Кожа без костей

О призыве ВШЭ заменить предметность в школьном образовании «универсальными компетентностями»

Русская школа 
0
906
Время на чтение 5 минут
Институт образования НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» провели исследование «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра».
Один из авторов проекта — маститый содомит сотрудник ВШЭ Исак Фрумин.
Концепцию исследования прокомментировал в интервью «Коммерсанту» рецензент проекта профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов.
По его словам, «в проекте изучался опыт стран-лидеров по школьным реформам, идеи которых соответствуют духу ХХI века».
Болотов возмущен тем, что стали говорить о том, что «нужно четко регламентировать, что каждый ребенок должен знать по каждому предмету в каждый год обучения». «Например, теорема Виета (формула, связывающая коэффициенты многочлена и его корни, изучается в курсе алгебры за 8-й класс). Можно без нее обойтись или нет? Красивая теорема. И кто хочет заниматься математикой, получит удовольствие, разбираясь с ее доказательством. А зачем она историку? Я не против школьной тригонометрии, но только если цель ее изучения не заучивание формул, а обучение работать с формальными объектами формальными способами. Эта способность всегда пригодится. Самый простой пример — работа с гаджетами. Это работа с формальными объектами формальными способами. И если ребенку вдруг потребуется какая-то тригонометрическая формула, то, если он умеет работать с интернетом, искать информацию, он в два счета найдет эту формулу», - полагает сотрудник ВШЭ.
«И в России, и в мире есть научные работы, которые показывают, что так называемые мягкие навыки, soft skills (например, в них входят коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т. д.), гораздо важнее для развития человека, чем знание теоремы Виета. То есть ребенку для успешности нужно не столько выучить тот или иной объем предметного содержания, сколько умение находить это содержание, вступать в контакт с людьми. В министерстве правы, что школьные стандарты надо совершенствовать. Только делать это нужно в другом направлении, не в направлении усиления предметной составляющей», - уверяет Болотов.
В интервью газете «Известия» профессор ВШЭ лапидарно сформулировал концепцию проекта: «Мы выходим на популярные сегодня 4 "К": креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Это навыки XXI века, которые активно обсуждает бизнес. Провели опросы, чего не хватает выпускникам высшей школы. Бизнес говорит: «Неумение работать в командах». Мы не умеем критически относиться к информационному потоку, который падает с экранов, страниц газет, про интернет уже не говорю».
Концепцию исследования «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» анализирует в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):

Понятие «компетенции» уже давно вошло в нашу систему образования. Это соответствие уровня развития ученика тем задачам, которые он должен выполнять. Но в них не все так уж и плохо. Можно назвать компетенциями и способность теолога проводить занятия, доводить до слушателей те истины, которыми он владеет. Это все неплохие слова, но все это «кожа без костей». Действительно нужно владеть и современной техникой, и языком, без которого теологию сложно представить. Мы сейчас сделали акцент по преимуществу на владение английским языком. На самом же деле важно и стремление к овладению древнегреческим языком. Без этого теологию как науку и ее развитие с трудом представляешь - разве только в ее прикладном, например, образовательном варианте.

Сейчас идут такие дискуссии, в которых выглядеть ретроградом не очень здорово. Так что я согласен, что надо развивать новые технологии, компьютеризацию, создавать новые коммуникации, потому что ничего не будут значить «головастики», которые что-то выучили, но не могут донести свои мысли до аудитории. Священнослужителям нужно доносить мысли до ближних, то есть с пастырским применением в соответствии с тем, к кому эти мысли адресованы, кто находится рядом с тобой и какие задачи ты должен выполнить, прикладывая свои знания к реальной проблеме.

В этом нет ничего особенно плохого. У нас сейчас проходила аккредитация, приходили проверяющие, которые говорили о том, что в нашей системе образования не так уж все и плохо. Допустим, человек владеет семантикой первых математических освоений, однако насколько современные учебники мешают мыслить ребенку, подменяя познавательную силу готовыми решениями! В результате к определенному возрасту ребенок может потерять способность мыслить более-менее живо и творчески.

Вопрос в том, что в системе образования игнорируется воспитание, и это очень плохо. На это надо прежде всего обратить внимание тем, кто пытается ввести новшества в систему образования. Где понимание величия, значения и содержания русской истории, где понимание духовного содержания российской истории и ее направленности, где элементарное знание традиций нашей православной культуры, где знакомство с подлинной историей Руси, России, Русской Церкви? Вот что ставит под сомнение все наброски, сделанные широкой компьютеризированной рукой авторов этих программ.

А то, что надо всем нам сейчас быть в современной системе коммуникаций, то кто будет спорить с этим? Это очевидно и так. В нашем детском лагере дети лучше нас владеют гаджетами, пользуются интернет-литературой, умеют находить любые ссылки. Едва я запеваю песню, они тут же ее подпевают, так как легко находят ее текст в интернете, буквально в одну секунду. Это некоторое приложение своей оснащенности, компьютеризации в практическом решении тех или иных задач. Умение работать в коллективе тоже очень важно. Но все это должно работать на что-то определенное. Все это должно быть нанизано на ось личностного роста, духовного развития, которое невозможно без приобщения к благодатным, богооткровенным истинам Православия, без богопознания, без воспитания наших детей в традициях русской духовности. Вот о чем больше всего хотелось бы говорить.

Если посмотреть на тот же Запад, можно увидеть, что большинство сотрудников той же Силиконовой долины - отнюдь не американцы, а китайцы. Это тоже повод к размышлению.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Вернуть образованию духовную основу
О подлинном возрождении педагогического служения и личностного достоинства учителей
31.10.2023
На что гневается современный человек?
О природе гневливости граждан и способах борьбы со страстью гнева
15.09.2023
Можно ли просто оказывать знаки, без
намерения жениться?
22.07.2023
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Русская школа
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33