В Москве 8-9 ноября прошла международная научная конференция «XVI Панаринские чтения» «Мир цивилизаций и "современное варварство": роль России в преодолении глобального нигилизма».
Организаторами ХVI Панаринских чтений являются Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и Московский Государственный лингвистический университет (МГЛУ).
В подготовке и проведении чтений участвовали: Министерство культуры РФ, Научный совет при президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Секретариат и Экспертный центр XIX Всемирного Русского Народного Собора, кафедра философских наук МГЛУ, Российско-французский аналитический центр, ряд других российских и зарубежных научных и экспертных центров.
8 ноября на Философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошло пленарное заседание, и работали 5 секций.
9 ноября прошла секция в Институте наследия. В тот же день состоялось заседание в Государственной Думе.
Итоги XVI Панаринских чтений подводит в интервью «Русской народной линии» их организатор доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев:
Меня самого удивляет, почему люди, придерживающиеся разных идейных позиций, так увлечённо изучают творчество Александра Сергеевича Панарина, причем многие из них становятся его единомышленниками. Дело в том, что Панарин очень непочтительно относился к основным политическим идеологиям, а все мы, живущие на земле, так или иначе от них зависим и находимся под их влиянием. Наше мышление настроено на определенные идеологии, которые враждуют между собой, а поэтому и в нас самих пробуждают ненависть и предубежденность к нашим «идейным врагам». Нас разделяют левые и правые течения, а также внутренние размежевания в самих идеологиях.
Отношение Панарина к самой природе политических идеологий было по этой причине однозначно негативным. Была и другая причина: он хорошо понимал, что все идеологии, по сути, являются богоборческими, ибо они занимают то место в сознании людей, которое отвечает за высшие ценности, а мирно сожительствовать Божии заповеди с теми «заповедями», которые навязывают идеологии, подчиняя волю миллионов, не могут. Идеологемы вытесняют религию из души, из сознания, тем самым превращая убежденных идейных борцов в отъявленных нигилистов. Уже одно это, по идее, должно было бы оттолкнуть от Панарина практически всех. Возникает вопрос: как можно с таким мировоззрением претендовать на популярность и на то, чтобы твоя концепция, твоя школа получила признание?
И еще одно обстоятельство должно было бы насторожить всех — Панарин очень критично относительно к «людям заёмного текста». Так он называл тех, кто принимает чужое мнение на веру и рассматривает как свое собственное. Это почти то же самое, что идеологическая зависимость, но намного сложнее, поскольку «люди заёмного текста» — это, в основном, интеллигенция, творцы смыслов. А в действительности это индоктринированная масса, но неоднородная, поскольку состоит из тех, кто уверен, что является носителем оригинального и несомненно собственного мировоззрения. Панарин прекрасно понимал, что такова природа интеллигенции, и ее не исправить. К тому же надо представить, как ему жилось в окружении абсолютно господствовавшей индоктринации на переломе эпох, когда «устаревшие догмы» все молниеносно и массово меняли на новые «прогрессивные учения» - как правило, ставясь пропагандистами и популяризаторами основных западных научных школ.
Это Панарина, конечно, отталкивало, хотя такая позиция – быть «человеком заёмного текста» – вполне понятна и простительна, потому что общество не может создать новые учения в течение жизни всего одного поколения, а тем более – добиться их признания в мировом научном сообществе. Плохо – то, что мы и не стараемся поддерживать собственные школы, когда они появляются, и собственных мыслителей, которые действительно заслуживают признания. Панарин – один и них, а международные чтения, посвященные его теоретическому наследию – работа в этом направлении. Более того – это миссия, которая должна быть делом государственным и общенародным.
Чтения раскрывают различные аспекты цивилизационной теории, на этот раз в центре внимания – различные проявления современного варварства, которое выдает себя на подлинную общечеловеческую цивилизацию, а на деле разрушает живое многообразие мира – и культурное, и природное. Цивилизационная теория и та ее интерпретация, которую предложил Панарин – большое, сложное и многогранное учение. Она восходит к идеям Николая Яковлевича Данилевского и базируется на высочайшей культуре западных мыслителей, которые шли по этому же пути, то есть признавали право всех цивилизаций на самостоятельное и равноправное существование, выделяя особую Русскую цивилизацию и отдавая должное тому уникальному вкладу, который она внесла в Европейскую культуру.
Прошедшие чтения по счету шестнадцатые, хотя их намного больше на самом деле, потому что конференции с таким названием проводятся во многих городах и даже странах. Со всеми центрами и организациями мы поддерживает тесные связи, отмечая, что эта традиция, заложенная другом Панарина и ректором Государственной академии славянской культуры, в организации которой Панарин принял участие, Изольдой Константиновной Кучмаевой, была продолжена философским факультетом МГУ. В последние годы наши чтения проходят по преимуществу как французско-российские с участием других иностранных гостей – из Германии, Сербии,
Украины и новообразованных, так называемых непризнанных республик. Первым французом, который принял в них участие и постоянно приезжал на чтения, был Иван Бло. За месяц до этих чтений его не стало... Бло – выдающийся французский политик и политолог, философ, который любил Россию и ценил ее. И в России его ценили: переводились его книги, он ежегодно получал от Президента России приглашения на Валдайский форум. А свое имя – Иван – он получил от отца, воевавшего плечом к плечу с русскими на флоте годы войны. Мы участвовали в конференциях, представляли Панаринские чтения во Франции. В этот раз на пленарном заседании были представлены доклады четырех известных ученых Франции. При этом чтения не ограничились стенами МГУ и проходили сразу на нескольких площадках, в том числе на территории МГЛУ и Института Наследия, который взял на себя труд издание монографий по результатам основных конференций.
Очень большая помощь нашему университету, который является основной площадкой чтений все эти годы, была оказана Государственной Думой, где вновь прошло заседание Панаринских чтений по особой теме — «Социальная ответственность государства, опыт Франции и России». В них наряду с парламентариями и нашими специалистами участвовали французские ученые, что позволило взглянуть на проблему с разных точек зрения. Потом, когда будет дана расшифровка стенограммы, тесты докладов будут доступны на сайте Государственной Думы.
***
Радует то, что вновь было очень много докладов – выступили около сотни ведущих профессоров и кандидатов, а также молодые ученые и студенты. Залы были переполнены. Это слабое место всех конференций. Мне самому, впрочем, это очень не нравится – хотелось бы, чтобы чтения носили камерный характер, чтобы у людей была возможность обосновать свои позиции, чтобы доклады не сводились к 10-минутным выступлениям. Но в последние дни и часы, когда заканчивается срок подачи заявок, начинается настоящий ажиотаж, хотя нет никакой рекламы. Тем не менее, с этим, видимо, ничего не сделать. По этой причине создавать другие площадки, где бы люди смогли себя реализовать.
В этот раз на чтениях была презентация двух очень интересных монографий. Первая – по результатам прошлогодних чтений, размещена на сайте Института Наследия – «Выбор долгосрочной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России» (см.
здесь).
Вторая монография – «Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы». Она была посвящена 25-летию Всемирного Русского Народного Собора и 25-летию Научного совета при Президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, член которого с момента основания совета и до последних дней своей жизни был Панарин. В книге обобщены результаты большой исследовательской программы «Цивилизационный путь России», частью которой и являются Панаринские чтения. Программа реализуется совестно с Экспертным центром ВРНС при организационном участии МГУ имени М.В. Ломоносова, Института Наследия и ряда региональных отделений РАН, других ведущих научных центров и высших учебных заведений России. Она открыта для всех ученых, занятых цивилизационной тематикой, деятелей Церкви и культуры. Книгу можно прочитать на
сайте издателя.
Как видите, Панаринские чтения — это только часть большого замысла, который успешно осуществляется, несмотря на бесчисленные и естественные трудности. Дело в том, что вся программа держится только на энтузиазме людей, действительно заинтересованных судьбой Русской цивилизации. Но с каждым годом их ставится больше. Особая благодарность – Русской народной линии, которая всегда оказывала информационную и моральную поддержку!
Панаринские чтения в Госдуме