itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Путник на краю поля

24 сентября исполняется 9 дней с момента ухода из жизни известного русского писателя Николая Михайловича Коняева

Новости Москвы 
0
510
Время на чтение 5 минут

Всё никак не могу примириться с мыслью, что Николая нет, что он отошёл в обители иные, как писал Сергей Есенин, «в ту страну, где тишь и благодать». Все мы когда-то будем там, закон Божий никто отменить не в силах. И всё же, всякий раз, когда случается подобная утрата, как-то становится не по себе, возникает ощущение некоей несправедливости, хотя роптать на волю Божью - большой грех.

Но, согласитесь, в самом деле! Ещё совсем недавно в Петербурге в Доме книги на Невском проспекте Николай Коняев представлял читателям своё новое произведение - художественно-публицистическую хронику «Лихие и святые девяностые» (объёмом 755 страниц), где сделал попытку проследить и осмыслить все важнейшие события, так называемой, «новейшей истории России».

Труд огромный!

День за днём в течение ряда лет Николай Михайлович заносил себе в дневник впечатления от текущей повседневности в любимом Петербурге, в Москве, в других градах и весях, что и легло в основу повествования. Я смотрел запись той памятной встречи на Невском проспекте. Искренне радовался за товарища, ощущал, даже на расстоянии, его духовную силу, чувствовал, что он полон энергии и что новая книга - далеко не последняя.

Даже в эти немногие дни после смерти всё яснее и отчётливее проступает масштаб таланта и личности Николая Коняева. Масштаб невосполнимой потери, которую понесли и русская литература, и весь, доныне существующий русский мир. Всё, что вышло из-под пера замечательного автора, предстоит осмыслить заново, увидеть в контексте эпохи, в связи с теми задачами, которые необходимо решать русскому народу в первой половине ХХI-го века.

Мне выпало счастье общаться с Николаем Михайловичем в разное время, в разных местах, и память сохранила подробности его характера, мировоззрения, таланта. Пока же хочу сказать о некоторых важных моментах.

Широкое читательское признание Николая Коняева началось с повести о выдающемся русском поэте Николае Рубцове - «Путник на краю поля». Уже после её публикации, где-то в марте 2000 года, Николай приехал по делам в Вологду. Я с ним встретился. Мы оба были авторами альманаха «Молодой Ленинград -1974», поэтому быстро нашли общий язык. Мне хотелось узнать, помимо того, что я прочёл, подробности того, как повесть создавалась. Я знал, что Коняев не писал стихи, и было удивительно, что он взялся за столь «сложный предмет». Почему?

- Однажды мне попала в руки книга стихов Рубцова, - поделился Николай Михайлович. - Я люблю Ахматову, Мандельштама, Цветаеву... Но Рубцов показался мне пронизительно родным, «заповедным», книга, что называется, обожгла душу. А тут как раз актёры одного из московских театров предложили мне написать пьесу о судьбе Рубцова. Разговор проходил в кабинете Вадима Кожинова - ему прислали из Мурманска рукописи воспоминаний о поэте. Кожинов тоже загорелся идеей пьесы и дал мне почитать эти воспоминания. Я взял ворох бумаг домой, стал читать и не мог оторваться всю ночь. Было ощущение, как будто это про меня написано, как будто это моя жизнь. Не то, чтобы я соотносил себя с Рубцовым, у нас всё разное. Он - сирота, у меня - отец и мать, всё благополучно. Тем не менее, я всё чувствовал, узнавал - и свет барака посреди ночи, и сосны, которые шумят рядом, и всё, всё. Родное! Словом, я написал пьесу, её сыграли на гастролях. Прошло ещё несколько лет, а эта тема во мне жила. И в 1987 году я начал писать повесть о Рубцове. До этого накопил большой материал, побывал практически во всех архивах, располагавших документами о жизни и творчестве Николая Михайловича...

Конечно, воспроизводить полностью нашу беседу, её опубликовала газета «Труд», где я работал собкором, теперь не буду. Но приведу ещё один любопытный фрагмент.

- Если верить повести «Путник на краю поля», в судьбе Рубцова есть некая предопределённость. Можем ли мы говорить о религиозности поэта? - спросил я автора.

- Да, некоторая предопределённость и в жизни, и в посмертной судьбе Рубцова есть, и я пытался отразить её в повести. Расскажу только один эпизод. Будучи в гостях у писателя Василия Белова, я ему сказал, что нашёл в архиве такую телеграмму: «Дорогой Вася, извини, я был не прав. Рубцов». Видимо, был 30 лет назад какой-то резкий разговор между Беловым и Рубцовым. По какой причине Рубцов не отправил телеграмму - трудно сказать. Может, просто не нашлось денег. Но есть мистический факт: через десятилетия адерсат получил телеграмму через меня, выполнившего роль почтальона...

Вопрос о том, был ли Рубцов православным человеком, выходит за пределы его биографии, но принципиально важен для понимания эпохи, в которой он жил. Вся поэзия Рубцова прониктута духом православия. Но к нему он шёл не через церковь, а через русскую классическую поэзию, что очень типично для писателей, начинавших свой путь в конце 50-х годов...

Сам же Николай Коняев, в отличие от героя повести, пришёл к Православию именно через храм, через церковь. Он, казалось, погрузился в безграничный мир Веры, её свет, её отблески ощущались во всём, о чём бы ни писал он. Не зря же в одном из интервью Николай Михайлович сказал: «Писатель - соработник Бога». Лучше и точнее не скажешь! И он следовал этому внутренннему своему правилу.

После нашей беседы вышло немало книг разных авторов о поэте. Но повесть Николая Коняева, как первая любовь, продолжает оставаться лучшей о Рубцове.

Говорить о творческом вкладе Николая Коняева в русскую литературу, а вклад весьма существенный, можно долго. Отмечу хотя бы кратко книгу «Что читал государь в Тобольске», вышедшую в 2013 году в Петербурге, художественные очерки, посвящённые 400-летию династии Романовых.

Казалось бы, ну, что нового способен поведать писатель о русской истории после Василия Ключевского, Николая Карамзина, Сергея Соловьева? Или других заслуженных наших авторитетов? Не будем, однако, спешить с выводами. Оказывается, повествовать о Святой Руси не только можно, но и просто необходимо, поскольку ещё остаётся немало, так называемых, «белях пятен», требующих современного осысления, творческого поиска, новых подходов.

Для Николая Коняева русская История - не что-то давнее, застоявшееся, малоинтересное, а суть - день сегодняшний, яркий и неповторимый. История для него - личная сопричастность далёким и грозным событиям, умение увидеть в них, в судьбах героев и антигероев действие Божественного Промысла о нашей Родине. Это как раз и есть та черта, которая отличает писателя-историка Николая Коняева от многих других авторов, пишущих об истории России.

Так в упомянутой книге по-новому предстаёт нравственный, духовный подвиг великого князя Александра Невского. Он смело вступил в схватку с «тогдашним НАТО», отстоял независимость Родины. Или вот просто потрясает исследование судьбы спасителя Отечества Кузьмы Минина, а также сюжет об уничтожении народной святыти - иконы Казанской Божьей Матери.

Николай Коняев - писатель многоплановый. Ему по плечу были самые разные жанры и темы. И в каждом произведении он старался быть интересным - от короткого рассказа до большого романа. А как иначе? Необходимо, чтобы читатель откликался.

В большую заслугу ему следует поставить книги о великих русских литераторах - Дмитрии Михайловиче Балашове и Фёдоре Александровиче Абрамове. Это серьёзные художественные исследования, они во многом по-новому открывают нам и личности, и творческое наследие названных авторов.

Фраза «Путник на краю поля», ставшая названием повести, заключает в себе, на мой взгляд, сакральный смысл. Край поля - наша земная жизнь. А само Поле - Вечность. Мы все идём по краю этого Поля.

Господи, упокой душу новопресталенного раба Твоего Николая, даруй ему Царствие Небесное, а нас помилуй!

Геннадий Сазонов, член Союза писателей России, Вологда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Путник на краю поля

"История для его" Член союза писателей писал. Чувствуется.
Сергей Швецов / 24.09.2018, 06:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Сазонов
Торжество Православия
11/24 марта
22.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
Матери
Стихи
08.03.2024
На грани уродства
О русофобии, принявшей крайние форы
01.03.2024
«Чужая рубашка» ближе к телу…
А.С. Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества. К годовщине гибели поэта
10.02.2024
Все статьи Геннадий Сазонов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44