Соблазн идет от интеллигенции 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Соблазн идет от интеллигенции

Воинство Святого Георгия
Консервативная классика / 12.01.2019


К 100-летию кончины архиепископа Никона (Рождественского) …

Сегодня исполнилось 100 лет со дня кончины (некоторые считают, что мученической) известного проповедника, одного из вдохновителей создания Союза русского народа архиепископа Никона (Рождественского)

В этот день по окончании поздней Божественной литургии в 10.00 у могилы владыки Никона братией Лавры была отслужена панихида, сообщает сайт Троице-Сергиевой Лавры. 

С 1895 года, будучи членом лаврской братии в сане иеромонаха, а затем архимандрита, отец Никон исполнял обязанности казначея Лавры и начальника иконописного училища при монастыре.

Архиепископ Никон известен своей широкой издательской деятельностью: он основал знаменитое периодическое издание «Троицкие листки», которые за 30 лет до 1917 года были изданы тиражом 136 млн. экземпляров, а также такие издания, как «Троицкий цветок», «Троицкая народная библиотека», «Божья нива» и др.

Значительным вкладом в почитание прп. Сергия Радонежского стало издание классического современного жития великого русского святого: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца».

Архиепископ Никон издал также «Толковое Евангелие от Матфея» и множество статей и дневников. С 1904 года – епископ Муромский, с 1906-го – архиепископ Волгодский и Тотемский, член Св. Синода.

С 1916 года на покое проживал в Троице-Сергиевой Лавре. В годы революционного лихолетья выступил как резкий противник революции и защитник монархии.

Могила архиепископа Никона давно уже стала местом почитания лаврских паломников.

Отметим, что владыка Никон был убежденным монархистом, состоял в ряде монархических организаций, в том числе в Союзе русского народа. 

Приведем также выдержки из дневников владыки Никона за 1910-1917 гг., которые и сегодня не потеряли своей актуальности:

«Вот уже несколько лет будто туманом ядовитым заволокло нашу Русскую землю и идет по ней такая духовная смута, какой не знала она во времена злой татарщины: нужно ли подробно говорить о том, что в наши дни творилось и доселе творится у нас на Руси?.. Забыты, попраны все заповеди Божий, кощунство, богохульство, все виды распутства, и, наконец, такие преступления, которые доводят до ужаса верующее сердце, о коих рука отказывается писать, язык немеет говорить... Чувствует грешное сердце, что вот-вот гнев Божий, как страшный гром небесный, разразится над нами и не будет нам помилования...

А эта сила есть: она в Церкви, в вере православной, в благодати Христовой, которою столь обильно располагает Церковь. К несчастью, в нашей интеллигенции есть непреодолимое препятствие к тому, чтобы использовать эту силу: наш интеллигент смотрит на Церковь глазами западного полуинтеллигента, в Православии видит какое-то жалкое подобие римского католицизма, в духовенстве – невежественных фанатиков и корыстолюбцев, по подобию иезуитов, и, с высоты какого-то величия просвещенного человека, судит о том, чего не знает и знать не хочет…»

«…Нужно сначала отрезвить народ, потом просвещать. Прежде спасти его от алкоголизации, от вырождения, от поголовной гибели... А то "просвещение", которое готовят ему ввиду " всеобщего обучения" с учителями нового типа, только ускорит эту гибель.

Несчастная Россия!.. Не нужно быть мудрецом, чтобы видеть, что ты гибнешь, - не надо быть пророком, чтобы провидеть, что ты погибнешь, если не опомнишься, если не положишь границ той необузданной свободе, какую захватили себе иудеи и их наемники и приспешники, изменники вере родной из сынов твоих! Мы, русские люди, дожили до того, что нас насильственно отравляют духовным ядом, нам не дают самой возможности иметь здоровую духовную пищу: иудеи нагло смеются над нами, подсовывая нам вместо этой пищи яд, всюду - только яд и никакого противоядия...»

«Я боюсь, однако же, что наши интеллигенты, именно интеллигенты, а не простецы, будут виновниками гибели нашей Руси. Вспомните, что ведь и еврейский народ загубили, и Христа распяли, и проклятье на свой народ призвали интеллигенты-книжники и фарисеи.

...Но настал 1905-й вечно проклятый год, и толпы народные пошли за иудами-предателями, а все эти иуды вышли из среды если не интеллигентов, то полуинтеллигентов, гордых в своем самомнении и пустых в своем круглом, невероятном невежестве!»

Биографическая справка:

Владыка Никон родился в многодетной семье (22 ребенка) бедного причетчика в Московской губернии, в миру звался Николаем Ивановичем. Уже в детстве он проявлял редкостные способности. В 1874 г. окончил первым учеником Московскую духовную семинарию, но вместо академии поступил послушником в монастырь. В 1880 г. принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой Лавре, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь. Он написал книгу о преподобном Сергии, которая до сих пор считается лучшей, на рубеже веков издавал знаменитые на всю Россию нравоучительные «Троицкие листки».

В 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии, но вскоре был переведен в Московскую епархию, где встретил смуту 1905-1906 гг. В это время он стал одним из вдохновителей создания монархических союзов в Москве, публично призывал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Был близок к организатору Русской монархической партии, редактору влиятельной газеты «Московские ведомости» В.А.Грингмуту (день памяти 11 октября). В апреле 1906 г. назначен на Вологодскую кафедру, где стал почетным председателем местного отдела Союза Русского Народа. В 1908 г. он стал членом Св. Синода и членом Государственного Совета от Синода. 

Часто бывая в Петербурге, владыка принимал активное участие в деятельности старейшей монархической организации Русского Собрания (РС), был избран членом Совета РС, а затем и почетным членом Собрания. В 1913 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем Издательского Совета при Св. Синоде. Он продолжал поддерживать монархистов, благословляя их начинания. В 1915 г. присутствовал при открытии Петроградского совещания монархистов. Лейтмотивом всех его выступлений был призыв к единству, в одном из обращений он писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе придут языцы в достояние Божие, придут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».

В 1916 г. согласно прошению владыка был уволен от всех должностей и перебрался в родную Троице-Сергиеву Лавру, где издавал накануне революции известную книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Здесь он и скончался 12 января 1919 г.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме