Какие поправки нужно внести в Конституцию страны?

К 25-летию принятия Основного закона Российской Федерации

От редакции: Вопрос о необходимости изменения действующей Конституции РФ, 25-летие принятия которой скоро будет отмечаться, обсуждается всё чаще. Принятая вскоре после расстрела Верховного Совета, Конституция отражает ту либерально-демократическую эйфорию, которой была охвачена правящая элита страны после развала Советского Союза. Сегодня уже наступило отрезвление, и видны изъяны многих норм действующей Конституции. Автор статьи делает конкретные предложения по изменению Основного закона нашего государства.

Справка. На текущий 2018 год текст Конституции Российской Федерации сохраняется в редакции 1993 года с поправками 2008 года.

С 1993 года до настоящего времени прошло 25 лет. Понятно, что Основной закон государства не должен меняться часто. Но 25 лет – срок немалый, особенно в условиях современной быстро изменяющейся геополитической обстановки в мире и стране. За это время мир стал другим, изменились и внутрироссийские отношения. Положение усугубляется ещё и тем, что усиление и обретение самостоятельности России сопровождается небывалым ожесточением против неё Запада, использованием им настоящей информационной войны, двойными стандартами, экономическими и политическими санкциями.

Действующая Конституция была принята в 1993 году, скажем прямо, наспех, вскоре после подавления парламентаризма осенью 1993 года, и, несмотря на формальные признаки предварявшего её референдума, отражала стремление «команды Ельцина» упрочить своё влияние и власть, закамуфлировать народное недовольство.

Любой закон должен иметь дисциплинирующее, воспитательное значение. Однако некоторые положения действующей Конституции не способствуют выработке правильного правосознания и не служат делу воспитания истинно гражданских чувств и качеств.

Обратимся к конкретным примерам.

1. Действующая редакция. Статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Предлагаемая корректура. «1. Человек, его права, свободы и конституционные обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. 2. Исполнение каждым гражданином своих обязанностей также обеспечивается и контролируется государством».

2. Действующая редакция. Статья 55 п. 1: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Предлагаемая корректура. «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав, свобод и обязанностей не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина».

Пояснение. Привычная формулировка ст. 2 превратилась в клише, кочующее из одной редакции Конституции в другую. Видимо, законотворцы не утруждают себя как следует вникнуть в смысл и анализ этих важных слов. А вдуматься стоит – ведь в них скрыт, можно сказать, яд замедленного действия.

По логике, если права и свободы отдельного человека – высшая ценность, то государственная обязанность их соблюдения и защиты – ещё большая ценность, по крайней мере, не меньшая. Кроме того, соблюдение прав и свобод – это не только обязанность государства, но также и обязанность каждого члена общества, каждого человека. Это хотя и  отражено в Конституции, но почему-то в отрыве от основополагающей 2-й статьи – в статье 6, п. 2, и опять-таки здесь превалируют права и свободы: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». А следовало бы, на наш взгляд, поместить эту правовую норму вторым пунктом статьи 2. Более того, необходимо снять недоговорённость первого предложения ст. 2 и придать категории обязанностей столь же высокий статус, как и у прав и свобод.

Вообще, необходимо отметить, что и у нас в стране, и в мире в целом, давно наблюдается явный перекос в сторону прав и свобод и постоянное умалчивание об обязанностях. А ведь права всех работают только при исполнении всеми же своих обязанностей. И права, и обязанности – это категории одного уровня и они теснейшим образом взаимосвязаны. Умалчивание обязанностей – удобная лазейка для всевозможных злоупотреблений иправонарушений, а нагнетание прав и свобод, особенно в сфере воспитания детей и молодёжи, не ведёт ни к чему хорошему, балует и развращает их и никак не способствует формированию истинного правосознания.

Право-сознание должно быть неразрывным с обязанносте-сознанием.

Великий русский философ и правовед И.А. Ильин справедливо указывал на духовную основу правосознания. Формальный закон устанавливает, что человек может делать, что ему предписано делать, и что ему запрещено делать. Как видим, по крайней мере, две трети правового поля «засеяны» обязанностями (предписано и запрещено). Духовная же сторона правосознания основана, по Ильину, на трёх аксиомах, это: 1) осознание духовного достоинства, 2) способность к самоуправляемости и самоконтролю и 3) чувство взаимного признания  и доверия людей друг другу.

Всё это тесно связано с идеологией, с формированием национального гражданского самосознания. И тем не менее – 

3. Действующая редакция. Ст. 13 п. 2: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Предлагаемая корректура. 1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие с учётом базовой государственной идеологии.

2. Государственная идеология основана на патриотизме, уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость, стремлении к благополучию и процветанию России. Государственной идеологии России чужды элементы индивидуализма и потребительской психологии.

3. Основы государственной идеологии закреплены в введении к данной Конституции, а также излагаются в соответствующих доктринах и иных документах правительственного уровня (о воспитании, образовании, семье и других).

Пояснение. Опять-таки налицо или юридический парадокс, или явное противоречие: во-первых, государственность и обязательность – категории различные:  государственная идеология может быть не обязательной, а рекомендательной – при идеологическом многообразии; во-вторых, сама декларация запрета на государственную идеологию – является не чем иным, как той же идеологией, можно даже сказать: идеологией беспринципности, ширмой для антигосударственной деятельности и пропаганды.

Идеология происходит от слова «идея». Идея – это мысленный образ некоторого предмета или явления; это то, что позволяет видеть конечную цель и осознанно стремиться к ней, понимая тот результат, который будет (или должен быть) достигнут. Без идеи невозможна созидательная деятельность. В основе любого созидательного труда обязательно лежит идея.

На самом деле в России основа центральной идеологии есть. Однако сейчас она размыта и неконкретна – с подачи конституционного её отрицания. Тем не менее, и в самой Конституции идеологические основы всё же содержатся: они подспудно заключены во многих её положениях, а во вводной части прямо сказано, какие ценности признаются основой нашего законодательства: - многонациональность, равноправие и самоопределение народов; - соединённость общей судьбой; - права и свободы человека; - гражданский мир и согласие; - исторически сложившееся государственное единство; - память предков; - любовь и уважение к Отечеству; - вера в добро и справедливость; - суверенная государственность России; - незыблемость её демократической основы; - благополучие и процветание России; - ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; - осознание себя частью мирового сообщества.

Всё это не что иное, как совокупность идеологических принципов построения общества. Совершенно нелогично после таких знаменательных слов введения в Конституцию утверждать в ней же запрет для России иметь какую-либо государственную идеологию.

Говоря о духовном наполнении идеологии, вернёмся к рассмотрению конституционных норм.

4. Действующая редакция. Ст. 14 п. 2: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». [Прямо в духе первых декретов большевиков, считавших религию «опиумом»].

Предлагаемая корректура. «Религиозные объединения равны перед законом. Функции религиозных объединений отделены от государственных функций».

Пояснение. В ст. 13, п. 4 указано: «Общественные объединения равны перед законом», т.е. надо понимать, что они не отделены от государства, если об этом прямо не сказано. Явное противоречие и дискриминация религиозных объединений – они ведь тоже являются общественными. Зачем эта декларация отделения их от государства? И как могут быть отделёнными от государства религиозные объединения, если они находятся в государстве, состоят из граждан данного государства, имеющих точно такие же права, свободы и обязанности, как и все остальные, если и госслужащие часто являются верующими?

Речь должна идти не о несправедливом отделении религиозных объединений от государства, а только о разграничении их функций.

5. Действующая редакция. Ст. 13, п. 1: «Российская Федерация – светское государство».

Предлагаемая корректура. «Российская Федерация – светское государство, не отрицающее религиозное устроение жизни как отдельных граждан, так и их сообществ».

Пояснение. Эта корректура целесообразна с учётом вышесказанного. Вообще давно пора преодолеть косность атеистического подхода в законотворчестве. В гимне Российской Федерации указано: «Хранимая Богом родная страна».

6. Действующая редакция. Ст. 15 п. 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Предлагаемая корректура. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры учитываются правовой системой Российской Федерации. Каждый конкретный случай расхождения норм предполагаемого международного договора Российской Федерации с нормами её Конституции подлежит рассмотрению в Конституционном суде».

Пояснение. В настоящее время, в обстановке тотальной ненависти к России со стороны западных властных структур, следует коренным образом пересмотреть и отношение к практике международных договоров. Главенство должны иметь национальные законы, а не международные договоры.

7. Действующая редакция. Ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Предлагаемая корректура. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе единства законодательной, исполнительной и судебной её ветвей. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Пояснение. В мировой практике известно, что любая власть обычно имеет несколько основных функций. Сильная власть сильна именно единством этих функций, а не разобщением их. Иначе зарождается или анархия или диктатура, по поговорке «разделяй и властвуй». Вообще, основной закон – Конституция – должен укреплять принцип единства, а не декларировать разделение. Ясно, что законодатели принимают законы, исполнители проводят их в жизнь, а судьи обеспечивают законность и пресекают беззаконие – в этом и заключается единство этих ветвей власти, иначе в нормальном государстве и быть не может.

8. Действующая редакция. Ст. 29 п. 5: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Предлагаемая корректура. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура допускается в пределах компетенции уполномоченных органов на основе федерального закона».

Пояснение. Несмотря на формальный запрет цензуры, все мы ясно видим, как фильтруется и тенденциозно отбирается информация в интересах определённых групп и сообществ. Кроме того, существуют запреты на информацию, например, экстремистского характера. Вполне правомерны и иные объективные ограничения, например, в ст.55 п. 3 чётко прописано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

9. Действующая редакция. Ст. 32 п. 2: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Предлагаемая корректура. «Граждане Российской Федерации имеют право выдвигать кандидатуры (в том числе и свои), избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Пояснение. Право выдвижения кандидатур обязательно должно быть закреплено. Старшее поколение прекрасно помнит, как лицемерно происходили выборы в партийные (КПСС) органы: «сверху» назначали выгодные руководству кандидатуры, а рядовые члены покорно голосовали «за».

10. Действующая редакция. Ст. 75 п. 2: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Предлагаемая корректура. «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации».

Пояснение. Как может Центробанк быть независимым «от других органов государственной власти»? От Министерства финансов? Ведь ст. 114 п. 1 б) определяет: «Правительство Российской Федерации: … б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Следовательно, принцип независимости Центробанка ошибочен и должен быть изъят из Конституции.

11. Действующая редакция. Ст. 62 п. 1: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Предлагаемая корректура. «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Не могут иметь двойного гражданства: Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства Российской Федерации, судьи Российской Федерации».

Пояснение. Полагаем, что особых объяснений для этого нетребуется. Лица, допущенные к государственным тайнам и высшим военным секретам, не должны иметь никаких обязательств перед иностранными государствами.

12. Действующая редакция. Ст. 94: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации».

Предлагаемая корректура. «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является законодательным органом Российской Федерации».

Пояснение. Основополагающая статья 10 вообще не содержит понятия «представительной» власти. Введение этого термина приводит к путанице и неоднозначности. Так, в ст.ст. 66 и 104 говорится о «законодательных (представительных)» органах, тогда как в ст. 94 – о «представительных и законодательных». Суть рассматриваемой ветви власти – именно законодательная, и вводить термин «представительной» совершенно излишне.

Поздняков Никита Иванович, публицист, капитан 1 ранга в отставке

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Какие поправки нужно внести в Конституцию страны?

Статья 9. 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как ОСНОВА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДОВ, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные РЕСУРСЫ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ В ЧАСТНОЙ, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Как природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут служить "основой жизни и деятельности народов"?

Алексей Петрович / 01.12.2018
Никита Поздняков:
Человек № 2019666 – это звучит… гордо?
Создание «единого информационного ресурса» напоминает бандитские приготовления
30.09.2019
Либеральные мантры
Если власть не желает взрыва, она должна задуматься о справедливом решении накопившихся вопросов
03.06.2019
Верный духу России
Известному русскому публицисту и обществоведу Геннадию Колдасову исполняется 80 лет
01.06.2019
Этот День Победы…
Запад опять становится «диким» в ненависти к России – только за то, что она сосредоточивается в себе и крепнет
10.05.2019
Все статьи автора