itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Цивилизационный путь России» - программа, которая объединяет

Об итогах XVI Панаринских чтений

0
609
Время на чтение 7 минут
В Москве 8-9 ноября прошла международная научная конференция «XVI Панаринские чтения» «Мир цивилизаций и "современное варварство": роль России в преодолении глобального нигилизма».
Организаторами ХVI Панаринских чтений являются Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и Московский Государственный лингвистический университет (МГЛУ).
В подготовке и проведении чтений участвовали: Министерство культуры РФ, Научный совет при президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, Секретариат и Экспертный центр XIX Всемирного Русского Народного Собора, кафедра философских наук МГЛУ, Российско-французский аналитический центр, ряд других российских и зарубежных научных и экспертных центров.
8 ноября на Философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошло пленарное заседание, и работали 5 секций.
9 ноября прошла секция в Институте наследия. В тот же день состоялось заседание в Государственной Думе.
Итоги XVI Панаринских чтений подводит в интервью «Русской народной линии» их организатор доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев:

Меня самого удивляет, почему люди, придерживающиеся разных идейных позиций, так увлечённо изучают творчество Александра Сергеевича Панарина, причем многие из них становятся его единомышленниками. Дело в том, что Панарин очень непочтительно относился к основным политическим идеологиям, а все мы, живущие на земле, так или иначе от них зависим и находимся под их влиянием. Наше мышление настроено на определенные идеологии, которые враждуют между собой, а поэтому и в нас самих пробуждают ненависть и предубежденность к нашим «идейным врагам». Нас разделяют левые и правые течения, а также внутренние размежевания в самих идеологиях.
Отношение Панарина к самой природе политических идеологий было по этой причине однозначно негативным. Была и другая причина: он хорошо понимал, что все идеологии, по сути, являются богоборческими, ибо они занимают то место в сознании людей, которое отвечает за высшие ценности, а мирно сожительствовать Божии заповеди с теми «заповедями», которые навязывают идеологии, подчиняя волю миллионов, не могут. Идеологемы вытесняют религию из души, из сознания, тем самым превращая убежденных идейных борцов в отъявленных нигилистов. Уже одно это, по идее, должно было бы оттолкнуть от Панарина практически всех. Возникает вопрос: как можно с таким мировоззрением претендовать на популярность и на то, чтобы твоя концепция, твоя школа получила признание?
И еще одно обстоятельство должно было бы насторожить всех — Панарин очень критично относительно к «людям заёмного текста». Так он называл тех, кто принимает чужое мнение на веру и рассматривает как свое собственное. Это почти то же самое, что идеологическая зависимость, но намного сложнее, поскольку «люди заёмного текста» — это, в основном, интеллигенция, творцы смыслов. А в действительности это индоктринированная масса, но неоднородная, поскольку состоит из тех, кто уверен, что является носителем оригинального и несомненно собственного мировоззрения. Панарин прекрасно понимал, что такова природа интеллигенции, и ее не исправить. К тому же надо представить, как ему жилось в окружении абсолютно господствовавшей индоктринации на переломе эпох, когда «устаревшие догмы» все молниеносно и массово меняли на новые «прогрессивные учения» - как правило, ставясь пропагандистами и популяризаторами основных западных научных школ.
Это Панарина, конечно, отталкивало, хотя такая позиция – быть «человеком заёмного текста» – вполне понятна и простительна, потому что общество не может создать новые учения в течение жизни всего одного поколения, а тем более – добиться их признания в мировом научном сообществе. Плохо – то, что мы и не стараемся поддерживать собственные школы, когда они появляются, и собственных мыслителей, которые действительно заслуживают признания. Панарин – один и них, а международные чтения, посвященные его теоретическому наследию – работа в этом направлении. Более того – это миссия, которая должна быть делом государственным и общенародным.
Чтения раскрывают различные аспекты цивилизационной теории, на этот раз в центре внимания – различные проявления современного варварства, которое выдает себя на подлинную общечеловеческую цивилизацию, а на деле разрушает живое многообразие мира – и культурное, и природное. Цивилизационная теория и та ее интерпретация, которую предложил Панарин – большое, сложное и многогранное учение. Она восходит к идеям Николая Яковлевича Данилевского и базируется на высочайшей культуре западных мыслителей, которые шли по этому же пути, то есть признавали право всех цивилизаций на самостоятельное и равноправное существование, выделяя особую Русскую цивилизацию и отдавая должное тому уникальному вкладу, который она внесла в Европейскую культуру.
Прошедшие чтения по счету шестнадцатые, хотя их намного больше на самом деле, потому что конференции с таким названием проводятся во многих городах и даже странах. Со всеми центрами и организациями мы поддерживает тесные связи, отмечая, что эта традиция, заложенная другом Панарина и ректором Государственной академии славянской культуры, в организации которой Панарин принял участие, Изольдой Константиновной Кучмаевой, была продолжена философским факультетом МГУ. В последние годы наши чтения проходят по преимуществу как французско-российские с участием других иностранных гостей – из Германии, Сербии, Украины и новообразованных, так называемых непризнанных республик. Первым французом, который принял в них участие и постоянно приезжал на чтения, был Иван Бло. За месяц до этих чтений его не стало... Бло – выдающийся французский политик и политолог, философ, который любил Россию и ценил ее. И в России его ценили: переводились его книги, он ежегодно получал от Президента России приглашения на Валдайский форум. А свое имя – Иван – он получил от отца, воевавшего плечом к плечу с русскими на флоте годы войны. Мы участвовали в конференциях, представляли Панаринские чтения во Франции. В этот раз на пленарном заседании были представлены доклады четырех известных ученых Франции. При этом чтения не ограничились стенами МГУ и проходили сразу на нескольких площадках, в том числе на территории МГЛУ и Института Наследия, который взял на себя труд издание монографий по результатам основных конференций.
Очень большая помощь нашему университету, который является основной площадкой чтений все эти годы, была оказана Государственной Думой, где вновь прошло заседание Панаринских чтений по особой теме — «Социальная ответственность государства, опыт Франции и России». В них наряду с парламентариями и нашими специалистами участвовали французские ученые, что позволило взглянуть на проблему с разных точек зрения. Потом, когда будет дана расшифровка стенограммы, тесты докладов будут доступны на сайте Государственной Думы.
***
Радует то, что вновь было очень много докладов – выступили около сотни ведущих профессоров и кандидатов, а также молодые ученые и студенты. Залы были переполнены. Это слабое место всех конференций. Мне самому, впрочем, это очень не нравится – хотелось бы, чтобы чтения носили камерный характер, чтобы у людей была возможность обосновать свои позиции, чтобы доклады не сводились к 10-минутным выступлениям. Но в последние дни и часы, когда заканчивается срок подачи заявок, начинается настоящий ажиотаж, хотя нет никакой рекламы. Тем не менее, с этим, видимо, ничего не сделать. По этой причине создавать другие площадки, где бы люди смогли себя реализовать.
В этот раз на чтениях была презентация двух очень интересных монографий. Первая – по результатам прошлогодних чтений, размещена на сайте Института Наследия – «Выбор долгосрочной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России» (см. здесь).
Вторая монография – «Цивилизационное развитие России: наследие, потенциал, перспективы». Она была посвящена 25-летию Всемирного Русского Народного Собора и 25-летию Научного совета при Президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, член которого с момента основания совета и до последних дней своей жизни был Панарин. В книге обобщены результаты большой исследовательской программы «Цивилизационный путь России», частью которой и являются Панаринские чтения. Программа реализуется совестно с Экспертным центром ВРНС при организационном участии МГУ имени М.В. Ломоносова, Института Наследия и ряда региональных отделений РАН, других ведущих научных центров и высших учебных заведений России. Она открыта для всех ученых, занятых цивилизационной тематикой, деятелей Церкви и культуры. Книгу можно прочитать на сайте издателя.

Как видите, Панаринские чтения — это только часть большого замысла, который успешно осуществляется, несмотря на бесчисленные и естественные трудности. Дело в том, что вся программа держится только на энтузиазме людей, действительно заинтересованных судьбой Русской цивилизации. Но с каждым годом их ставится больше. Особая благодарность – Русской народной линии, которая всегда оказывала информационную и моральную поддержку!
1
1
1
1
2
Панаринские чтения в Госдуме
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Расторгуев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09