что надо менять в системе в целом? И прочее.
Кирилл Д. / 29.01.2019, 14:02

85. Re: Планета 2.0

Не знаю, но, кажется, что есть здесь какой-то подвох))) Зачем опять этот склад идей да ещё с "корнями"?! Тем более идеи одни и те же и источники. Если хотите просто собрать, скомпоновать всю эту как вам кажется потерю "интеллектуальной активности", то это вообще проще простого. Всего несколько идей, которые крутятся тут на РНЛ. Вера -атеизм, социализм - капитализм, белые -красные, путин - не путин, аристократы и простые смертные, ну и немного ещё чего-нибудь, которое всё равно будет притянуто к этим идеям. "и через какое-то время начнётся процесс активации накопленных идей в реальной жизни." Да, да. Начнётся волшебство - активация.Чего? Противоречивых идей?! Лучше напишите честно. Хочу сделать архив идей. Люди, нужна ваша интеллектуальная активность, которая породит идеи с "корнями" желательно, а я взамен обещаю их активацию в реальной жизни. Да, негативистам вход воспрещён. Они только мешают. Зачем ещё одна "планета"? Если РНЛ - это и есть "планета".
Тася / 26.01.2019, 15:32

84. Ответ на 81., Кирилл Д.:

Я же пока ни экономическое, ни психофизическое объяснение не нахожу убедительными, хотя своего объяснения у меня, вынужден признаться, нет.

Я, пожалуй, тоже. Однако, рискну выдвинуть свое мнение: Слишком повысился информационный фон (в десятки раз) он требует от нас сил на обработку, даже помимо нашей воли. Сил на "подумать" почти не остается. Нужно создавать научные городки, по подобию монастырей, с сознательным отказом ученых от гаджетов и интернета (только по необходимости, прочитать нацучные статьи). Но это уже близко к тому, о чем говорит Василий В.В, - ученые-святые...

83. Ответ на 82., Василий В.В.:

Христианская " технология спасения " - это разворачивающийся во времени путь, ведущий человека к спасению. Его можно очень подробно описать, выявляя связь между внешними богослужениями и внутренним деланием христианина. Кстати, описание этого пути и могло бы стать той базовой статьей, вокруг которой выстраивались бы все остальные дополнительные статьи и комментарии в соответствии с моделью " Планена 2.0 ". Спасение - это ядро, сердцевина и смысл человеческой жизни. Поскольку осуществляется оно не в каком-то потустороннем пространстве, а совершается оно в нашей повседневной жизни, то в процессе детализации и расширения сферы применения оно, точнее, его описание обрастет материалами из смежных дисциплин, включающими в себя и науку, и экономику, и политику и т.д.

Может, и так.
Кирилл Д. / 26.01.2019, 05:44

82. Ответ на 81., Кирилл Д.:

Вы так говорите, потому что Вы, наверное, не особо заинтересованы в результате. Результат не нужен - не нужно и изучение того, что этот результат приносит..."Ваша " постоянная работа над собой " совершается спонтанным образом или совершается по определенным правилам? Набор этих правил и действия в соответствии с ними и есть технология. В христианстве она имеется, но вникают в нее далеко не все. Даже многие священники не знают, почему именно это сейчас надо делать, а завтра - немного другое. " Так составлены богослужения, я следую уставу " - скажут они. Технология в христианстве есть и она работает. Просто некоторые христиане не любят обременять себя знаниями, делают свою работу не по максимуму, а по минимуму, перекладывая на Церковь, на священников многое, что должны бы делать сами. В буддизме требования к буддистам предъявляют более высокие. Почти каждый из них сам умеет и может совершить любую буддийскую службу, понимая то, что скрыто под внешними священнодействиями. Многие христиане разговорами о том, что по Божьей милости все свершается, не покорность Божьей воле, таким образом, проявляют, а просто скрывают и оправдывают свою нерадивость."Наверно, отчасти так. Какой результат в христианстве? Спасение. Но человек не может спастись своими силами. Только Бог может его спасти. Таинства, молитва, пост, чтение Евангелия и св.Отцов необходимы, но это нельзя назвать "технологиями спасения". Я не могу сказать: "Я спасусь, если буду делать то и это, как положено". Возможно, это расслабляет. В буддизме, насколько я понимаю (поправьте, если ошибаюсь), несколько иначе - считается, что достичь просветления (либо выйти на какую-то более высокую ступень, добиться лучшего перерождения и продолжить в следующей жизни с более высокого уровня) человек может своими силами, действуя определённым образом. Да ему и уповать больше не на кого, кроме себя. В буддизме нет Христа, Будда свойствами Спасителя не наделяется. И, конечно, особые упражнения - медитация, аналогов которым в христианстве нет. А в буддизме есть, и дают результат - действительно, сознание меняется. Так что тут, мне кажется, больше сходства в достижении результата с наукой или спортом, чем у христианства. Буддизм "технологичен". Ещё раз - поправьте, если вру, я, всё-таки, в буддизме мало что понимаю. Я в основном писал о современной фундаментальной теор.физике. Сравните то, как она развивалась в 20-м веке, с тем, что происходит с ней сейчас и в течении последних 30-ти лет. Думаю, придете к таким же выводам. Полтораки и Андрей Карпов причину этого застоя видят в экономическом устроении общества, а я ее ищу и нахожу в психофизическом устроении человека.Возможно, хотя развитие не обязано быть равномерным. Спустя какое-то время может быть и новое ускорение. Я же пока ни экономическое, ни психофизическое объяснение не нахожу убедительными, хотя своего объяснения у меня, вынужден признаться, нет.

" Таинства, молитва, пост, чтение Евангелия и св.Отцов необходимы, но это нельзя назвать "технологиями спасения"."(с) Если Вы все это уложите в стройную последовательную систему, то эта система и будет называться христианской " технологией спасения ". Самое интересное и потрясающее - это то, что эту технологию не нужно создавать, она уже давно разработана, создана и работает. К ней просто нужно приобщиться. Для этого ее нужно внимательно изучить, понять и правильно пользоваться ею, четко понимая, что ты делаешь. Эта система составлена православной Церковью, и состоит она из богослужебных кругов, начиная с суточного и заканчивая великим индиктионом. Христианская " технология спасения " - это разворачивающийся во времени путь, ведущий человека к спасению. Его можно очень подробно описать, выявляя связь между внешними богослужениями и внутренним деланием христианина. Кстати, описание этого пути и могло бы стать той базовой статьей, вокруг которой выстраивались бы все остальные дополнительные статьи и комментарии в соответствии с моделью " Планена 2.0 ". Спасение - это ядро, сердцевина и смысл человеческой жизни. Поскольку осуществляется оно не в каком-то потустороннем пространстве, а совершается оно в нашей повседневной жизни, то в процессе детализации и расширения сферы применения оно, точнее, его описание обрастет материалами из смежных дисциплин, включающими в себя и науку, и экономику, и политику и т.д. Просто накапливать знания, чтобы сделать нашу жизнь более удобной и эффективной, - мне видится бессмысленным занятием. А вот осваивать и накапливать знания, способствующие спасению человека - дело полезное. Стоит ли их преподносить в форме игры - не знаю, наверное, нет. Хотя, всякое бывает. Автору идеи виднее.
Василий В.В. / 25.01.2019, 22:35

81. Ответ на 79., Василий В.В.:

Вы так говорите, потому что Вы, наверное, не особо заинтересованы в результате. Результат не нужен - не нужно и изучение того, что этот результат приносит ..."Ваша " постоянная работа над собой " совершается спонтанным образом или совершается по определенным правилам? Набор этих правил и действия в соответствии с ними и есть технология. В христианстве она имеется, но вникают в нее далеко не все. Даже многие священники не знают, почему именно это сейчас надо делать, а завтра - немного другое. " Так составлены богослужения, я следую уставу " - скажут они. Технология в христианстве есть и она работает. Просто некоторые христиане не любят обременять себя знаниями, делают свою работу не по максимуму, а по минимуму, перекладывая на Церковь, на священников многое, что должны бы делать сами. В буддизме требования к буддистам предъявляют более высокие. Почти каждый из них сам умеет и может совершить любую буддийскую службу, понимая то, что скрыто под внешними священнодействиями. Многие христиане разговорами о том, что по Божьей милости все свершается, не покорность Божьей воле, таким образом, проявляют, а просто скрывают и оправдывают свою нерадивость."

Наверно, отчасти так. Какой результат в христианстве? Спасение. Но человек не может спастись своими силами. Только Бог может его спасти. Таинства, молитва, пост, чтение Евангелия и св.Отцов необходимы, но это нельзя назвать "технологиями спасения". Я не могу сказать: "Я спасусь, если буду делать то и это, как положено". Возможно, это расслабляет. В буддизме, насколько я понимаю (поправьте, если ошибаюсь), несколько иначе - считается, что достичь просветления (либо выйти на какую-то более высокую ступень, добиться лучшего перерождения и продолжить в следующей жизни с более высокого уровня) человек может своими силами, действуя определённым образом. Да ему и уповать больше не на кого, кроме себя. В буддизме нет Христа, Будда свойствами Спасителя не наделяется. И, конечно, особые упражнения - медитация, аналогов которым в христианстве нет. А в буддизме есть, и дают результат - действительно, сознание меняется. Так что тут, мне кажется, больше сходства в достижении результата с наукой или спортом, чем у христианства. Буддизм "технологичен". Ещё раз - поправьте, если вру, я, всё-таки, в буддизме мало что понимаю. Я в основном писал о современной фундаментальной теор.физике. Сравните то, как она развивалась в 20-м веке, с тем, что происходит с ней сейчас и в течении последних 30-ти лет. Думаю, придете к таким же выводам. Полтораки и Андрей Карпов причину этого застоя видят в экономическом устроении общества, а я ее ищу и нахожу в психофизическом устроении человека.

Возможно, хотя развитие не обязано быть равномерным. Спустя какое-то время может быть и новое ускорение. Я же пока ни экономическое, ни психофизическое объяснение не нахожу убедительными, хотя своего объяснения у меня, вынужден признаться, нет.
Кирилл Д. / 25.01.2019, 20:59

80. Промежуточные итоги

Если подвести промежуточные итоги, то видно, что вести аргументированную дискуссию почти получается у Кирилл Д. Василий В.В. Полтораки Андрей Карпов Конечно, присутствуют эмоции, так как форма этой дискуссии соответствующая. Андрей, не печальтесь, что люди не так быстро реагируют на ваше предложение. Некоторые поняли его не так, а некоторые просто не до конца. Мне кажется, что MVP как раз и нужен для того, чтобы потенциальные пользователи могли пощупать новые возможности и уже тогда высказать свое мнение. Я не видел удобного информационного продукта, который позволял бы сохранять результаты аргументированной дискуссии - с версиями, разными точками зрения на одну и ту же проблему и т.п. Почему бы не попробовать его создать? Пускай это и будет "предпенсионное развлечение", как здесь выразились...

79. Ответ на 74., Кирилл Д.:

Так овладейте. Что Вам мешает?При чём здесь я? Мы личности друг друга, вроде, не обсуждаем. Могу рассказать, что, если хотите, но в следующий раз. Бесстрастие - это уже признак святости. В буддизме тоже не все полагаются исключительно на свои силу и способности.И в науке многие открытия совершались таинственным образом.Не знаю. В христианстве святость - это глубокая и искренняя вера в Бога. В буддизме другое представление о сверхъестественном, насколько я понимаю, и Будда - не Христос, буддисты его иначе понимают. И на что именно полагаются буддисты в поисках просветления, мне трудно сказать. Предполагаю, что это в буддизме - вещь более "технологичная", чем у нас. У нас никаких технологий попросту нет. Науку я бы тоже особо не мистифицировал. Элемент таинственности и мистического озарения, наверно, в научных открытиях присутствует. Но, заметьте, великие открытия в той же физике делали, всё-таки, исключительно выпускники физ-мат. вузов, далее занимавшиеся своей проблематикой и напряжённо думавших в этом направлении. Как в спорте, рекорды - не мистика, а результат упорных тренировок. Да и в вере - постоянная работа над собой нужна, регулярность, дисциплина. Молиться, поститься, читать Писание и труды Святых Отцов, исповедоваться, причащаться...В искусстве, в общем-то, тоже. Честно говоря, мне вообще кажется, что всё это представление об озарениях несколько раздуто (этак на 80%). Вообще-то и Православное вероучение к озарениям относится с большой осторожностью. В науке (да и не только) много значит также накопленный ранее фундамент. Определённые открытия совершаются, когда наука дошла до определённой стадии развития. Мог Эйнштейн появиться веке в 15-17? При этом, более-менее одно и то же открытие часто совершается почти одновременно несколькими учёными в разных местах. Оно просто назревает в определённый момент.Ещё, забыл спросить. А, всё-таки, на чём основана Ваша уверенность, что фундаментальная наука упёрлась в предел и далее по старинке, опираясь на размышления, двигаться не может? Допустим, как Вы говорите, с 1980-х она стоит на месте. Но, вроде, срок пока не такой уж большой, выводы рано делать. Или у Вас есть какие-то ещё обоснования Вашего утверждения?

" У нас никаких технологий попросту нет. " Вы так говорите, потому что Вы, наверное, не особо заинтересованы в результате. Результат не нужен - не нужно и изучение того, что этот результат приносит. Вы пишете: " Как в спорте, рекорды - не мистика, а результат упорных тренировок. Да и в вере - постоянная работа над собой нужна, регулярность, дисциплина. Молиться, поститься, читать Писание и труды Святых Отцов, исповедоваться, причащаться..." Ваша " постоянная работа над собой " совершается спонтанным образом или совершается по определенным правилам? Набор этих правил и действия в соответствии с ними и есть технология. В христианстве она имеется, но вникают в нее далеко не все. Даже многие священники не знают, почему именно это сейчас надо делать, а завтра - немного другое. " Так составлены богослужения, я следую уставу " - скажут они. Технология в христианстве есть и она работает. Просто некоторые христиане не любят обременять себя знаниями, делают свою работу не по максимуму, а по минимуму, перекладывая на Церковь, на священников многое, что должны бы делать сами. В буддизме требования к буддистам предъявляют более высокие. Почти каждый из них сам умеет и может совершить любую буддийскую службу, понимая то, что скрыто под внешними священнодействиями. Многие христиане разговорами о том, что по Божьей милости все свершается, не покорность Божьей воле, таким образом, проявляют, а просто скрывают и оправдывают свою нерадивость. " Ещё, забыл спросить. А, всё-таки, на чём основана Ваша уверенность, что фундаментальная наука упёрлась в предел и далее по старинке, опираясь на размышления, двигаться не может? Допустим, как Вы говорите, с 1980-х она стоит на месте. Но, вроде, срок пока не такой уж большой, выводы рано делать. Или у Вас есть какие-то ещё обоснования Вашего утверждения?" Я в основном писал о современной фундаментальной теор.физике. Сравните то, как она развивалась в 20-м веке, с тем, что происходит с ней сейчас и в течении последних 30-ти лет. Думаю, придете к таким же выводам. Полтораки и Андрей Карпов причину этого застоя видят в экономическом устроении общества, а я ее ищу и нахожу в психофизическом устроении человека.
Василий В.В. / 25.01.2019, 14:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44