Уважаемый господин редактор «Русской народной линии», откликаясь на ваше возражение относительно ключевых проблем современного Русского мира, прошу вспомнить последнюю «идеологическую формулу» устроения «русской жизни» в дореволюционной России: «Самодержавие - Православие - Народность». Что скрывается за этими «терминами»?
Думаю, что не ошибусь, когда признаю в требовании «народности» жажду «вольности», «свободы» в жизни русских народных масс. Дух «православия», согласно мнению славянофилов, представлен идеей «соборности», духовно-нравственного единения людей в созидании общего будущего. Идейная суть «самодержавия» заключена в утверждении вполне «самостоятельного», «самоопределенного» существования страны, универсальной основой достижения которого и служит мировой Разум. Таким образом, идеология императорской России утверждала высшими ценностями гражданской жизни идеалы разумности, соборности и свободы.
Постимперский период новейшей российской истории связан с распадом этой «сакральной троицы» идейных мотивов русской жизни, когда приоритетное развитие получает лишь одна из ее сторон. Так эпоха СССР стала продолжением идеологии имперского величия новообразовавшейся советской державы, основой которого служил культ «научного разума» (вспомним идеологию «научного атеизма»).
Погиб СССР в результате непродуманных политических решений Н.С. Хрущева, связанных с принятием на ХХII съезде КПСС Третьей Программы партии о построении основ коммунистического общества и утверждением стратегического направления в ее осуществлении на «стирание существенных различий» между людьми умственного и физического труда. Это принижение роли научного разума в жизни советской страны и привело к нарастанию ее производственно-экономических проблем и конечному распаду.
Идеологической основой постсоветской РФ в годы президентского правления Б.Н. Ельцина стал культ «свободы» (ее нравственную суть он выразил в 1990 году своим «странным» призывом к элитам национальных республик - «берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»), похоронивший науку и социальную солидарность граждан в претворении будущего.
Новый Век в жизни РФ обозначен приходом в Кремль нынешнего президента страны В.В. Путина, который утвердил главной задачей своей политической идеологии религиозное возрождение российских народов, достижение духовного согласия в общении основных религиозных общин страны, дополнив их нравственный союз существенным повышением военной мощи государства.
Однако события на Украине и возрастающее давление на РФ со стороны Запада требуют от руководства страны «идеологического прорыва» в обосновании нравственного единства государственной власти, религиозных общин и народных масс в созидании будущего: стране нужна «максимально целостная» научно-практическая идеология общественной жизни в условиях глобального социума. В современной РФ есть три города федерального значения - Москва, Петербург и Севастополь. Если главной задачей Москвы является решение хозяйственно-экономических проблем страны, а ведущие социальные силы Петербурга нацелены на военное обеспечение неприкосновенности ее территориальных владений, то Севастополь мог бы стать «идеологическим лидером» новой, возрождающейся России: откуда пришла на Русь христианская идея, там эта Вечная истина и должна получить свое новое, «интеллектуальное» закрепление.
Это новое прочтение «христианской идеи» духовного совершенства человека я обозначил понятием «онтологический символизм», признав законы «вербального общения» людей высшими законами их творческой самореализации. Однако все мои попытки пробудить научную общественность Севастополя к разработке концептуальной системы современного научно-философского мировоззрения потерпели неудачу: никто не откликнулся на мои призывы к совместному творчеству в научном описании мировой целостности (см.: Гореликов Л.А. Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», Эл № 77-6567, публ. 22199, 16.06.2016). К тому же ст.13 Конституции РФ все еще запрещает россиянам иметь «общегражданскую», «национально-государственную» идеологию. В условиях крайнего обострения противоречий между РФ и военно-политическим блоком западных государств такая «безыдейная стратегия» жизни может привести Россию к катастрофе.
Надеюсь, что я ошибаюсь в своих «нехороших» социально-исторических предчувствиях.
Лев Александрович Гореликов, доктор философских наук, профессор
5. Ответ на 1., Сант:
4. Re: Русский мир: в поисках будущего
3. Автору.: И читателям
2. Re: Русский мир: в поисках будущего
1. Re: Русский мир: в поисках будущего