Фанар занимается не уврачеванием, а легализацией раскола

Управделами УПЦ МП митрополит Антоний об автокефалистских потугах Патриарха Варфоломея

Новости Москвы 
0
531
Время на чтение 11 минут
Как сообщалось, управделами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Бориспольский и Броварской Антоний дал интервью украинскому изданию «Вести».

Владыка в начале беседы подчеркнул, что происходящее на Украине это – «антиканоническое решение одной Церкви о вмешательстве в дела другой Поместной Православной Церкви. А неканоническими действиями создать какую-то каноническую структуру невозможно. Как бы мы грех не называли, он грехом остается, как бы мы не назвали раскол - он и останется расколом. Странно, но соответствующая аргументация, которую мы ныне слышим из уст Константинопольского Патриархата, во многом состоит из посылов, которые уже неоднократно звучали на протяжении всего 26-летнего периода раскола. Почему-то Константинополь решил проводить процесс уврачевания именно аргументами раскольников. И уже видно, что это отнюдь не уврачевание, а наоборот легализация раскола. Ведь нельзя неправдой создать правду. Это изначально тупиковый путь. И понятно, что если в Украине уже есть каноническая церковь, и создается искусственно какая-то параллельная ей структура, то это, по сути, будет структура раскольническая.

Не дай Бог, если к этому все придет, но уже сейчас все чаще и чаще говорят о будущем существовании в нашей стране двух церковных юрисдикций. Данный сценарий губителен, поскольку таким образом будет похоронена сама идея единой Православной Церкви в Украине. На протяжении ближайших не только десятилетий, но и веков единой Церкви в Украине точно не будет».

«В данном случае я имею в виду нормы светского законодательства, а не говорю с точки зрения церковного права, - пояснил он. - Как было заявлено, сейчас ведутся переговоры между "Киевским патриархатом" и "автокефальной церковью" на предмет возможности их объединения, а также избрания предстоятеля. Вторым этапом, видимо, станет ликвидация УПЦ КП и УАПЦ, за которой последует официальное оформление на их базе новой структуры. Вот эта структура как бы и будет претендовать на то, чтобы получить Томос».

«Сама формула "Томос украинскому народу» или просто "Томос Украине" - это нонсенс как с канонической, так и юридической точки зрения, - подчеркнул владыка Антоний. - Томос может предоставляться конкретной канонической структуре. Если ее нет, что это за Томос тогда такой? Кому он выдается? В воздух что ли? На сегодняшний день мы не имеем исторических прецедентов предоставления Томоса фактически в никуда».

«Каждый действует по принципу "чтобы не обманули". Все это неизбежно тянет за собой использование механизмов, которые противоречат церковной практике и церковному же законодательству», - считает он.

«Действительно, мы в последнее время несколько раз общались с Патриархом Варфоломеем, и я лично слышал из его уст утверждения о том, что он признает исключительно каноническую Украинскую Православную Церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий, - отметил митрополит. - Более того, Патриарх неоднократно подчеркивал, что "Церковь-мать никогда не сделает больно своей дочери". Во время нашей последней встречи летом, когда делегация нашего Синода провела переговоры со Вселенским Патриархом и представителями Синода Константинопольской Патриархии, нам было прямым текстом сказано - те, кто говорит о том, что Томос уже готов, работают против Константинопольской Церкви. И вдруг после этого со стороны Фанара последовали не просто недружественные заявления, а и конкретные недружественные действия. С чем это связано - можем только догадываться. Мы пока не имеем каких-то сведений, чтобы об этом говорить публично, однако очень надеемся на ответственность Вселенского Патриарха перед будущим. И перед Богом. Поскольку формируется очень тяжелая, и можно даже сказать, страшная перспектива для церковной жизни в Украине. Помимо этого, возникла и реальная угроза глобального раскола Вселенского Православия».

«Мы можем говорить только о тех фактах, которые нам реально известны. После приезда посла США Браунбэка в Украину американские дипломаты запросили встречу с руководством нашей Церкви. Им было отказано, поскольку церковный вопрос должен решаться сугубо в рамках самой Церкви, - подчеркнул владыка Антоний. - Мы ведь изначально указывали на то, что наша Церковь аполитична. При этом мы не считаем возможным допускать какое-то давление на церковные процессы со стороны представителей других государств. Как ни крути, но сейчас мир проходит череду великих геополитических разломов, и, как утверждают многие авторитетные эксперты, во многом Украина - это не субъект, а обьект большой международной политики. И, в каком-то плане, даже заложник, а также жертва взаимоотношений различных глобальных игроков».

«Жизнь же Церкви не должна быть пронизана геополитическими или политическими интересами, - уверен митрополит. - Она строится на совершенно других принципах. В частности, для нас неприемлемо, чтобы на Церковь смотрели, как на некую политическую организацию. Церковь основана Богом, чтобы спасти человека и обеспечить ему вечность. При этом любой православный верующий человек глубоко патриотичен, потому что по-другому быть не может. Если человек любит Бога, то он любит и землю, которая дарована ему Господом. Патриот - это человек, который работает, трудится, создает все условия для того, чтобы подаренные ему Богом блага приумножались и были подспорьем для следующих поколений. Но, тем не менее, есть прекрасная формула: «любой христианин - это гражданин неба с земной пропиской». И мы должны помнить всегда, что мы - граждане неба, для нас самое важное - это Бог. Поэтому мы должны всегда отдавать себе отчет в том, что церковь - это не политическая организация, она не может обслуживать чьи-то сиюминутные идеологические интересы, а также ставить перед собой какие-то политические задачи. Для нас важней всего - это сам человек и его вечная душа».

«Мы категорически запрещаем, чтобы церковный амвон был кафедрой для проповеди каких-либо идеологий, - заявил он. - Конечно, церковь открыта для всех. Однако, когда человек преступает порог храма, он должен забыть о своих политических или идеологических взглядах, ибо выше и важнее Бога ничего нет. Также такой человек должен быть наравне со всеми, потому что он - раб Божий».

Владыка Антоний посетовал, что сейчас нет диалога с Фанаром, поскольку «грубо нарушен сам принцип существования Поместной Православной Церкви. Те представители Константинопольского Патриархата, которые прибыли в Украину с определенным заданием, по нашему мнению, находятся здесь и действуют антиканонично. Поэтому, когда они попросили, чтобы их принял Предстоятель нашей Церкви, то Блаженнейший митрополит Онуфрий категорически отказался это делать. В частности, потому что сам их приезд на территорию нашей Церкви должен быть обговорен заранее, и они должны были бы получить на это позволение со стороны УПЦ. Указанные епископы же приехали самочинно, и не просто, как паломники, а с четкой целью - заниматься реализацией каких-то своих проектов. Учитывая все это, мы должны констатировать отсутствие какого-либо прямого диалога с Фанаром».

По его словам, возможность осуществления диалога есть всегда: «Пока человек дышит, пока живет на этой земле, время для изменения всегда существует. Главное, чтобы это было правильно использовано. Потому что даже решение Священного Синода РПЦ является пока что только полумерой. С одной стороны, заявлено, что Патриарх Московский приостанавливает поминовение Патриарха Константинопольского. Второй аспект - представители РПЦ не будут принимать участие в тех форумах, где председательство находится в руках Константинопольской Церкви. С другой стороны, евхаристическое общение не разорвано, что предоставляет нашим священникам возможность участвовать в совместных богослужениях и причащаться. Вот это как раз и является сигналом того, что возможность для диалога еще есть. Это явный призыв к диалогу, а также еще один шанс для того, чтобы одуматься. Ведь наши взаимоотношения должны приносить пользу этому миру, а не стать с чьей-то внешней подачи еще одним предлогом для разобщения людей, тем более - людей одной веры».

«Мне неизвестны причины, которые послужили обоснованием для такого выбора Константинопольской Церкви», - сказал владыка.

«Я не хотел бы говорить о том, что "может быть". Ответственные люди должны говорить лишь о том, что есть, и о том, чему нужно давать оценку. Мы очень надеемся на то, что катастрофы не произойдет, что Господь вразумит всех нас, и мы найдем тот правильный путь, который поможет решить существующую проблему. На сегодняшний день украинский вопрос вышел далеко за рамки самой Украины. Именно поэтому в решении Священного Синода РПЦ присутствует приглашение всех Поместных Православный Церквей к обсуждению данной очень сложной проблемы. Это правильно, поскольку если возникшее затруднение нельзя решить в рамках одной Поместной Церкви, к его урегулированию подключаются все остальные Церкви. При этом ни одна из Поместных Церквей не имеет никакого права единолично вмешиваться в дела другой Поместной Церкви. Ни одна из Поместных Церквей не имеет преимущества во власти», - подчеркнул он.

«Что же касается "симметричности", то я бы сделал акцент на другом аспекте. Довольно странным есть то, что Константинопольская Церковь вдруг приступила к решению проблемы украинского церковного раскола, имея за спиной длительный и неурегулированный до сих пор старостильный раскол в чрезвычайно близкой к себе Элладской Церкви. Не меньшее удивление на фоне поддержки Фанаром идеи украинской автокефалии вызывает и упорное нежелание Константинополя предоставить автокефалию своей архиепископии в США. Многие бы назвали это политикой двойных стандартов», - отметил владыка.

Говоря о реакции Церквей, осудивших решение Фанара, митрополит заметил, что «речь идет о защите тех норм, на которых базируется земное существование церкви. Если какой-то патриарх счел возможным пересмотреть современные реалии, то где гарантии, что, например, другой патриарх не скажет: "подождите, эта область в свое время была моей, поэтому я вполне имею право изменить существующее положение дел". Начнется хаос, страшный хаос, и как остановить его, никто знать не будет, поскольку под удар попадут базовые принципы. Что в таком случае сделать? Придумывать новые? Да и кто вообще дал право кому-то пересматривать то, что утверждено веками, и на чем зиждутся принципы православной канонической жизни?»

«Мы общаемся со всеми Поместными Православными Церквями. Они прекрасно понимают возникшую сейчас перед всем православным миром опасность. Пусть пока и нет официальных заявлений, однако епископы на самом деле серьезно озабочены тем, как будет в дальнейшем развиваться ситуация. Такое беспокойство вызвано тем, что на наших глазах формируется некая новая экклезиология (отрасль богословия, изучающая свойства церкви - Авт.), которая до этого была неведома православному миру. Давайте вспомним одну из основных причин отделения церковного Запада от Востока. В ее основе лежала претензия Папы Римского на всеобщее управление христианами. Поместные Православные Церкви Востока такой концепции всегда противились. Более того, тот же Константинопольский патриархат учил тому, что это противоречит Евангельскому учению. Прошло время. И вот почему-то те же тенденции, но уже в формате "православного Папы", появляются теперь уже в самой Вселенской патриархии. Это очень серьезная проблема, поэтому всем нам нужно над нею задуматься и дать ей правильную оценку».

«Мне очень хочется верить в то, что это довольно быстро прекратится. На данном этапе все еще можно легко урегулировать, - не сомневается иерарх. - Просто необходимо остановиться и не действовать неканоническим путем. В ином случае раны будут очень и очень глубокими. В момент разделения Запада и Востока никто не думал, что это продлиться столько времени. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать разрастания масштабов возникшей проблемы. Слава Богу, что она еще может быть быстро решена».

Говоря о посланниках Константинополя, владыка заметил, что, «исходя из сообщений в СМИ, они имеют полномочия строить некую площадку для формирования Поместной Церкви. В целом, эта тематика вообще соткана из казуистики. Из официальных заявлений мы знаем, что решение по автокефалии принято. Однако как оно будет реализовываться и будет ли реализовываться вообще до сих пор непонятно. Складывается впечатление, что в жизнь претворяется формула - "принято решение принимать решения". А что это значит? Никто четко не знает, поскольку толкования даются разные. В Украине одни, в Греции - другие.

В нашей стране этот процесс вообще настолько политизирован, что принял масштабы чуть ли не события всеобъемлющего значения. Хотя, по оценке представителей той же греческой церкви, это вопрос очень тонкий и о нем нужно поменьше распространяться. Ведь нужно все тщательно просчитывать, чтобы, решая одну проблему, не создать другую - гораздо более серьезную и многогранную».

«Возвращаясь к полномочиям, можно предположить, что их задача - привести раскольников "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной церкви" к объединению, - полагает он. - И если это, с учетом возможностей и влияния власти, все же произойдет (хотя я в этом и очень сомневаюсь, поскольку за 26 лет было несколько неудачных попыток такого слияния), то почва для работы над решением задачи легализации создающейся церковной структуры будет подготовлена. Так или иначе вопросов остается весьма много. С раскольниками нужно что-то делать. Просто принять их в сущем сане в каноническую церковь невозможно».

По словам митрополита, дарование Томоса не будет означать автоматически непризнание анафемы, наложенной на Филарета, «поскольку это совершенно разные вопросы».

Снимать отлучение от Церкви должен исключительно тот, «кто его налагал. Каждая Поместная Православная Церковь вправе самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Другая Поместная Церковь не имеет права их пересматривать. У нас нет "папства", когда кто-то, даже имея статус первого среди равных по чести, может вмешиваться в решение неподвластных ему вопросов. Во всей истории взаимоотношений РПЦ и Константинопольской Церкви не было ни одного прецедента, когда бы Фанар менял решения, принятые в Москве или Киеве».

«Подобной позиции придерживаются и все другие Поместные Церкви, - отметил он. - Недавно вышла статья сербского владыки Иринея, епископа Бачского, в которой он указал, что наше каноническое право зиждется именно на принципе самостоятельности принятия решений. Кто-то может себе приписывать право на рассмотрение апелляции, но в истории пока не было случаев отмены какого-то важного решения одной Церкви с подачи другой Церкви. Как минимум, в истории наших взаимоотношений с Константинополем».

«Мы живем в государстве, которое декларирует свою демократическую платформу. Более того, Конституция гарантирует как равноправие всех граждан и свободу совести, так и отделение церкви от государства. Однако, к сожалению, пример последних лет показывает, что в определенных моментах государство может отходить от задекларированных ним же норм. Даже недавнее заявление президента в Верховной раде о том, что УПЦ будет переименована, свидетельствует: гарант Конституции... как бы аккуратнее сказать... может своими заявлениями и действиями ввергнуть Украину в настоящий хаос. Мало того, что огромному количеству верующих украинцев по какой-то нелепой причине отказывают в праве быть украинцами. Хотя они живут в этой стране, любят ее, платят здесь налоги, служат в ее армии, работают ради ее благополучия. Происходит еще одна страшная вещь - у них отбирают чувство защищенности, а также уверенность в том, что закон стоит на страже их интересов и гарантированных свобод. А ведь как показывает история, если у людей нет ощущения, что их права защищает закон, то они начинают защищать себя самостоятельно. Не дай Бог, если мы подойдем к черте, когда наши храмы, наши лавры станут захватывать... Люди будут защищать свои святыни и свою веру», - заверил владыка.

«Подчеркну - церковный народ нельзя обмануть. Одно дело, если жить только публикациями в Интернете, с помощью которых создается ощущение реальности, весьма далекой от настоящего положения дел. А совсем другое - это посмотреть вживую на наш недавний Крестный ход, где, по наиболее близким к истине подсчетам, было более 250 тысяч человек. В СМИ же как будто под диктовку писали: "вас было 60 тысяч", "20 тысяч"... Неужели те, кто создают эти фальшивки, думают, что народ можно обмануть так, что человек перестанет верить сам себе? Своим глазам? К чему это приведет?» - вопрошает владыка.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07