«Глядишь, из душ
Уйдёт вражда и смута,
И мы протрём
Кровавое панно,
И как тогда,
У старого редута
Вернём Отчизне
Дух Шевардино!..».
«Молитва», Николай Гульнев, 12.06.2007 г.
В конце 2018 г. в Купавне в гимназии №9 прошёл областной семинар по школьному музееведению. Это дело в последнее время несколько позабыто. А зря!
Десять лет, срок небольшой, а сделано уже немало. Главное, наличие музея в школе, тем более с морской интересной тематикой, создаёт особую атмосферу, в которой присутствует озон морского воздуха, романтика морских глубин, мечты о будущем, исходя из фактов прошлого. Не это ли черты настоящего патриотизма? Ведь недаром поётся: «С чего начинается Родина? - С картинки в твоём букваре...», а здесь такие замечательные стенды с интересными экспонатами, созданные самими ребятами. Кто их создавал, уже ушли во взрослую жизнь, а их младшие братья, восхищаясь их трудом, стремятся придумать своё, узнать непознанное старшими - ни есть ли это преемственность поколений.... От этого выигрывает школа, от этого выигрывают дети, от этого выигрывают все - это и есть, по большому счёту, музейная педагогика.
Я знаю, что большинство учащихся этой школы моряками не станут, как не станут десантниками, лётчиками и прочими специалистами, где есть школьные музеи с различной тематикой, да это и не главная задача школьного музея. Но, познав одну из славных страниц истории своей Родины, они заинтересуются всей её историей и, повзрослев, сделают свои выводы.... Научить учащегося мыслить, делать свои выводы - это, наверное, и есть основная задача школы, и в этом незаменимым помощником ей будет школьный музей.
Под непосредственным руководством директора школы началось оформление стендов школьниками, осуществлялся сбор экспонатов. В работу были вовлечены учителя и преподаватели. Работа пошла. Вскоре все почувствовали её пользу. В экспозициях музеев широко представлены героические страницы истории Военно-морского флота страны и Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, имя которого носит гимназия. Настоящее поколение должно «помнить прошлое, потому что достойно будущего!».
У истоков школьного музея стояли и учащиеся, всех и не перечислить. Сегодня те, кто активно включился в это дело, уже студенты, а были учениками 8-9-х классов - сегодня дело старших товарищей продолжают нынешние учащиеся 9-х классов школы. Они уже готовят себе смену, готовясь к взрослой жизни, а младшие школьники с энтузиазмом воспринимают работу в школьном музее. Большая роль в этом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы, умело воспитывающему в ребятах интерес к этому благодарному делу.
Я коротко рассказал об одном школьном музее в Московской области, но понятие «музейная педагогика» уже широко входит в учебный процесс по всей России. Там, где нет возможностей создать школьные музеи, привлекаются краеведческие. Например, в районном городе Острогожске Воронежской области краеведческий музей имени И.Крамского, есть расписание для каждой из школ района, а уроки проводят специальные экскурсоводы, которые говорили мне о неподдельном интересе детей к истории родного края, города и Родины в целом.
В другом районном городе Льгове Курской области бывший директор краеведческого музея Остроухова Марина Георгиевна сподвигла руководство школы, где учился герой-подводник Бессонов Всеволод Борисович, создать школьный музей имени Героя Советского Союза. Теперь и школа носит его имя. Это очень помогает не только воспитательному процессу, но и успеваемости учащихся. «Все хотят быть похожими на своего замечательного земляка!» - заявляют педагоги....
В короткой статье невозможно раскрыть все положительные стороны «музейной педагогики», но то, что это дело полезно для всех, - несомненно! Несомненно, этот интерес к школьным музеям не должен пропасть сегодня!
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга, ветеран-подводник