Чего страшится священник Александр Шумский?

Ответ на статью об утопичности православного социализма

Бывший СССР  Православный социализм 
0
2377
Время на чтение 9 минут
Иерей Александр Шумский на портале «Русская народная линия» в ответ на мою статью «В чём для России реальный прорыв в будущее», страстно отвергая и решительно перечеркивая идею «православного социализма», поведал нам, как ему нравился советский социализм. То бишь социализм партийно-коммунистический, основанный на атеистической идеологии: «Лично я с ностальгией вспоминаю реальный советский социализм, при котором мне довелось жить, и могу засвидетельствовать, что уже в брежневский период заметно было смягчение отношения государства к Церкви, подобно тому, как это было в военный и послевоенный периоды. И если бы не предательское уничтожение СССР, то Церковь в скором времени получила бы от государства достаточно широкую свободу. И вот это и был бы реальный (а не выдуманный) православный социализм». То есть, по мнению отца Александра, «реальный православный социализм» был возможен, если бы, как он пишет, «не предательское уничтожение СССР» и если бы «Церковь… в скором времени получила бы от государства достаточно широкую свободу». И более того, как он считает, зачатки этого «реального православного социализма» он застал в своей молодости, и они его вполне устраивали.

Тут вроде бы и спорить не с чем. Даже при наличии в СССР однопартийной системы и официальной коммунистически-атеистической идеологии отец Александр вполне мог представить себе зарождение в советском государстве «реального православного социализма». С некоторой натяжкой с ним можно было бы и согласиться.

Но в этой же самой статье иерей Александр Шумский ставит в логический тупик любого адекватного читателя. Начиная с заголовка своей статьи («Идея православного социализма - опаснейшая утопия»), он сам же и перечеркивает собственный тезис о возможном «реальном православном социализме»: «…поэтизация истории отнюдь не способствует объективному её пониманию, а, напротив, порождает опасные и разрушительные утопии», подразумевая под ними, конечно, и «утопию» православного социализма. Как эти противоречащие одно другому убеждения уживаются в голове православного священника - одному Богу известно. То есть, по его логике, при коммуно-атеистической идеологии государства православный социализм был возможен, но при ее отсутствии - утопичен. Очень странная логика.

В своей статье я попытался предложить выход из того беспросветного мировоззренческого и экономического тупика, в котором оказалась наша страна после 27-летнего ее разгрома и ограбления населения творцами олигархического капитализма. В ней было сказано ясно и прямо о том, что капитализм по природе своей - бесчеловечен, что это - «путь в тупик, в нескончаемую войну, в ежедневную борьбу за выживание, в которой конкурент должен быть подавлен, раздавлен, унижен или уничтожен».

Президент Путин постоянно в своих выступлениях говорит о необходимости для России некоего цивилизационного «прорыва», чтобы не оказаться в проигрыше в этом ощетинившемся на Россию мире, правда, не поясняя, что за «прорыв» он подразумевает. И слова его без конкретного наполнения повисают в воздухе.

Как известно, я далеко не первым предложил идею для будущего - вполне возможный выход из этого всеохватного тупика, в котором мы оказались: тупика мировоззренческого, экономического, нравственного, национального, материального, духовного и т.д. Повторяю еще раз, идею именно будущего православного социализма, т.к. до него наш народ должен созреть, до него нам еще идти и идти, а точнее говоря, еще тонуть и тонуть в трясине безнравственного, жесточайшего капитализма. Но идея эта принята в штыки именно «православным» священником...

Читатели статьи о.Александра Шумского на форуме РНЛ справедливо спрашивали: «А что же предлагаете вы, отец Александр, в чём, по-вашему, выход из этого тупика? Какой "прорыв" видите вы?» В ответ - молчание. Потому что предложить скорее всего - нечего. А это означает, что он молча предлагает нам остаться в нынешнем тупике, в этом олигархическом капитализме навсегда. Мол, примите то, что есть, и не дёргайтесь.

Судя по статье иерея Александра Шумского, в словах «православный социализм» более всего его коробит именно слово «православный». И потому он сразу же, с самого заголовка своей статьи, объявляет эту идею «опаснейшей утопией» и решительно отвергает ее как неприемлемую ни для себя, ни для страны. В этом он сходится с ныне живущими атеистами, которых устраивает и капитализм, и социализм, но которые, как чёрт от ладана, шарахаются от идеи православного социализма.

Но чем же так пугает данная идея не только отца Александра, но и многих других, на дух не принимающих даже само это словосочетание «православный социализм»? Неужели им всё еще застит глаза страх возвращения кровавой диктатуры первых лет советской власти? Ведь ясно же, какие силы тогда стояли у руля государства и с какой целью они разжигали Гражданскую войну. И также многим ясно, что социализм прекрасно мог существовать и без этой жестокости власти, что мы и видели собственными глазами в 70-е и 80-е годы прошлого века. Ведь система социализма предполагает всего-навсего социальное государство, в котором недра и крупные предприятия не могут находиться в частной собственности. Только и всего. Но отчего же, хочется спросить отца Александра и его единомышленников, по какой причине социальное государство не может придерживаться официальной православной идеологии? В Греции - может, в Сербии - может, а в России - нет, не должно, не имеет права, потому что это, видите ли, «утопично»…

Иерей Александр Шумский так и не объяснил, чего же он испугался? Запугивая себя и других фантазиями о неизбежном повторении революционного беспредела столетней давности, он позволяет себе эти примитивные, набившие оскомину пропагандистские штампы и банальности: «Хочет того Хатюшин или нет, но он предлагает вновь "отнять и поделить", то есть предлагает произвести очередную (теперь уже "православную") социалистическую революцию». Ну, во-первых, я ни в одном слове ничего подобного не «предлагаю» и никогда в жизни не «предлагал». Наоборот, всегда отвергал любые насильственные революции. А изменение общественной формации в государстве, по моему убеждению, должно происходить только с одобрения всего народа. И я не сомневаюсь в том, что подобное одобрение - перехода страны к православному социализму - в будущем произойдет.

Однако иерей Александр Шумский в своей статье пошел дальше, запугивая нас всех «православной диктатурой, со всеми вытекающими кровавыми последствиями»: «Вся система образования и воспитания станет православной по приказу православной партии, стоящей во главе государства. Все школьники, студенты, а может быть, и остальные, должны будут предоставлять своим кураторам справки, подтверждающие то, что они прошли исповедь и причастились в храме…».

Очень интересно и симптоматично из-под пера православного священника вылезает тезис о «православной диктатуре»… Оказывается, в своем сознании он таковую допускает. И она ему утопией не представляется… При всём его православии, смирении и любви к ближнему… Но разве в Российской империи все школьники и студенты предоставляли своим «кураторам» подобные справки? Зачем в полемическом задоре выплескивать всяческую нелепицу? Как-то всё это слишком несерьезно.

Отец Александр, наверное, решил, что во главе православного государства обязательно должен будет стоять представить Церкви, то есть его главный начальник… Успокойтесь, батюшка, и не пугайте себя своими фантазиями. Думается мне, страной, как и прежде, будет руководить глава государства - то ли президент, то ли премьер-министр, а возможно, - и царь. Мы сейчас этого не знаем. Но сбором глупых справок для «кураторов», конечно же, нормальные люди заниматься не станут. Да к тому времени любые «справки», как таковые, вообще исчезнут из обихода.

Тот факт, что другого социализма мы в своей истории не знали, не означает, что он невозможен. Многое в мире появляется впервые. Возможен и социализм без однопартийного диктата (да и вообще без партий) и тем более без террора и Гражданской войны. Несомненно, возможен - после всеобщего референдума и одобрения большинства народа. Но даже и тогда - после постепенного перехода к нему - должны быть урегулированы все национальные проблемы малых народов России и учтены все их религиозные потребности. Ведь дореволюционная Россия и была тем самым православным государством, в котором уважалось и поддерживалось национальное и религиозное разнообразие всех народов. И серьезных конфликтов на этой почве - не возникало, за исключением разве что провокационных еврейских погромов в национальных окраинах, которые властью жестко пресекались. Так что, отец Александр, православное государство способно существовать без партий, без генсеков и без какой бы то ни было диктатуры. То есть православное Российское государство и было в прошлом, и будет в будущем. Да, будет, несмотря на сомнения скептиков и сопротивление атеистов и некоторых испугавшихся православных священников. Но, повторяю, это дело неблизкого будущего.

Мне известно, что иерей Александр Шумский является активным противником русского национализма. Это его позиция, и я к ней отношусь спокойно. Но и в этой своей статье он не преминул лишний раз ударить по национализму, хотя я опять же никаких поводов для этого не давал. Отец Александр кинулся напоминать нам, как ненавидел и душил национализм (прежде всего русский национализм) Сталин. И в качестве доказательства пересказал «ленинградское дело», во время которого, по его мнению, «именно «послевоенный Сталин»… обвинил ленинградскую группу Кузнецова в проявлении русского национализма и в том, что эта группа противопоставила себя «всесоюзному» (имперскому) ЦК». Ну, во-первых, лично Сталин в этом «деле» никого не обвинял - обвинял суд. И инициатором этого «дела» был Берия. А во-вторых, какое отношение это «дело» имеет к идее православного социализма - мне осталось неведомо, т.к. с каким-либо национализмом эта идея никак не связана. Я по своему образу мыслей - имперский человек, и замыкаться в каком-то урезанном «русском государстве» я никогда не собирался. Более того, всю Российскую империю и весь Советский союз я всегда как раз и считал Великим Русским государством. И притягивать сюда за уши «ленинградское дело» было совершено неуместно. К тому же «дело» это было чисто партийное: ни от кого Кузнецов с Вознесенским не собирались отделяться, речь там шла о создании российской компартии.

Но полемический задор настолько захватил отца Александра, что остановиться в своих домыслах и страшилках он уже был не в силах. И начал ради убедительности приписывать мне то, что даже во сне не могло мне привидеться: «А что случилось бы, если бы Сталин и другие советские идеологи-руководители отказались от имперских окраин и начали строить национальное русское государство?.. По существу, Хатюшин солидаризируется с антиимперской националистической программой Александра Солженицына». Мне только и оставалось, что в недоумении перекреститься. Ни о каком национальном русском государстве в моей статье не было ни слова. И уж тем более ни о каком отказе от имперских окраин я никогда прежде, как и в данной статье, не заикался. А против антиимперской националистической программы Солженицына резко выступал во множестве своих публикаций на протяжении всех 27 лет российской «демократии». Объяснить столь странную полемическую манеру иерея Александра Шумского я самому себе могу исключительно его невнимательностью к тексту и невдумчивостью чтения. А еще точнее - нежеланием понять прочитанное в своем стремлении как можно хлестче заклеймить и «разоблачить» проклятый православный социализм.

О других народах, проживающих на территории нашей страны, я сказал лишь в связи с навязанной нам в свое время идеей коммунизма - конечно же, утопической и нежизнеспособной. Идеей якобы «справедливого общества». Вот тут я и высказал мысль о том, что справедливость многие народы понимают по-разному и что не может быть единой справедливости для всех. И что уже одно это делает идею коммунизма нереальной, неестественной и невозможной, придуманной в кабинетах его близорукими теоретиками. Но об отделении от национальных окраин и о создании русского государства я и думать никогда не думал. А выдумки отца Александра могу объяснить только лишь отсутствием у него убедительных аргументов против православного социализма.

Именно этим - невнимательностью и нежеланием вникнуть в смысл сказанного я могу объяснить совсем уж странный его пассаж: «И уж совсем нелогично и непонятно выглядит утверждение Валерия Хатюшина о том, что реально существовавший в СССР социализм был не реальным, а выдуманным в кабинетах. А вот его православный социализм, которого никогда ещё не существовало в природе, представляет собой реальность, а не кабинетную фантазию». Но вот как звучит настоящая фраза в моей статье, которую он якобы цитирует: «Реальным будущим России должен быть не коммунизм, который есть не что иное, как абстрактная фантазия безбожного ума. Реальным будущим России является православный социализм». То есть кабинетной фантазией в моей статье назван коммунизм, а не социализм. Но исходя из неверного понимания прочитанного, священник, как и во всей своей статье, делает торопливые и неверные выводы.

Отец Александр, наверное, потому так резко насторожился после прочтения моей статьи, что решил, будто православный социализм нам объявят в ближайшее время, и попытался пресечь на корню все разговоры и даже размышления о нём. Успокойтесь, батюшка, мы с вами, скорее всего, до него не доживем. Но дети или внуки наши должны эту идею взять на вооружение.

Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

78. Ответ на 61., Кирилл Д.:

Дорогие товарищи!

Хорошо сказал! Я бы ещё добавил: Братья и сёстры! Попробую расставить точки над "ё". Итак, очевидно, что социализм в "узком смысле", как компонент социально-экономической системы, имеет свои основания на нашей почве - геополитические, физико-географические, культурно-ментальные, исторические. Хотя правильнее говорить об этатизме, по-русски - державности, и вы имеете в виду, скорее, её. Но пусть будет социализм - вопрос, в конце концов, терминологический.

Согласен. Путаница большая с терминами, со смыслами и значениями слов. Но в самой связке "православный социализм" действительно большая метафизическая опасность (да и в самом исторически сложившемся понятии "социализм", а в "православном социализме" - тем более). И именно это пытаются, на самом деле, донести до вас ваши оппоненты - такие, как о. Александр Шумский, например. Если непонятно, небольшой мысленный эксперимент или тест. Представьте, что кто-то выдвигает концепцию "православного либерализма". Тоже опираясь на христианское вероучение. Она тоже будет выглядеть обоснованной - ведь Бог создал людей свободными, об этом прямо и неоднократно сказано. Следовательно... Однако, как вам понравится "православный либерализм"? И назовёте ли вы православного либерала вообще православным? Скорее всего, нет - увидите в этом опасную ересь и злонамеренное искажение православного вероучения. Так что, не стоит удивляться, когда то же видят в православном социализме. В любом случае, сопряжение православного вероучения с какой-либо светской доктриной деформирует само вероучение. И действительно ставит его в подчинённое положение к этой светской доктрине. Можно быть православным И социалистом (а также, можно быть православным и футболистом, например). Но уберите это "и" - получится нечто иное. Опять же. В порядке теста. А можно, с вашей точки зрения, быть православным либералом (или даже православным и либералом)? Можно же представить себе православного человека, считающего, что процветание страны и благосостояние его граждан достижимо через свободу частного предпринимательства, а роль государства не должна быть слишком большой. Вот он так считает. Он перестаёт от этого быть православным?

Так у нас, в данный момент времени и есть самый настоящий православный либерало-капитализм в действии. Православие есть? Есть. Капитализм есть? Есть. Либерализм есть? Есть. Первые лица государства, кроме трансляции в массы либеральной идеологии, публично посещают храмы и участвуют в главных церковных праздниках. Руководство страны и руководство РПЦ тесно связаны друг с другом и по многим вопросам международной и внутренней политики действуют и выступают сообща. Я полагаю, что всего вышеперечисленного достаточно. Конечно, термин этот во многом условный, он не обозначает какую-то новую формацию, какой-то новый строй. Строй капиталистический, идеология либеральная, а Православие как было тысячу лет так и есть. Короче. Предлагаю вопросы государственного участия в экономике и распределения ресурсов рассматривать в прагматичном ключе, не сопрягая с тем или иным вероучением и вообще метафизикой. А желательно при этом вообще обходиться без "-измов".

Полностью согласен. Православие как было так и будет, оно как бы над всем бренным находится. А экономика может меняться в зависимости от потребностей страны. В данный момент наглядно видно, что интегрированная в западную капиталистическую экономику Россия, причём в качестве рынка сбыта и поставщика углеводородов, не имеет никаких шансов быть с ним на равных в противостоянии, которое западом же и нагнетается с каждым годом всё сильнее и сильнее. При капиталистическом строе у нее нет никаких шансов собрать воедино распавшуюся на части Российскую Империю. А без этого успешно противостоять западу не получится по многим причинам. Мы наглядно видим, что Путин, прилагает немалые усилия по интеграции постсоветского пространства, но результаты мизерные. Едва удаётся, и то не везде, удерживать бывшие республики от ещё большего отстранения от России ибо противник не дремлет и работает на отрыв во всю свою мощь и силу. Путин прилагает усилия по экономическому подъёму, по по рывку, как он выражается, но ничего прорывного, эпохального не происходит и не произойдёт при имеющемся раскладе. В данный момент времени перед страной стоят колоссальные задачи по восстановлению промышленного потенциала в полном объёме и интеграции всего постсоветского пространства в единое целое, то бишь по воссозданию империи. Но главная основная задача, которую я вижу, это возвращение русского народа к Вере. Без этого всё остальное теряет вообще всякий смысл. Но веру нельзя насадить силой. Поэтому я считаю, что постепенный эволюционный перевод экономики на другие, нелиберальные принципы, послужит, в первую очередь, массовому обращению русского народа к Вере Православной. Как видим, множество причин заставляют множество людей искать пути выхода из тупика, но кроме "православного социализма" никому ничего толкового не приходит в голову. Да и не придёт. Ибо ничего другого нет. Мы не китайцы, не скандинавы, у нас всё по другому. Нам не земное благополучие-то нужно в первую очередь, не сытая жизнь для всех, а нечто другое, чем у них - спасение души. Но чем заменить термин "православный социализм" коли он уже прочно вошёл в обиход и над теоретическим обоснованием "православного социализма" работает уже не один русский современный мыслитель? Я не знаю. Просто считать его условным, также как нынешний "православный капитализм". И разъяснять, что это не церковный социализм или, например, монастырский. Это Православие + Самодержавие + государственная собственность на средства производства, землю и природные ресурсы, а также основанная на этом принципе многоукладная экономика, по типу сталинской, самая эффективная именно для России, что показал нам пример могучего Советского Союза. .
Алёша / 18.12.2018, 09:06

77. Ответ на 76., Алёша:

Потому что работали не на прибыль. В этом корень.

Теоретически Вы правы. Именно прибыль - ключевая категория капитализма. Если экономика строится вокруг прибыли, то она неизбежно приходит к принципам капитализма. Глубинная ошибка СССР - ориентация на прибыль. Но практически не очень понятно, что с этим делать. Как построить нестоимостную экономику? Как в ней учитывать результат, сравнивать разные виды деятельности? Внутри сектора планирование можно вести в натуральных показателях, но как складывать огурцы и станки? Как планировать межотраслевое перераспределение? Как мотивировать людей к труду? Последний вопрос - самый главный. Энтузиазм - штука непостоянная. Далее, есть выгода и страх... Но страх малопроизводителен. Да и не соответствует христианскому духу.. Выгода, впрочем, тоже... Ещё вопрос - о внешней интеграции (участие в международном разделении труда, внешнеторговые операции, внешнеполитическая конкуренция, наконец). Экономика должна быть продуктивной. Государство с менее продуктивной экономикой закабаляется - экономически или политически. Нестоимостная экономика ещё в масштабе планеты возможна. Но в масштабе одного государства, пожалуй, нет - съедят... В общем, реальной альтернативы прибыли не просматривается. заключался главный расчёт Хрущёва

Вы его демонизируете. Он был по-своему искренний коммунист. Для него сталинизм (с его значительным присутствием частника - артельное хозяйство, личное хозяйство) казался ревизионизмом. А частник - это лёгкая промышленность (и то не вся целиком),

Тут и засада. Потом, при Сталине горнодобывающие артели могли и экскаваторы в собственности иметь... Это - "тяжелая" отрасль... "Тяжелая" отрасль даёт больше доходов. Поэтому частник туда будет обязательно лезть. Ну и какой автомобиль будет лучше - частный или государственный? Думаю, частный. Это только так кажется, что разделить частный и государственный капитал по отраслям просто... Но частник постоянно будет пытаться съесть государственный надел. И его придётся ограничивать внеэкономическими методами. Собственно, потому социализм - и не строй, а идеология.
Андрей Карпов / 18.12.2018, 07:56

76. Ответ на 57., Андрей Карпов:

В реальности всё сложнее.Изначальная модель действительно предполагала государственную собственность. Вся прибыль у предприятия изымалась, а если кому что нужно, то деньги приходили из бюджета. Потом поняли, что так предприятия не развиваются.

Предприятия развивались ого-го как! Потому что работали не на прибыль. В этом корень. Прибыль, как цель, отсутствовала, не имела значения, не принималась в расчёт. В расчёт брались только увеличение выпуска продукции и улучшение её качества. Производство было от прибыли вообще отвязано. Потому и изымалась она полностью, в пользу государства, как данность. Государство же выделяло предприятию и средства на дальнейшее развитие, ежели оно в них действительно нуждалось, с точки зрения государства, и средства эти, при реальной необходимости, могли превышать в разы полученную предприятием его собственную прибыль, то бишь, развитие на основе государственных средств и государственной политики развития той или иной отрасли, могло идти и шло гораздо интенсивнее, чем на основе собственной прибыли самих предприятий и правильнее с точки зрения государства. Оно было поднято на более высокую ступень, являлось заботой не отдельно взятого предприятия, а прямой заботой государства, которое одно только и могло иметь общее, стратегическое видение развития всей промышленности в целом. Так поддерживался необходимый баланс отраслей и такое развитие предотвращало перекосы, которыми позднее стала страдать советская экономика. Другое дело, что развитие по такому принципу не успело, при жизни Сталина, набрать полные обороты, целиком и полностью перейти с военного, мобилизационного, на мирный принцип работы, оно не успело дать те грандиознейшие результаты, которые бы непременно дало, проживи Сталин ещё хотя бы лет десять. . Решили ввести норматив на отчисление прибыли. Часть прибыли могло тратить само предприятие. А то, что не потратило, опять-таки изымалось. Потом была борьба за последовательный отказ от сверхнормативных изъятий из прибыли. В конце концов пришли к налогу на прибыль. А с налогом на прибыль уже не всё понятно... Кому тогда принадлежит прибыль? Государству? Или предприятию? Как в Писании сказано - подати берут не с сынов, с посторонних.Вы понимаете, почему было такое движение - к налогу на прибыль? Потому что если результаты хоздеятельности изымаются, мотивация падает.

Именно мотивация на получение прибыли и есть возврат к буржуазной мотивации. Всё как предсказывал Сталин. Ползучая реставрация капитализма началась сразу же после его смерти. Поэтому совершенно логично Хрущев свернул голову артелям. Потому как артели показывали слишком хорошие результаты.

Я полагаю, что артели не вписывались в мелкобуржуазные представления Хрущёва об экономике. Поскольку являлись коллективными. Отсюда же и закрытие МТС с передачей техники колхозам. Уже через много лет, после перестройки, бывшая колхозная техника, в основном, перешла фермерам и в этом, я полагаю, и заключался главный расчёт Хрущёва, вероятно планировавшего постепенный перевод сельского хозяйства с коллективного принципа на индивидуальный, кулацкий, фермерский, ещё при своём нахождении у руля. государственная компания и частник, частник будет выглядеть интересней - и в плане ассортимента, и , возможно, качества, и в плане предлагаемой заработной платы.И что делать с этим?

Да ничего. Просто надо мух отделить от котлет и всё. Так и было при Сталине. Государству - государственное, а частнику - частное. Государство это тяжёлая промышленность, все стратегические отрасли, ВПК и прочее. А частник - это лёгкая промышленность (и то не вся целиком), сфера услуг, различные промыслы, в общем всё то, где государству делать нечего, где частная инициатива будет завсегда быстрее реакции неповоротливого государства. Разграничение сфер. Многоукладная экономика. Никто никому не мешает, никто ни с кем не конкурирует. Всяк сверчок знает свой шесток. Вот и всё. Вот и выходит, что социализм, не столько способ хозяйствования, сколько идеология, потому как надо показывать, что госсобственность лучше, отсюда - борьба с частником.

Борьба с частником - это как раз уже отступление. Реальная социалистическая экономика, на пике своего развития (при Сталине) ни с каким частником не боролась, а наоборот давала ему максимальную возможность реализоваться, но без ущерба государству. И ежели, в будущем, у нас будет социалистическая экономика, то она непременно должна быть многоукладной, с государственным и частным секторами, не противоречащими, а наоборот, дополняющими друг друга. Принцип многоукладности даёт наибольшую экономическую эффективность (проверено временем), а также гармонично уравновешивает общество, давая и коллективистам и индивидуалистам одинаковую возможность самореализации, что, опять же, благотворно сказывается на единстве народа.
Алёша / 18.12.2018, 03:47

75. Re: Чего страшится священник Александр Шумский?

Тут уже было упомянуто, что все эти дискуссии об "измах" есть простое переливание из пустого в порожнее... Реалии же таковы, что страной РФ управляют люди, которым глубоко по боку все эти возвышенные философии ("измы"). Трудно сказать, во ЧТО они верят, но одно можно сказать с уверенностью. Своя "философия" у них есть. И она была сформулирована еще Березовским, о чем я здесь уже тоже упоминал. Суть ее проста: общество делится на хозяев, их охранителей и исполнителей их пожеланий. Вот это и есть современная РФ, в основании которой полностью отсутствует ни только здравый смысл, но и какие-либо "скрепы". И конец можно предсказать с уверенностью - дом этот рухнет. Грустно, господа.
Георгий / 17.12.2018, 22:24

74. Ответ на 68., А.В. Сошенко:

Комментарий мой № 59 - это цитата работы В.Ю. Катасонова. Да, с которой я абсолютно согласен. Кстати, там ссылка на материал, не лишне в целом ознакомиться с его материалом. Желательно беспристрастно.

Раз Вы не хотите отвечать, тогда ознакомитесь и с ответом Сомина Н.В к данной работе В.Ю. http://ruskline.ru/analitika/2017/03/29/o_pravoslavnom_socializme/
Ладога& / 17.12.2018, 20:11

73. Ответ на 69., Наталия 2016:

Это уже старо. Модернизм называется. Шмеман, Мень и т.д. Мне лично не нравится.

Это, всё-таки, либерализм внутрицерковный, а я имел в виду проекцию на общество - в том духе, что раз Бог сотворил людей свободными, то не надо ущемлять и свободу частного предпринимательства; а может, и свободу порнографии тоже. Не исключаю, что гипотетическое появление "православных либералов" в пику "православным социалистам" и будет преследовать цель дальнейшего разрушения православного мира - чтобы православные люди в своих идейно-политических распрях совсем забыли, что они православные, что православный - это существительное, а не прилагательное.
Кирилл Д. / 17.12.2018, 14:58

72. Ответ на 67., Полтораки:

Православный публицист или православный психолог тебя не смущает? Отчего же?

На самом деле, даже православный психолог слегка смущает, а уж православный публицист - тем более. Особенно некоторые православныЕ публицистЫ.) "Православный либерализм" и в самом деле оксюморон, поскольку сопрягает две антагонистические идеологии.

Почему это больший оксюморон, чем "православный социализм"? Если апостол Павел говорил: "Всё мне дозволено..." (хотя и "не всё полезно"). Собственно, на этом гипотетический православный либерализм и может основываться. Да, не всё хорошо, но разрешить надо всё, ибо запрещать ещё хуже - и тут же можно вспомнить притчу о пшенице и плевелах, которые Христос не велел выдёргивать. И т.д. А вот "православный капитализм" в принципе имеет право на существование - и его исповедуют многие в РПЦ, одним из идеологом является, например, Егор Холмогоров. Хотя нам, социалистам, трудно представить, как Православие можно сочленить с бюргерством и желанием материального достатка - это просто протестантизм какой-то!

Не знаю, что тут Егор имеет в виду. Я бы в этом случае подумал о православной этике при ведении бизнеса. Например, не использовать инструменты "законного" обмана клиентов - разные методики впаривания товара. Делать продукцию наилучшего качества (без искусственного сокращения срока службы). И прочее т.п. Если же Егор подводит идейную базу под обогащение - это, конечно, не то. Социализм диктует определенную форму хозяйственного и социального уклада, Православие предлагает идеологическое основание под этот уклад.

А вот этого как раз не надо! В том-то и дело. Вероучение не должно быть служебным инструментом той или иной светской концепции, того или иного житейского уклада. Тогда оно перестаёт быть вероучением, а становится политической девочкой по вызову, на самом деле - если уж совсем грубо и прямо говорить. Ты сам-то почему социалист? Потому, что православный? Разве, если бы ты не был православным, ты бы не был и социалистом? Я к тому, что вещи это, всё-таки, параллельные, и подведение под социализм православной идейной базы искусственно. Кстати, можно с не меньшим успехом подводить под социализм и атеистическую базу (что и делалось), и исламскую (что тоже делается) и, наверно, буддистскую, иудейскую и какую угодно. Предлагаю ещё вот о чём подумать. Современный социализм ведь и правда очень хочет и рыбку съесть и всё остальное - чтобы и научно-технический прорыв, и всем хорошее гособеспечение. А наши социалисты 100-летней давности лучше понимали реальный расклад и были готовы к трудностям и лишениям во имя победы. У нас должно быть всё, чтобы Запад нас не смял - мозги, университеты, оружие и прочий хард&софт - не хуже, чем на Западе. При этом, ресурсов у нас намного меньше, чем у Запада. Бо народу у нас мало и климат суровый. А также, пока мы осваивали тайгу, Запад подгрёб под себя тёплые моря и континенты вместе с туземцами. Это значит, что для достижения того же военно-научно-технического результата нам нужно сильнее себя ущемлять. Когда партия и правительство сказали народу, что ты, народ, покамест и впроголодь поживёшь, но нам нужны сначала танки, самолёты, атомные бомбы и электростанции - народ терпел. Да, те, кто все эти бомбы создавал, жил совсем не впроголодь. К чему я это... К тому, что для движения вперёд и победы в этой тотальной войне нам и далее придётся действовать таким образом. Пр этом, самым умным и самым необходимым людям, имеющим непосредственное отношение к, условно говоря, бомбам, надо очень хорошо платить, чтобы их не перекупил Запад или теперь ещё Китай. А, если очень хорошо платить одной группе лиц - значит, остальным придётся платить не очень хорошо. Мы, в принципе, к этому готовы? Тем более, это не очень похоже на социализм нашей мечты. А как иначе в нынешней ситуации я, честно говоря, даже не знаю.
Кирилл Д. / 17.12.2018, 13:38

71. Ответ на 68., А.В. Сошенко:

Вообще складывается досадное впечатление, что у наших оппонентов нет возражений по существу и они либо отвечают бранью и проклятиями, либо ударяются в пошлые лингвистические упражнения.Дорогие! Я, как раз, не бранюсь. Где брань-то из моих комментариев? Примеры, пож-та, приведите.

Постскриптум обращен не к Вам лично, не принимайте на свой счет. Некоторые Ваши единомышленники осыпают нас проклятьями, а обвинение нас в сатанизме стало дежурным.
Полтораки / 17.12.2018, 13:14

70. Ответ на 65., Андрей Карпов:

Возможные доходы в частном секторе всё равно будут выше, наиболее деятельностные будут отсасываться в частный бизнес...

Добавлю, опять же. А самые-самые умные и деятельные будут отсасываться на Запад (с некоторых пор также на Восток, в Китай, там тоже нашими специалистами интересуются). Потому, что доходы у них там будут выше. И, что с этим делать, вопрос. Ок, капитализм эффективнее социализма, но, при этом, и капиталистическая эффективность одних стран (регионов, цивилизаций) выше, чем других. Со всеми вытекающими неприятными для нас последствиями. Поэтому нам в любом случае надо как-то поддерживать и развивать свою систему искусственно - бо естественным путём она загнётся. Даже не знаю, что предложить. Возможно, государству следует выбрать группу самых-самых умных, грамотных и нужных и платить им очень много - чтобы за бугор не заглядывались. Естественно, поскольку госбюджет не бездонен, это будет за счёт всех остальных - не столь умных и нужных, которых большинство населения. И это, понятно, совсем не социализм. Это, наоборот, государственный социал-дарвинизм, но куда деваться? Да, чтобы эта группа самых умных сложилась, нужен максимально широкий отбор. Чтобы было из кого выбирать. То бишь, нужна всем давать хорошее образование, а далее беспощадным образом отбирать лучших.
Кирилл Д. / 17.12.2018, 12:39

69. Ответ на 61., Кирилл Д.:

Однако, как вам понравится "православный либерализм"?

Это уже старо. Модернизм называется. Шмеман, Мень и т.д. Мне лично не нравится. А "православный капитализм" - это всё равно, что сказать "православный грабеж". Просто хула на православие. Холмогоров что-то заумничал. Православный социализм звучит не так шоково, но тоже режет слух. У нас уже есть православные адвокаты, православные няни, православные молокозаводы и православный ширпотреб и даже сухарики. Не замылили ли вы давным-давно слово "православный"? Не забыли о чём это? Оно означает "правильно славить Бога". К ширпотребу это отношения не имеет. Также как и к госаппарату. Вообще, разве бывает мусульманский социализм? Или буддийский?
Наталия 2016 / 17.12.2018, 12:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Хатюшин
«Не бойся… звенящую тень»
Долгие годы школьного секуляризма (атеизма) сыграли свою зловещую роль
15.04.2024
Пока жареный петух…
Там, в Кремле, всё никак не избавятся от либеральных игр…
25.03.2024
Этот год
Стихотворение
03.01.2024
К чему стадам дары свободы?
Ненависть к Пушкину дорого обойдётся хохломрази
25.11.2023
Все статьи Валерий Хатюшин
Бывший СССР
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Все статьи темы
Православный социализм
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 12:00
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36