Во вторник, 21 августа, в Государственной Думе прошли парламентские общественные слушания по вопросу т.н. «пенсионной реформы». Как отмечают в пресс-службе нижней палаты парламента, обсуждение в таком формате проходят в Госдуме впервые: помимо депутатов в них приняли участие члены общественных организаций и деловых сообществ, эксперты, представители регионов, правительства и Счетной палаты. Просмотрел первые репортажи ЦТ по этому вопросу - вновь всё очень «отфильтровано», как будто никто не говорит о порочности увеличения пенсионного возраста.
Но сейчас немного о дне предшествующем. Готовясь к этим парламентским слушаниям партия «Единая Россия» в понедельник 20 августа провела смотр своих рядов, обобщая на совместном заседании генсовета ЕР и совета руководителей ее фракций предложения по «совершенствованию пенсионной системы» (как было сформулировано). Хотя, по сути уместнее говорить не о «совершенствовании», а о сломе пенсионной системы.
К чему пришли на своем заседании 20 августа руководители «Единой России»?
Один из тезисов, принятых генсоветом партии - «необходимость сохранения льгот, региональных мер социальной поддержки, ранее установленных для лиц пенсионного возраста, в отношении лиц старшего возраста, а именно: для мужчин, достигших 60 лет, и женщин, достигших 55 лет». То есть, говоря о льготах, речь идет о возрасте пенсионеров в прочтении пока действующего законодательства о пенсиях - 60 (55) лет.
Вопрос: а чего вообще начали «огород городить» с этой самой пенсионной реформой? Чтобы сейчас создавать непонятное, нагроможденное законодательство о правах и обязанностях лиц, достигших определенного возраста? Чтобы никто ничего не мог понять, запутать всех? Предлагают в дальнейшем все высказанные предложения «объединить в единый систематизированный и понятный документ - по сути, пенсионный кодекс». Соответствующее поручение партия адресовала своей фракции в Госдуме. Вот... пенсионный кодекс, значит, будет. Наверное, на несколько тысяч листов и десяток тысяч статей. А почему бы ещё не разработать, скажем, «школьный» кодекс или «детсадовский»?
Генсовет партии считает необходимым предложить правительству «обеспечить право граждан на получение накопительной пенсии по ранее заключенным договорам». «То есть в этой части граждане смогут получить свои накопления по-прежнему в 55 и 60 лет», - как отмечают в ЕР.
Вновь, а зачем вообще вся эта «пенсионная реформа» с увеличением пенсионного возраста?
Например, сразу после всей этой пенсионной лихорадки, начатой правительством в июне этого года, мною было сформулировано очень простое предложение. А именно - оставить прежним юридический возраст выхода на пенсию по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет. Но в тот же закон «О страховых пенсиях» и/или в Трудовой кодекс РФ и подзаконные правовые акты внести положения, предусматривающие, что исключительно по желанию работника, достигшего пенсионного возраста (60 и 55 лет), ему гарантируется продолжение работы, скажем, на 5 лет (или на более значительный срок), но с особыми условиями выплаты пенсии. В чем «особые условия выплаты пенсии»? Логично, если оставить только часть пенсионного обеспечения для продолжающих работать, таким образом, пенсионеров, скажем, в размере 75 или 50 процентов от суммы начисленной пенсии. То есть, произвести сокращение пенсионных выплат работающим пенсионерам по сравнению с сегодняшним уровнем.
Таким образом, юридически пенсионный возраст остался бы прежним (55 и 60 лет), но фактический пенсионный возраст для огромного числа пенсионеров (по их желанию) мог бы увеличиться на 5 лет (или более). По статистике, при нормальной организации пенсионных и трудовых прав, около 80-ти процентов пенсионеров желали бы продолжить работу. Каждый пенсионер сам, исходя из своего состояния здоровья, перспектив на работе, жизненных проблем, интересов своей семьи принимал бы решение о фактическом увеличении своего пенсионного возраста. Практически это и будет увеличение пенсионного возраста на 5-8 лет, так проталкиваемое правительственной реформой. И произойдет в этом случае во многом решение того, чем так декларативно озабочены реформаторы в правительстве - снижение нагрузки на пенсионный фонд. Выплаты работающим пенсионерам существенно сократятся.
Много, еще всяких предложений (фантазий) прозвучало на заседании Генсовета ЕР 20 августа. При ознакомлении с каждым из них все время хотелось воскликнуть: «А зачем вы вообще начали реформу пенсионной системы?» Чтобы сейчас, даже когда она еще не принята законодательно, бороться с ее последствиями?
В частности, «Единой Россией» предлагается, чтобы действующие налоговые льготы, ежемесячные денежные выплаты, компенсации по оплате услуг ЖКХ, проезда в общественном транспорте, покупке медикаментов и другие меры поддержки по-прежнему предоставлялись при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. «С подобными предложениями выступили Республика Адыгея, Камчатский край, Калининградская, Смоленская области и другие регионы», - сказал секретарь генсовета партии Турчак. По его словам, большая часть таких льгот и выплат являются региональными, поэтому он рекомендовал партийцам в регионах «проработать это предложение и на ближайших сессиях утвердить это решение». То есть, как всегда, переложить всё на регионы, породив число «законодательств» и практик по количеству субъектов федераций (регионов) вместо краткого, четкого и единого федерального законодательства. Я уж не говорю о том, что никто не верит во все эти льготы, которые, если и сохраняться, то только на первое время. Затем следующие поколения «коллег» по правительству и ГД докончат дело - снимут и эти льготы. Это же ясно, как белый день. Интересно, высокие участники высокого собрания ЕР отдают себе в этом отчет? Любой ответ на этот вопрос - неутешителен. Если отдают отчет - тогда они изначально лгут обществу. Если не отдают - тогда вопрос к их адекватности.
Высоким собранием «Единой России» Предлагается «снизить на три года необходимый стаж для выхода на досрочную пенсию до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин». Хорошо. Но это оформляется локальным правовым актом изменения в действующее законодательство. «Пенсионная реформа» здесь ни при чем. Еще одно дельное предложение прозвучало - внести изменения в закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы, снять с себя преференции в начислении пенсии. А почему раньше не делали? Додумались только по ходу «пенсионной реформы»? Но вас же давно об этом просили, уровнять себя (депутатов) по сумме начислений пенсий со всеми гражданами России.
В решении единороссов также говорится, что кабмину рекомендуется вынести на общественное обсуждение предложения «по формированию эффективной модели накопительной пенсии».
Так уже неоднократно ранее «совершенствовали» «эффективность» и накопительной, и страховой части пенсий. До того насовершенствовались, например, с «накопительной», что то же правительство отказалось от «балльной» пенсионной схемы. Создается впечатление, что они (реформаторы) сами не знают, чего хотят.
Любой здравомыслящий человек, имеющий элементарный опыт в любом житейском деле подтвердит истину, сформированную потом и кровью многих поколений предков: «Не трожь отлаженный механизм, он тебя не подведет». Это относится ко всему, что работает, зарекомендовало себя с положительной стороны. Как только лезешь «совершенствовать», улучшать и преобразовывать то, что нормально работает, знай - быть, как минимум, неполадкам, а то и заклиниванию всей системы. Эта истина в полной мере относится к пенсионной системе, одного из немногих положительных достижений, оставшихся от советских времен.
Преобразовывать нужно только то, что дает сбои. А пенсионная система сбоев не давала бы, если бы в нее лет 5-10 назад не лезли с «преобразованиями». Нужно было-то всего ничего - легким финансовым регулированием следить за наполняемостью пенсионного фонда. Всё! Проблем там не было бы вообще. Но, раз от раза затевались пока не такие глубинные, как сейчас, но «улучшения» хорошего. То накопительную часть «совершенствовали», то страховую, то государственный пенсионный фонд «совершенствовали», то негосударственные фонды создавали, всех граждан России заставляли выбирать фонды, писать какие-то обязательства и декларации о намерениях и так далее. В итоге - сами запутались и признались, что зря всем этим занимались. Надо бы сделать выводы, угомониться. Не тут-то было! Теперь, с июня этого года, - коренная «реформа».
Некоторые вещи просто поражают. Правящая партия «Единая Россия» вроде состоит из серьезных, солидных людей, депутатов ГД, членов СФ, региональных руководителей и многих иных, наделенных властью и опытом людей. Но на примере т.н. «пенсионной реформы» удивляет, что в массе своей, как дети, они вынуждены заниматься какой-то ерундой с подачи правительства России. Неужели нет элементарной силы воли вразумительно и твердо сказать очередным чудачествам правительства по проталкиванию «пенсионной реформы» веское: «Нет!»
Повторю в десятый раз. Любой (любой!) аргумент адептов пенсионной реформы за её проведение разбивается без особого труда. Девяносто процентов граждан России - против реформы. Но вновь не хватает ни здравого смысла, ни ответственности перед народом, чтобы остановиться, одуматься. Никому не нужные «принципиальность» и упрямство власти - важнее. Видя, что лобовым образом протаранить «пенсионную реформу» не удается, с подачи правительства правящая партия занимается очередными фантазиями на заданную тему.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, Калуга
4. Re: Нечего было вообще её трогать, пенсионную систему
3. Re: Нечего было вообще её трогать, пенсионную систему
2. Re: Нечего было вообще её трогать, пенсионную систему
1. Нечего было вообще её трогать, пенсионную систему