Новый год и Православие

Церковь пытается обратить этот праздник в достаточно скромное и осмысленное христианское празднование

0
1270
Время на чтение 5 минут
«А Новый год, он чудесами славится»
(из советского кинофильма)

Новый год - любимейший праздник советского и постсоветского человека. Может быть, потому, что он почти полностью лишен всякой идеологической окраски. И поныне празднование Нового года находится в центре внимания нашего искусства и даже в центре возникающих дискуссий. Празднование новолетия (Нового года) до Петра Первого было сугубо церковным праздником. Для Церкви календарь имеет особенное значение: по нему совершается годичный круг Богослужения. Поэтому календарь должен характеризоваться: точностью (не столь астрономической, сколько духовной - в какой день праздновать память того или иного события или святого) непрерывностью - странно было бы, если бы Церковь решила ради каких-то внешних целей разорвать годичный круг Богослужений. До Петра Первого на Руси праздновали начало нового индикта. На Богослужениях благодарили Бога за прошедшее лето и испрашивали Его благословение на следующий год. Это хорошо видно по молебному чину. И вполне понятно, что Церковь молится и на гражданский Новый год теми же молитвами. А праздник начала индикта так никто и не отменял. Тем более что в этот день празднуется победа святого равноапостольного Царя Константина над Максентием и в храмах удивительное зачало Евангелия о том, как Спаситель прочел в субботу в синагоге слова пророка Исайи: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя ... проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18).

В 1594 году французский король Карл IX предписал праздновать Новый год 1 января, а в конце 1699 года Император Петр I, следуя за Западом, перенес и в России празднование с 1 сентября на 1 января, в связи с чем был составлен специальный молебен. Римляне уже за 45 лет до Рождества Христова начали праздновать Новый год 1 января. По их верованиям, первый момент наступления Нового года оказывал важнейшее влияние на весь будущий год. Тот, кто весело встретит первый день Нового года, по их убеждениям, также проведет и весь следующий год. Все это приводило к всеобщему и безудержному разгулу и пьянству. Поэтому проблема нового года существовала всегда. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Дьявольское гулянье, продолжающееся сегодня во всю ночь, смех, злословие, ночные пляски и смешное шутовство взяли наш город в плен... Более всего огорчают меня игры, происходящие сегодня в гостиницах, исполненные невоздержания и великого нечестия; -нечестия - потому, что занимающиеся ими наблюдают дни, гадают и думают, что если 1-й день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут проводить так же: - а невоздержания, потому что на рассвете женщины и мужчины, наполнив стаканы вином, напиваются без всякой меры». Как мы видим, на протяжении всей истории человечество продолжало встречать Новый год примерно одинаково. Поэтому в Российской Империи появился обычай совершать молебствие в храмах в полночь. Так, в 1894 году почти во всех храмах Санкт-Петербурга молебны, которые положено служить после Божественной литургии, были совершены прежде нее, после всенощной, а кое-где сама всенощная была начата позже, около 10 часов. Не знаю, насколько был эффективен этот метод борьбы с разгулом на Новый год.

Но вот прошло много времени, наступила перестройка, и первые ее годы ознаменовались безудержным пьянством на Новый год. В течение лет десяти 1 января я рано утром ездил в храм, на службу. Не могу сказать, в каком состояний в этот день были вагоны метро.

Некоторые инициативные батюшки придумали новый обычай: в полночь служить Божественную литургию, совершив своеобразную подмену поздней русской традиции. Вначале упор делался на святого мученика Вонифатия, помогающего в борьбе с недугом пьянства, память которого по Промыслу Божию оказалась в день международного дня пьянства.

Первоначально инициатива таких батюшек нашла поддержку даже у афонских монахов: «Знаю людей, которые идут в ночь на 1.01 в храм на службу, предпочитая это новогоднему веселью, чтобы не смущать родственников и самим не разоряться духовно в эту ночь.

Надо духовно относиться ко всему происходящему, а не закрывать глаза на то, что нам не нравится. Да, новогодняя вакханалия во время Поста - явление антиправославное. И вот человек идет на ночную службу, чтобы помолиться за тех, кто в эту ночь не молится. Чтобы благословиться на новый календарный год...»

Все вроде так, но послушаем мирян: «Печально, когда Церковные люди с радостью мешают душевное с духовным. Печально, когда Новый Год церковные люди новодельно начинают отмечать ночной Литургией, как Пасху Господню и Рождество Христово. Обмирщение - это самое печальное явление и имеет самые печальные духовные последствия... Ещё год назад, наша бывшая прихожанка, живущая ныне в Англии, постила видео с Пасхальной службы (так понимаю, Константинопольского патриархата), где священник радостно катается на самокате по храму во время службы! Будет приводить это, как пример проявления духовной радости... Разве запрещает кто-то или заставляет праздновать мирские праздники? Мешает прокатиться по улице на самокате? Или кто мешает утром первого числа пойти в Храм, если есть желание? По принципу "в этом плохого ничего нет" можно много чего притащить в Церковь... Главный принцип современного мира: я так хочу...»

Самое интересное, что, строго следуя Типикону, 19 декабря/1 января не полагается служить Литургию. Конечно, все мы понимаем, что устав монашеский и такое послабление вполне оправдано. Тем не менее, в некоторых храмах Подмосковья в этот день совершалась служба с аллилуйя.

Вот что пишет авторитетный настоятель большого подмосковного храма: «Не очень понимаю новую моду служить ночью под гражданский новый год Божественную Литургию. Привык, что ночными службами отмечаем великие православные праздники: Пасху, Рождество, Богоявление. Причём здесь советский Новый год??? За что ему такая честь?

По Уставу церковному 19 декабря службу следует править аллилуйную - сиречь без литургии, но с поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина, что и собираюсь сейчас пойти и совершить...

Аще кто не верит - зрите в прямом эфире».

Казалось бы, лучшим способом борьбы с пьянством было бы совершение молебна, как в Российской империи, ночью или после всенощной, а утром стоило бы пойти на Божественную литургию, кому-то, возможно, и причаститься. Тут уж пьянство отпадает на все 100%.

Но, оказывается, проще поставить Новый год в один ряд с Пасхой и Рождеством Христовым. То есть Литургией встретить Новый год. Именно так пишет настоятель одного московского храма: «Как обычно, начали год с Литургии в полночь». Очевидно, что проблема пьянства уже не так сильно волнует сторонников новой традиции. Да и, по моим наблюдениям, по крайней мере, в некоторых частях нашей Родины пьянство стало заметно ослабевать, отдавая первенство другим порокам. Как мы видим, с языческими обычаями празднования Нового года Церковь вела борьбу с первых лет своего существования, пыталась обратить его в достаточно скромное и осмысленное христианское празднование. На рубеже советского периода многие православные христиане были столь ригористичны, что отказывались даже от самой простой постной праздничной трапезы на Новый год, вступая зачастую в конфликт со своими близкими. Теперь это ригоризм повернулся на 180 градусов: отмечать Новый год служением Божественной литургии, за которой бывает более сотни причастников, ну а после нее, предполагаю, «с чистой совестью» - праздничный стол. Ригоризм или Божественная литургия в 8.00, мне кажется, более подходят для православного христианина.

Диакон Петр Пахомов, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Новый год и Православие

В нашем храме ночная литургия служится уже лет 10. На службу приходят люди, которые между невольным "всенощным бдением" (потому что многие не могут уснуть из-за канонады петард и салютов, воплей подгулявших соседей) и молитвой в храме хотят выбрать молитву. в этом году Литургию у нас совершил архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат. Прекрасная проповедь Владыки касалась как раз обычаев празднования Нового года, грядущего предпразднества Рождества, в которое нужно усугубить пост и той радости, которую должны люди церковные нести своим, пока еще не очень церковным, близким. Краткий отчет: https://vk.com/club89743217?w=wall-89743217_203%2Fall
Ксения Балакина / 07.01.2019, 15:54

1. О личном духовном опыте без его противопоставления канонам

Второй год подряд в ночь на 1 Января с женой (и в этом году) был на Божественной Литургии. Особой торжественности не было, никак не Рождественская и тем более не Пасхальная, была обычная Литургия. Кстати, на утреннюю Литургию 1 Января мне доводилось ходить и во второй половине восьмидесятых, потом всё не получалось... Конечно, священники советской поры моли не знать каких-то канонов... Первый же раз на подобной новогодней ночной службе побывал в одном монастыре в ночь на 1 Января 1994 года... Может быть, строго говоря Отец Пётр в каноническом смысле прав, но что касается личного практического духовного опыта, так в храме мне легче пережить новогодний шум-гам. Да и обычай праздновать Царский Новый Год 1 Января был впервые введен не французским царем Шарлем IX-м, а Римскими Императорами, начиная с Августа Октавиана, до этого в Риме был Мартовский Новый год... Кстати, вроде бы ежедневная ночная Литургия совершается у Гроба ГОСПОДНЯ в Иерусалиме. Там тоже нарушают каноны?
Леонид Болотин / 05.01.2019, 14:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Петр Пахомов
Благоугодить дарами Богу или освободить время для великих дел?
О правильном порядке действий священника на проскомидии и о латинских «новшествах», практикуемых некоторыми православными священниками
20.07.2023
Оглашенные: прошлое или будущее?
Неслучайно первая часть Литургии носит название «оглашенных»
26.05.2023
Время Ивана Калиты
Наш современник князь Николай Трубецкой
17.10.2022
Какой была армия?
Главная сила армии в тылу
12.10.2022
Лже-Россия или анти-Россия?
Главная задача – возвращение малороссов в русскую культуру
28.09.2022
Все статьи Диакон Петр Пахомов
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03