«Музей исчезнувших вещей»

О новом спектакле, представленном Калужским областным ТЮЗом в конкурсе ХVI Международного театрального форума «Золотой Витязь»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Международный Форум «Золотой Витязь» 
0
974
Время на чтение 11 минут
1
Спектакль «Музей исчезнувший вещей», представленный Калужским областным ТЮЗом в конкурсе ХVI Международного театрального форума «Золотой Витязь», несколько дней назад завершившегося в Москве, прошел с большим успехом и был отмечен Золотым дипломом фестиваля.

Из сотни спектаклей, отсмотренных за год авторитетной комиссией «Золотого Витязя», в конкурс было отобрано 17 театральных работ из России, Армении, Казахстана, Сербии, Румынии, Украины. Свои спектакли представили театры Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Владивостока, Владимира, Калуги, Челябинска, Еревана (Армения), Луганска (ЛНР), Бухареста (Румыния), Астаны (Казахстан), Белграда (Сербия). В репертуаре ХVI МТФ «Золотой Витязь» оказались и пьесы классиков, и произведения современных авторов — У.Шекспира, А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова, В.Г. Распутина, Б.Л.Васильева, А.И.Солженицына, З.Прилепина, И.Вилквиста, В.Муйович, С.А.Найдёнова...

Показ спектакля Калужского ТЮЗа «Музей исчезнувших вещей» состоялся в «Театре на Покровке». Небольшой зал в 80 мест, конечно, не смог вместить всех желающих. Те же, кому посчастливилось попасть в этот вечер на спектакль, окунулись в атмосферу ностальгических воспоминаний. Каждого пришедшего в театр зрителя директор ТЮЗа, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерия Визгова встречала на входе как долгожданного, дорогого гостя. Сама атмосфера вечера располагала к доверительной беседе, которая состоялась после спектакля за сладким чаепитием.

Перед показом постановки со вступительным словом выступили Президент Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», народный артист России Николай Петрович Бурляев, Арт-директор театрального фестиваля «Золотой Витязь», критик, кандидат искусствоведения, доктор филологических наук Капитолина Антоновна Кокшенёва и член жюри фестиваля, художественный руководитель Луганского украинского музыкально-драматического театра «На Оборонной», народный артист Украины и ЛНР Михаил Васильевич Голубович. Они говорили о том, как сейчас важно, чтобы театр стал Театром Добра, нес со сцены православные и просветительские тенденции, говоря о важных духовных ценностях, сближал разные поколения.

Представляя Калужский ТЮЗ, театральный критик Капитолина Кокшенёва сказала: «Предваряя приезд театра в Москву, калужская пресса написала: «В МХТ был свой доктор - Антон Павлович Чехов, в Калужском ТЮЗе есть свой доктор - Андрей Юрьевич Убогий». Он не только доктор, он еще и блистательный писатель, очень тонкий драматург. Мы плохо знаем классиков, а уж современников и того хуже. Наши лучшие силы, в том числе и театральные, неизвестны столице. А зря. Вся корневая культура сосредоточена именно в провинции и несет на себе русский культурный и театральный крест».
Член жюри, актер Михаил Голубович признался: «Все те театры, что попадают в обойму «Золотого Витязя» очень гордятся этим, ведь для каждого из них это важно, интересно и престижно. На сегодняшний день, к великому сожалению, в связи с прогрессом, подрастающее поколение имеет огромное количество информации. Очень много позитивной и негативной в том числе. Девиз «Золотого Витязя» очень важен: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». То есть, он стоит за чистоту и высокую нравственность. Я очень люблю одну притчу: однажды дед рассказал внуку, что в каждом человеке происходит постоянная борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк — это зло, ненависть, предательство и т.д. Другой — порядочность, любовь, добро и другие хорошие качества человека. Внук спрашивает: «А какой же волк побеждает?» Ответ деда был таков: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Мы должны помнить - что мы вложим в души наших детей, то в дальнейшем и получим. Очень важную функцию в этом несет «Золотой Витязь». Я очень благодарен Николаю Петровичу, что он обратил внимание на наш театр. Сегодня «Театр на Оборонной» существует в непростых условиях. Нам приходилось работать и во время обстрелов, когда осколки били по зданию театра, выбивали окна, а люди работали. Наша молодежь не понаслышке знает, что такое, когда нет света, еды и газа. Поэтому когда мы привезли в прошлом году в конкурс фестиваля рок-оперу «Распятая юность» и ее достойно оценили, дав приз «Золотой Витязь», мы были очень благодарны. Спектакль рассказывает о последней ночи перед гибелью молодогвардейцев. Причем и либретто, и музыка написаны нашими земляками. К сожалению, буквально два дня назад ушел из жизни автор либретто Владимир Михайлович Зайцев. А спектакль идет и будет жить дальше».

Сегодня в репертуаре Калужского ТЮЗа 35 спектаклей. Это в основном сказки и пьесы для детской аудитории или семейного просмотра. «Музей исчезнувший вещей» - вторая пьеса прозаика и драматурга, члена Союза Писателей России, коренного калужанина из знаменитой династии врачей Андрея Убогого, поставленная в театре. Его «Сестры» идут с большим успехом. Такой же успех, без сомнения, ждет и новый спектакль. Андрей Юрьевич признается: «Театр и калужский ТЮЗ в моей жизни появились неожиданно и как бы случайно. Но, как сказал тот же Пушкин, случай — мгновенное орудие Провидения. А то общее, что, как мне кажется, есть между нами — это как раз память о высшей цели человеческой жизни. Наш ТЮЗ и его главный режиссер Михаил Алексеевич Визгов — с которым у меня много общего во взглядах на жизнь, ее тайны, задачи и смыслы — живут от души, душой и для души. Именно поэтому калужский ТЮЗ — театр для всех: его зритель не ограничен возрастными пределами или условными социальными рамками».

Показ спектакля «Музей исчезнувших вещей» был третьим. Премьера состоялась в Калуге 22 ноября. Спектакль еще меняется - дышит, думает, старается расслышать пожелания и мнения зрителей. И это важно. Он как бы заново знакомит молодых зрителей с обыденными и самыми простыми вещами из обихода 70-х. Поколению постарше дает возможность вспомнить свою юность. Все это складывается в портрет прошедшей эпохи, помогая зрителям вспомнить и лучше понять время, в котором они жили, были молоды, а значит, влюблены и счастливы.

По признанию главного режиссера театра, заслуженного работника культуры Калужской области Михаила Визгова, он работает, в первую очередь, для зрителей - не для пресыщенной театральной публики и фестивалей, а для живого диалога актеров с простыми зрителями. За двадцать шесть театральных сезонов, что он возглавляет Калужский ТЮЗ, в 2014 году театр отметил свое пятидесятилетие, Михаил Алексеевич очень хорошо научился понимать публику. «Я не различаю театр для детей или для взрослых, - говорит он. - По крайней мере, наш ТЮЗ – это театр для всех. Спектакли для детей могут смотреть и взрослые. Могут, но скорее – не будут. Они думают, что им это не нужно. Дети посредством спектакля постигают мир, они увлечены вопросами «почему?», «зачем?» и «откуда?». Им нужно объяснить, почему мир устроен именно так, а не иначе. Театр, следуя этой непростой задаче, создает мощный эмоциональный поток и погружает в него ребенка. Это очень благодарная публика! Более того, ребенок для нас – это якорь спасения. У него громадная возможность постижения мира. Как только ты поймешь, что тебе просто надо уметь подпитаться всем этим, пока он не вырос – ты сам будешь благодарен каждому ребенку, пришедшему на спектакль. Взрослые, подчиненные четкой иерархии, всегда знают, что нужно делать. Но, их язык обеднен, он мало может помочь в познании мира. Именно поэтому, когда я делаю спектакль для взрослых, мне все же важна некая детскость в пьесе. Вот, кстати, за это мне и нравится Андрей Убогий - за это редкое качество».

Михаилу Визгову удалось создать живой, искрящийся добротой театр. А главное, удалось то, о чем он когда-то мечтал, придя в театр - вернуть в него зрителя. Сегодня Михаил Алексеевич доволен достигнутым результатом: «Глядя на полный зрительный зал, чувствуешь то же, что и любой человек, смотрящий на плоды своего труда. Да, в течение последних двух лет билеты на наши спектакли распродаются за три месяца вперед. Значит, мы не напрасно вкладывали душу в это дело, всем сердцем радели за него».

После спектакля в Москве автор пьесы Андрей Убогий гостям и участникам фестиваля подарил свою новую книгу, выход которой совпал с премьерой спектакля. Книга перекликается с пьесой, и даже название похожее - «Словарь исчезнувших вещей». Подарил и подписал он эту книгу и мне. Она оказалась очень кстати в работе над статьей. В ней есть и атрибуты, встречающиеся в спектакле и давно исчезнувшие из повседневной жизни, вместе с самой эпохой - 46 предметов и общественных явлений. Все они, канув в лету, стали для старшего поколения щемящей ностальгией. Молодежи трудно объяснить, что такое авоська, бумажные бусы, газировка из автоматов, земляные полы, кулек, нож «белка» (кстати, я и сама не знаю, что это такое), писчее перо, пишущая машинка, примус, стеклотара, счеты (я до сих пор храню одни — маленькие, железные, купленные мной, первоклашкой из любопытства), телефонная будка и многое другое. Время быстротечно и скоро будут забыты фотопленка, проигрыватель, школьная парта, цены советской эпохи, общепит, почта, письма, телеграммы и открытки, коробки спичек, катушки ниток, мелочь, бамбуковые удилища, брезентовые палатки и ватники. Мало кто помнит, что такое - давка в автобусах, дворовые игры, езда «зайцем», очереди за чем-либо, студенческие стройотряды, уборка урожая. Обо всем этом и вспоминает писатель. Открыв книгу, не можешь оторваться. Ностальгируя по прошлому, Андрей Убогий затрагивает одному ему ведомые, скрытые струны человеческой души. Простые вещи в его произведениях описаны ясным языком. За повествованием стоит глубокий исследовательский опыт жизни. Язык Андрея Убогого понятен, тексты просты, живы, искренни и интересны. Автору легко удается сформулировать то, что давно живет в душе и мыслях читателя, словно он гуляет по его воспоминаниям - редкое качество, присущее таланту.

В спектакле магия старых предметов проявляется неожиданным образом. Об этом и не только об этом спектакль. Он о людях, их мечтах и желаниях - окунуться в прошлое, вновь ощутить себя молодыми. Конечно, вспоминая юность, не обойтись без грусти. Спектакль воспевает настоящую, чистую любовь, провозглашая самые светлые и нежные чувства в отношениях между мужчиной и женщиной. Искренне, без фальши, он рассказывает о поколении 70-х, пытаясь понять с духовной точки зрения то время, о котором идет речь. Сегодня, когда в искусстве почти не осталось нравственных критериев и бытует вседозволенность, создателям удалось достаточно высоко поднять и держать нравственную планку повествования.

Большая удача спектакля в том, что многие понятия режиссера и автора о жизни совпадают. Их объединяет мечта вернуть взрослых зрителей в детский театр. И они на верном пути, строя взрослые спектакли, как сказки, ведь давно доказано, что взрослые — это выросшие дети. Расшив образные границы сценического действа, им можно напомнить — как прекрасен мир, когда на него смотришь искренно, глазами ребенка, заново открывая в нем много интересного. Об этом спектакль Калужского ТЮЗа «Музей исчезнувших вещей».

Яркая ансамблевая работа актеров заставляет то смеяться, то грустить. Драматург щедро и ясно прописал все роли, а режиссер умело провел актеров по пунктирам, намеченным автором. Они прекрасно справились с поставленной задачей — искренне и без фальши сыграть предложенную автором историю, сплетенную из живых нитей любви и взаимопонимания в яркое панно человеческих отношений. Главные герои спектакля - представители старшего поколения — бабушка и дедушка, в прекрасном исполнении Евгении Гравит и Анатолия Сотскова. Их связывают очень трогательные отношение с внуками (Тимофей Красных и Дарья Кукушкина). Именно любознательность юного поколения и приводит героев в Музей исчезнувших вещей, где старики сталкиваются со своей юностью и первой, несбывшейся любовью. Нахлынувшие чувства возвращают им молодость, здесь героев очень трепетно, хрустально-нежно исполняют Кирилл Ланцев и Екатерина Крохмалёва. Самая интересная, многоплановая и характерная роль в спектакле досталась исполнителю Смотрителя музея, а по сути Хранителя времени - Станиславу Горталову. Это настоящий искуситель героев. Меняя маски и придумывая новые ловушки, он подбивает влюбленных навсегда остаться молодыми - уникальная возможность, о которой мечтают многие. Однако слишком дорогую цену, прося взамен - обретя прошлое, они должны отказаться от своего настоящего...

На протяжении всего спектакля в зале стоит потрясающая тишина, говорящая о том, что зритель думает вместе с авторами. Что неплохо. Спектакль философский, многослойный, мастерски выстроенный и тонко продуманный. Легкий, чистый, он дарит зрителям ощущение ностальгического полета. Сплетенный из узнаваемых человеческих взаимоотношений, он предназначен для семейного просмотра и призван стать тем мостиком, который соединяет разные поколения, поскольку интересен и тем, и другим.

Отдельный и очень важный аспект спектакля — музыка. Собранная с большим пониманием и любовью С. Дусенок и тонко вписанная в сценическое действие музыкальная ретро-подборка очень обогатила спектакль. Хотя некоторые из песен сегодня несколько подзабыты, сама эстрада 70-х остается непревзойденной, продолжая питать современных исполнителей. Песни, рассказывающие о самых светлых и нежных чувствах очень мелодичны, тексты легко запоминаются. Поэтому они по-прежнему пользуется такой популярностью уже среди нынешней молодежи. Культурная эпоха 70-х до конца еще изучена. Исследователям еще предстоит осмыслить те прекрасные творения, что были созданы в литературе, кино и театре, изобразительном искусстве, классической и эстрадной музыке 70-х.

Спектакль построен на бытовой узнаваемости предметов. В этом ему помогает прекрасно подобранный и продуманный реквизит. Хотя многие вещи - грамотно сделанные муляжи, они очень точно работают, благодаря мастерству художников-декораторов и бутафоров — Т.Головановой, Е.Шишковой, Ю.Леонтьевой. Все это вместе создает целостную, ансамблевую систему технического оформления спектакля. Если технически с проигрывателем и телефонной будкой все более-менее понятно, то как функционирует автомат газированной воды зрители гадают весь спектакль.

Сама тенденция «Музея исчезнувших вещей» стала последнее время очень модной — то здесь, то там открываться пельменные и варенничные. В Вологде даже существует музей «Мир забытых вещей», который пользуется неизменным интересом. Все это - попытка вспомнить и хотя бы на время удержать прошлое, чтобы хотя бы искусственно окунуться в атмосферу юности.

Очень интересные рекомендации дал после просмотра спектакля актерам Николай Петрович Бурляев: «Здесь столько пропели гимнов и дифирамбов в адрес спектакля на этом обсуждении. Я почти ко всему присоединяюсь, кроме конца. Сам я драматург, режиссер и на последнем месте актер, хотя прославился именно как актер. Но я бросил театр и зарекся больше появляться на сцене. Правда, когда увидел у Фоменко одну вещь, позвонил и сказал, что у меня за 50 лет первый раз появилось желание выйти на сцену, потому что есть режиссер. Как драматург и как человек, я рад, что сегодня благодаря Капитолине Антоновне открыл нового, очень серьезного драматурга. То, что из провинции к нам идут такие таланты как Распутин и Вампилов, а теперь и Андрей Убогий — огромная радость для сердца. И сегодня я получил радость и надежду на то, что наша драматургия будет подниматься, благодаря таким авторам, как Убогий, у которого абсолютно все выстроено. Он понимает, что хочет выразить и это делает. У спектакля очень тонкая режиссура. Это опять-таки дифирамбы. Сейчас они закончатся. Тончайшая режиссура, вроде все просто. И за этой простотой идут такие магические моменты — прикосновение к тому, о чем вообще не говорится нынче в нашем театре - о вечности, о смерти, о времени... Это для меня открытие.

Теперь по поводу актеров. От режиссера я узнал, что это ваш третий спектакль после премьеры. Все вы как сжатые пружины, все вы брызжете так, что иногда мне было просто неловко в зале — зачем вы такую серьезную вещь так «плюсуете»? Причем, почти все. Значит вам есть куда расти. Нельзя играть юным актером еще более юных, как детский сад. Так делают все. Вы не должны этого делать. Будьте собой и будете интересны. Не надо 20-летнему актеру играть 13-летнего мальчика. Зачем? Тут же падает доверие. Это относится и к внучке. Там «плюсы» просто через край. Это все нужно приводить в порядок.

Насчет дедушки и бабушки. Я сам дед. Это про мое поколение. Герою спектакля 70 лет, мне 72. У меня пятеро детей и пятеро внуков. Я с интересом глядел на свое поколение и думал: «Это же обо мне!». Вы несете такую глубокую мысль автора и должны ощущать достоинство — от того, что вышли, чтобы рассказывать очень серьезные вещи. И поэтому «плюсы» должны уходить. Но это уже работа режиссера. И если он со мной согласен, вы еще что-то скорректируете в работе. Что еще? По драматургии мне не хватило катарсиса. Как это сделать я не знаю. Над этим должен подумать драматург — какой дать выход людям, чтобы они ушли из зала с чувством. подъема, а не с чувством благодарности, как сегодня. Для Духа нет смерти. По поводу Хранителя времени. Это не Воланд. И не надо его демонизировать.

Хочется пожелать актерам поменьше инфантилизма, который присутствует в игре большинства. А это уже отдает провинцией и самодеятельностью. Нельзя играть такую пьесу, давать мне, зрителю, повод думать: «Зачем они так «плюсуют»?» Простите. Мне опасно давать слово, потому что я всегда говорю то, что думаю. Но я так говорю, потому что я вас люблю и благодарен автору, режиссеру и актерам. У вас есть куда расти».

Пожелаем и мы этого создателям спектакля.

Наталья Тендора, киновед, публицист
1
1
С Николаем Бурляевым после спектакля
1
В зале
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Тендора
Тобольск обрёл свой кинофестиваль
Об открытом российском фестивале современного и актуального кино «Алафейская гора»
01.04.2022
«Орленок», здравствуй!
В Краснодарском крае состоится XXIV Всероссийский фестиваль визуальных искусств
11.08.2020
«Улыбнись, Россия!»
В Туле и Тульской области полным ходом идет XX Юбилейный Открытый российский кинофестиваль комедии
06.11.2019
Настоящее русское кино
На ХХХ Открытом фестивале документального кино «Россия» победителем стал фильм «Комбриг» о страшной трагедии в Донбассе
16.10.2019
Главный национальный форум кинодокументалистов страны
Сегодня в Екатеринбурге открывается ХХХ Открытый фестиваль документального кино «Россия»
01.10.2019
Все статьи Наталья Тендора
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Международный Форум «Золотой Витязь»
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15