Памяти Николая Лисового

Леонид Болотин о почившем известном ученом и общественном деятеле

Приказом председателя Императорского Православного Палестинского Общества С.В.Степашина образована Комиссия под руководством С.Л.Байдакова по организации и проведению похорон заместителя Председателя ИППО Н.Н.Лисового, почившего в самый канун Рождества Христова 6 января 2019 года. Отпевание Николая Николаевича Лисового совершается сегодня 10 Января в храме Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего Ставропигиального монастыря. Похоронен русский православный ученый будет на Даниловском кладбище Москвы.

С профессором Николаем Николаевичем Лисовым никогда не был в друзьях или приятелях, просто - старый знакомый, но сам я всегда тем памятным знакомством дорожил. 

А обстоятельства первоначального «контакта» были таковы. Осенью 1994 года К.Ю.Душенов организовывал большую паломническую группу при Владыке Иоанне (Снычеве), Митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском. В ту группу входили питерские батюшки, много знаменитостей из православно-патриотического и просто патриотического движения вроде Наталии Нарочницкой, певицы Татианы Петровой, того же Николая Лисового, Виктора Селиванова, Михаила Астафьева и целого ряда других. В общей же сложности нас было не многим более тридцати человек… Размер группы, видимо, определялся приблизительным количеством посадочных мест в типовом туристическом автобусе. 

Каким-то чудом в ту группу угодили и мы с моей супругой Ниной. Поначалу моё паломничество, как сотрудника персональной пресс-службы Митрополита Иоанна, в Палестину планировалось на совершенно неопределенное будущее. Но в конце Октября 1994 года вдруг выяснилось, что двое из «особых персон» в Декабре лететь не смогут, и Константин сказал, что поедем мы с Ниной. При нашей тогдашней нищете мы даже и мечтать не могли о таком совместном путешествии. У нас с Ниной не было загранпаспортов, но менее чем за месяц по каким-то «левым» каналам Костя организовал нам паспорта и оформление виз. Кроме фотографирования и заполнения анкет от нас тогда ничего не потребовалось… 

Н.Н.Лисового как православного писателя до того знал заочно несколько лет. Он был известным в нашей среде автором, публиковался в только что учрежденном «Московском Церковном Вестнике», в патриотической газете московских строителей «Домострой», вроде бы в «Москве», «Русском Вестнике» и «Московском журнале»… В перечне конкретных изданий могу ошибиться, но публикации Н.Н.Лисового воспринимал как нечто отдельное и сразу стал собирать их вырезки в своем архиве. Неповторимый стиль Н.Н.Лисового отличался предельной занимательностью без малейших претензий на популяризаторство и заигрывание с читателем. В каждой его даже краткой заметке обязательно содержались сведения уникального характера, - то, о чем прежде мне не доводилось читать или слышать. В совокупности же его публикации выстраивали какую-то принципиально новую идеологическую стратегему в современной православной литературе, стратегему, которую условно можно определить как Православный Империализм. Предполагаю, что инициатива возвращения в 1992 году в наименование «советского» Палестинского Общества определений «Православное» и тем более «Императорское» в первую очередь принадлежала именно Н.Н.Лисовому. 

С одной стороны, обладая глубочайшими знаниями в истории Русского и Вселенского Православия, он свободно черпал из сокровищниц Царской России отборные жемчужины, а с другой стороны, совершенно самобытно, «эвристически» и злободневно рассматривал их не как музейное наследие, а принципиально новую - многолетнюю перспективу развития традиционной Русской Духовности. В общем, как опытный миссионер он своим свежим словом крепко бил по нашим неофитским мозгам, до того упражнявшимся больше в школярском начетничестве.

В моем представлении складывался образ могучего высокого лесного старца-отшельника с седой дремучей бородой. В ту пору ещё не были широко распространены видеолекции Н.Н.Лисового. И когда в аэропорту «Бен Гурион» стоявший в соседнем пункте пропуска небольшого роста плотный человек передал паспорт пограничнице, а она с типичной еврейской интонацией, как бы переспрашивая, сказала: «Николай Николаевич Лисовой? Цель визита?» - я был просто изумлен, что почитаемый мной маститый церковный писатель ненамного старше нас, да к тому же тогда - в 48 лет - он выглядел значительно моложе своего возраста. 

В поездках по Святой Земле в наш автобус в качестве экскурсовода отрядили послушницу из Горненского монастыря, которая неплохо ориентировалась в археологии Иерусалима и его окрестностей, Назарета, Вифлеема, Иерихона, Мертвого моря, Хайфы, по её словам, она даже участвовала в каких-то раскопках. Рассказы её были довольно интересны. Однако в условиях автобусной жары сил для непрерывного говорения ей хватало едва на час-полтора. И очень скоро кто-то из паломников попросил Николая Николаевича во время таких пауз дополнять экскурсии своими рассказами по истории Палестины и Православия. И хотя Н.Н.Лисовой без препирательств откликнулся на общую просьбу, поначалу он очень деликатно старался не «задавливать» своей эрудицией слушателей и тем самым не принижать достоинство официального экскурсовода. Но поскольку в нашей группе было немало людей достаточно любознательных, то вскоре именно уточняющие вопросы понудили Николая Николаевича пускаться в церковно-исторические экскурсы, которые демонстрировали его энциклопедическую широту. Впрочем, и тут он проявлял тактичность, его рассказы редко превышали по времени академический час, и он, ссылаясь на усталость, передавал микрофон Горненской послушнице. 

Без малейшего высокомерия и дистанции он охотно отвечал на частные вопросы отдельных паломников на отдыхе, но как только он начинал что-то рассказывать, вокруг сразу начинали «кучковаться» и другие благодарные слушатели. 

После памятной поездки в Палестину с Н.Н.Лисовым мне доводилось пересекаться на каких-то научных и общественных мероприятиях от силы два-три раза, на одной из таких встреч в 1995 году вручил ему изданный нами сборник «Государственная Легитимность» с материалами первой научно-практической конференции по так называемым екатеринбургским останкам, в других случаях мы просто раскланивались, здоровались. 

Но все эти годы с неизменным интересом относился к научным трудам Н.Н.Лисового, с удовольствием несколько лет назад прочитал и потом многократно просматривал его «Откровение Святой Земли». Память о выдающемся русском ученом, церковном и общественном деятеле Николае Николаевиче Лисовом навсегда вписана в скрижали Российской Истории. Царствие Небесное рабу Божию Николаю! 

Леонид Болотин, историк, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»
 
1 
 
1 
 
1 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Памяти Николая Лисового

Жаль Николая Николаевича, я был знаком с ним и однажды взял его на экскурсию в Переславль-Залесский. Было это в 80-е, несколько раз узкому кругу единомышленников он устраивал лекции и читал свои стихи, особенно запомнилось о прохлоповшем русском холопе. При этих строках стыдно было, что мы ничего не можем сделать против установившегося порядка вещей, против разгрома России. Потом позвонил он мне и попросил помочь в похоронах мамы. Я отпросился с работы и помог проводить его маму. Жаль, что так рано пришло и его время.

Hyuga / 10.01.2019
Леонид Болотин:
«Боже мой, как грустна наша Россия»
К печальному 60-летию Василия Бойко-Великого
31.08.2019
Прошу молитв об узнике Василии Бойко-Великом
Завтра состоится заседание суда
14.08.2019
Свободу Василию Бойко-Великому!
В Москве совершен молебен о здравии и укреплении духовных сил раба Божия Василия
12.08.2019
Отступать некуда…
Об очевидных мотивах преследования Василия Бойко-Великого
22.06.2019
Все статьи автора