В воскресенье, 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма-памятника в честь Всех святых в городе Минске, а затем отслужил в нем Божественную литургию, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы совпадает с воскресным днем, поэтому за Литургией читались два Евангелия — и воскресного дня, и посвященное Богоматери. Так вот, в воскресном Евангелии есть слова, которые для всех нас являются огромной силы вызовом, — быть может, это самое радикальное утверждение во всем Новом Завете. А слова такие: «Любите врагов ваших» (Лк. 6:35).
А кто именуется врагом? Представление о враге формируется в нашем сознании, когда мы чувствуем исходящую от кого-то опасность. И когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он, конечно, имеет в виду не тех, кто приходит на твою землю с оружием в руках, выжигает села и города, несет несчастья людям. Не о них речь — на противостояние таким врагам Церковь всегда благословляла свой народ. Речь идет о других врагах — тех, кто нас окружает. Ведь если не у каждого, то у многих есть в окружении люди, с кем не хочется общаться, кого мы стремимся избегать.
Как же можно любить врагов? Утверждение Евангелия будто противоречит жизненной логике. Казалось бы, с врагами нужно бороться, им нужно противопоставлять свою собственную силу, чтобы их сила не взяла над тобой верх. Но в Евангелии нет ни одного лишнего или пустого слова. Все, что в Евангелии сказано, будь то «любите врагов ваших» или «если кто ударит в правую щеку, подставь левую» (см. Мф. 5:39), — это Божественная мудрость, которую мы не можем игнорировать. Для большинства из нас это реальный вызов. Как так? Как можно подставлять левую щеку тому, кто ударил тебя в правую? Как можно любить врага? Но Господь нам об этом говорит не случайно. Думаю, в подлинном понимании этих слов и содержится ключ к нашему человеческому благополучию и счастью. Ведь враг — не только тот, кто на тебя поднимает руку; обычно таких очень мало, и в правовом обществе с ними хорошо разбираются правоохранительные органы. Если кто-то напал на тебя на улице, то это даже не твое личное дело — это дело тех, кто защищает правопорядок в стране. В Евангелии речь, конечно, о других врагах, — о тех, кого мы считаем таковыми, кто воспринимается нами как противник, несущий нам опасность. Что же происходит, когда некто, кого мы считали врагом, действительно наносит нам некий ущерб — словами, делами, интригами? Как мы должны ответить на все это? «Любите врагов ваших».
Попробуй полюбить того, кто встал поперек дороги и тебе мешает, — но Господь говорит: «Любите врагов ваших». Эти настоятельное требование, конечно, относится не к любви, которую мать обращает к детям, или которая связывает супругов, или которая связывает близких по духу людей. Речь идет о другом. Речь идет о том, что в ответ на некую стратегию зла, которая выстраивается против нас, мы должны сохранять мирный дух. Ведь что происходит, когда мы опознаем в человеке врага? Мы возбуждаемся, мы напрягаем свои силы, мы хотим адекватно ответить врагу, наказать его. Сколько на это уходит сил! Какая энергия расточается! Но самое главное, враг нас побеждает, даже не сделав ничего против нас. Если мы строим планы борьбы с тем, кого считаем врагом, если мы себя опустошаем во имя этой борьбы, — он уже нас победил. Мы пребывали в мирном состоянии духа, но вдруг возник враг, — и дух мирный исчез, и в голову ничего не идет, кроме мыслей о враге. Вроде он ничего еще не сделал, а мы уже переживаем, боремся с ним в мыслях, порой по сто раз повторяем, что ему сказать при встрече. Не сделав ничего, наш внутренний мир этот враг уже оккупировал.
Как только мы опознаем в ком-то врага, мы лишаемся внутреннего мира и покоя, а значит, мы уже побеждены этим врагом. Поэтому, когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он предлагает нам сохранять мирный дух, чтобы вражда не охватывала наше сознание, нашу волю, наши чувства, не затмевала наш духовный взор. Мудрые слова Евангелия — «любите врагов ваших» — нужно понимать таким образом, что никакой враг не должен разрушать наш внутренний мир. А чтобы было так, нам нужно научиться предавать тех, кого мы считаем своими врагами, в руки Божии. Так всегда поступали святые и мудрые люди, которые в ответ на оскорбления отвечали: «Бог тебе судья, а не я. Не хочу вступать с тобой в конфликт, мне чужды те страшные, злые эмоции, которыми ты страдаешь, и пусть тебя судит Бог». В этих словах — исполнение заповеди о любви к врагам. Мы не обнажаем оружия, а предаем этих людей в руки Божии.
Все сказанное отнюдь не лишает нас права не терять бдительность, следить за своими словами, отстаивать, если нужно, свои убеждения, но это совершенно другое поле борьбы, — не то, о котором мы сегодня слышали в Евангелии. Мы научаемся этой Божественной мудрости не для того, чтобы сдаваться или наносить себе ущерб. Принимая эти Божественные заповеди, мы становимся по-настоящему сильными, непобедимыми. Мы способны сохранить свою независимость от воздействия всяких вражеских сил. Мы сохраняем свою внутреннюю силу, свои убеждения, свои взгляды на жизнь, мы сохраняем самих себя. Всему этому и учит нас Господь.
А святой Иоанн Златоуст открывает перед нами особую перспективу в связи с той темой, о которой мы сегодня размышляем. Он говорит: тот, кто любит врага, уподобляется Христу. Ведь и Христос пострадал от людей, и это был не частный конфликт, но борьба не на жизнь, а на смерть. Она привела Спасителя на Голгофу, но Христос не омрачил Своего духа, даже на допросе у первосвященников и Пилата, даже восходя на Голгофу. Потому мы и поклоняемся Кресту как символу победы над всякими человеческими конфликтами, над всяким человеческим грехом.
Этому мы научены сегодняшним Евангельским чтением, и если великие благодатные слова, исполненные жизненной мудрости, мы постараемся применить в своей жизни — в общении с коллегами, с близкими, с родными, с теми, с кем мы соприкасаемся, — то почувствуем, насколько мы становимся сильнее, как открываются перед нами иные горизонты человеческой жизни и межличностных отношений, как возвышается наша душа. Сегодняшнее Евангельское чтение действительно помогает нам становиться сильнее, чище, лучше, — достаточно не отдавать свое сердце гневу, лукавству, осуждению, когда мы общаемся с теми, кого склонны называть своими врагами.
В продолжение Первосвятельского слова Предстоятель Русской Церкви сказал: «Я сегодня с особым чувством переступил порог этого храма. Был здесь еще во время строительства, и тогда трудно было представить все то великолепие, которое сегодня открывается нашему взору. Это действительно достойный мемориальный храм, посвященный всем святым и памяти всех погибших защитников нашего Отечества, защитников Белорусской земли. Мы знаем, сколь суровой была война здесь, в Белоруссии, какого мужества требовало сопротивление мирных граждан нашествию иноплеменников. Мы знаем, какую огромную роль партизанская борьба в Белоруссии сыграла в приближении общей победы над страшным врагом. И как же много людей здесь погибло — и в партизанских отрядах, и в застенках врага, и во время мощных наступлений на противника, которые также были осуществлены здесь, на Белорусской земле. И храм этот будет местом молитвы о вождях и воинах, на поле брани за Отечество наше погибших, за тех наших родных и близких, которые были убиты или без вести пропали на Белорусской земле».
«В связи с этим я хотел бы сказать еще о том, что меня очень лично касается, — продолжил Святейший Владыка. — Мой родной дядя Владимир по материнской линии, которого очень любила его старшая сестра, моя мать, и которая в честь него меня назвала при крещении Владимиром, погиб в первые дни войны на Белорусской земле, где-то у стен Брестской крепости. Думаю, что у очень многих людей, не только проживающих в Белоруссии, но и в других землях нашей необъятной исторической родины, есть родственники, которые погибли здесь. И поэтому, молясь о жертвах, которые народ наш принес в эту страшную войну на Белорусской земле, вы одновременно будете молиться и с теми, кто родился не только в Белоруссии, но для которых Белоруссия стала местом, где для них решалась судьба Отечества. И во имя победы над врагом эти люди здесь пали смертью храбрых. Пусть Господь примет души их в Небесное Свое Царствие и сотворит вечную молитвенную память о них в наших сердцах».
Святейший Патриарх сердечно поблагодарил настоятеля храма протоиерея Феодора Повного и всех, кто потрудился в деле создания мемориального храма-памятника. «Пусть Господь помогает вам в ваших трудах. Дай Бог, чтобы этот храм объединял людей, в первую очередь тех, кто потерял своих родных и близких на полях сражений, но не только, потому что храм не должен быть только мемориальным местом. Это должно быть место духовной жизни христианской общины местного прихода. Пусть благословение Божие пребывает с вами, с тружениками, воздвигшими этот замечательный храм, и со всей общиной, собравшейся и в будущем долженствующей собраться вокруг этого святого места», — добавил Предстоятель.
«Хотел бы выразить также благодарность Президенту Белоруссии Александру Григорьевичу
Лукашенко за его огромную поддержку в строительстве и благоукрашении этого святого храма. Совершенно очевидно, что без этой поддержки, наверное, нельзя было бы воздвигнуть этот храм и уж точно нельзя было бы сделать его таким прекрасным, монументальным, действительно являющим собой памятник, воздвигнутый в честь героев, боровшихся за свободу нашего Отечества», — подчеркнул Святейший Владыка.
«Также хотел бы поблагодарить всех тех государственных деятелей, представителей бизнеса и, конечно, всех вас, мои дорогие, кто своими жертвами поддерживал строительство этого святого храма», — заключил Предстоятель Русской Церкви.
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал список Владимирской иконы Божией Матери.
В знак благодарности за труды на благо Церкви Предстоятель передал в дар митрополиту Минскому и Заславскому Павлу наперсный крест и две панагии. Протоиерею Феодору Повному был вручен юбилейный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества и являющийся копией того креста, который был отчеканен по благословению Святейшего Патриарха Тихона в связи с этим историческим событием. «В благодарность за труды, понесенные отцом Феодором, я удостаиваю его ордена Русской Православной Церкви святого преподобного Сергия Радонежского II степени, который вручу в городе
Москве», — сообщил Святейший Владыка.
Всем участникам богослужения были вручены иконки Покрова Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.
После состоявшейся затем братской трапезы Святейший Патриарх Кирилл посетил крипту новоосвященного храма.
После Божественной литургии в новоосвященном храме-памятнике в честь Всех святых в Минске, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Минского и Заславского Павла посетил крипту храма, сообщает Патриархия.ru.
В здании храма-памятника объединены храмовое пространство и мемориальное — крипта, посвященная почитанию памяти павших воинов и жертв войн. В крипте находится неугасимая лампада. Вокруг лампады расположены 508 ониксовых ниш, в которых хранятся сосуды, заполняемые землей с мест гибели воинов. 67 ниш уже заполнены.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил 68-ю капсулу с землей с мест сражений Первой мировой войны и упокоения солдат Русской армии в России, Польше,
Украине, Литве, Латвии, Чехии, Словакии, Венгрии, Италии, Франции.
После освящения капсула была помещена в ониксовую нишу.
Затем Святейший Патриарх Кирилл и председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь М.В. Мясникович совершили гашение марки специального почтового проекта, подготовленного по случаю открытия храма-памятника в честь Всех святых.
В церемонии гашения марки также участвовали: Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, министр связи и информатизации Республики Беларусь К.К.Шульган, гости торжеств по случаю освящения храма.
После посещения крипты новоосвященного храма-памятника в честь Всех святых в Минске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к Монументу Победы в Минске.
На площади Победы был выстроен почетный караул.
После возложения венка была возглашена «Вечная память» вождям и воинам, за веру, Отечество и народ жизнь свою положившим. Песнопения исполнил архиерейский хор Свято-Духовского кафедрального собора г. Минска (регент — В.И.Соболевский).
Иерархи и официальные лица возложили цветы к монументу.