Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Встречи на Вологодской земле

31.07.2018


Их было немало, и все они отличались теплотой, открытостью и доброжелательностью …

На полпути из Вологды в Великий Устюг находится г. Тотьма. Здесь четвертый год восстанавливается Спасо-Суморин мужской монастырь. Когда мы позвонили наместнику монастыря и сообщили о желании остановиться на ночь, ответная реакция нам показалась равнодушно-прохладной. Подъезжая уже к полуночи, снова звонили в обитель, чувствуя неловкость - может быть, нам в городской гостинице устроиться. В ответ лаконично: «Ждем, приезжайте». Из дверей монастырской гостиницы выглядывает небольшого роста сухощавый человек с копной седых волос, напоминающих одуванчик. В голове мелькнуло: «грибок-боровичок». К сожалению, в гостиницах недостаточная шумовая изоляция, что влияет на качество отдыха. Утром (это был день памяти преподобного Сергия Радонежского) в километре от монастыря в храме Входа Господня в Иеросалим была Литургия. Храм представляет собой великолепный образец устюжского барокко. Первый этаж храма занимает Морской музей. Литургия была на втором этаже в Никольской церкви. Войдя в нее, я ахнул: иконостас 15-го или 16-го века. Но оказалось, что это наклейки на дерево. Образцовая служба в ее новообрядческом варианте. Неспешное четкое чтение, простое пение. Все ектеньи возглашались иеромонахом Феодосием у Царских врат. Да, здесь было слышно получше, чем из алтаря. Евангелие читалось у Царских врат лицом к востоку. Была заупокойная ектенья, хотя в праздничные дни она оставляется. «Верую» и «Отче наш» с амвона запевал священник. После запричастного стиха с клироса читали житие прп. Сергия. В слове о. Феодосия, произнесенном после отпуста, запомнился такой пассаж: раньше русские люди нанимали на работу жителей других республик, а теперь вместо того, чтобы быть хозяевами своей земли, сами нанимаются к вчерашним своим работникам. Перед выносом Чаши для причащения мирян батюшка (у него оказалась стремительная походка, он передвигался по храму как пушинка, отсюда еще одно наименование его с нашей стороны: «Пушок») пригласил меня в алтарь, а затем и на обед. "Пушок» оказался большим энтузиастом в исполнении порученного ему дела восстановления обители. Внутренний двигатель всех позитивных изменений. С одной стороны, все вроде неспешно меняется, нагрузка без передозировки, с другой стороны, все спорится, постоянно улучшается. За время трапезы на сотовый телефон о. Феодосия поступили два смс сообщения о перечислении денег (последний раз девятьсот рублей). Люди, видя самоотверженность и безкорыстие настоятеля, откликаются. 

На трапезе епископ Галичский и Макарьевский Алексий (Костромской области) - он был участником празднования дня памяти праведного Прокопия в Великом Устюге - спросил нас с о. Феодосием: какое событие в детстве нам особенно запомнилось. Я вспомнил, как играя с другими детьми зимой, на меня вдруг накатило огромной силы желание быть в это время в храме (это была пятница). Когда мы трапезничали, уже возвращаясь в Москву, о. Феодосий попросил меня продемонстрировать, как читается и поется у нас псалтырь. Потом сам пел с прихожанами, ударяя при этом в такт сначала пальцами по столу, а затем в обе ладошки. Говорит мне: «Я еще не встречал таких доброжелательных старообрядцев, как вы». А я подумал: «Люблю и уважаю вас, но никогда ни на йоту не отойду от древлего благочестия».

Запомнилось еще общение с о. Федором, настоятелем церкви св.вмч. Георгия Победоносца и церкви прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, председателем молодежного отделения епархии. Его мягкость и тактичность. Благоговейное служение. За время службы он не произнес ни одного слова. В храме все очень добротно и аккуратно устроено. Есть даже баптистерий (всего их в городе два).

Вспомнилась встреча с еще одним священником, умершим 12 лет назад - протоиереем Василием Чугуновым. Когда в 80-е годы я был в Вологде первый раз, то познакомился с ним. Это произошло в кладбищенском Лазаревском храме города, где батюшка тогда служил. Это встреча мне запомнилась. Отец Василий был очень внимательным и доброжелательным пастырем. В этот приезд одна пожилая прихожанка поведала много интересного о нем. Отец его был комиссаром. За то, что он отказался участвовать в осквернении мощей прп. Феодосия Тотемского, его сняли с должности и исключили из партии. Была угроза расстрела. О. Василий с отличием закончил среднюю школу, химфак МГУ, семинарию и Академию. По окончании университета в июне 1941 года в кабинете одного из кремлевских начальников он увидел зашедшего в кабинет Сталина. Вождь его тогда подробно расспросил. В боях под Москвой на Бородинском поле лейтенант Василий Чугунов был ранен в голову и ногу. Из 10-тысячной дивизии, в которой он служил, осталось только 500 человек. После боя немецкие солдаты ходили по полю и добивали наших раненых. Немецкий солдат уже приближался к нему - в тот момент Василий дал обет, что если он останется живым, то поступит в семинарию и станет священником. Неожиданно поступила команда - ради церковного праздника остальных раненых передать противнику. Батюшка рассказывал о том, как перед строем был расстрелян командир части, которая отступила без приказа. Последними его словами были: «Прости, Родина, что не умел воевать». Многих разжаловали, лейтенанта Чугунова избили. Непростым был путь его священнического служения, особенно в годы хрущевских гонений. Тогда от него ушла супруга - учительница, кубанская казачка (впоследствии она трагически погиба). Около 100 учителей города обратились к Хрущеву с требованием закрыть кафедральный собор. Реакция генсека была положительная - закрыть «очаг мракобесия». Архиерей поручил о. Василию сдать ключи, угрожая в случае непослушания «снять крест». Батюшку неоднократно вызывали в горисполком, требуя передать ключи, а он их то забывал, то отказывался. Смог переломить ситуацию так, что и уполномоченный встал на его сторону. Собор так и не закрыли. Жил о. Василий очень скромно, в стесненных обстоятельствах в однокомнатной квартире. Всегда был безотказным. Очень любил ходить в гости и общаться с людьми. Был прекрасным рассказчиком. В начале перестройки им был открыт первый храм на Вологодчине. Всего он участвовал в открытии 18 храмов здесь. Еще 18 храмов ему удалось отстоять по просьбе тверского архиерея. Очевидцы вспоминают, что когда о. Василий служил панихиды на могилах, то даже при сильном ветре свечи не гасли. Летали тучи комаров, но ни один из них не садился на пастыря. В последние годы он страдал болезнью ног и ничего не видел, но постоянно ходил в храм Покрова на Козлене, где по возможности участвовал в богослужении.

Настало время рассказать о епископах, которые встретились мне на Вологодской земле. Правящий архиерей - епископ Тарасий - уроженец Мурманска. Уже в сознательном возрасте он принял здесь крещение. Был алтарником в соборе. Семь лет служил в поселке в Мурманской области. Руководил молодежным, а затем и социальным отделами епархии. Образование высшее - и светское (пединститут), и духовное (Петербургская академия) – в обоих случаях заочное. Спокоен, улыбчив, внимателен к людям. Часто служит.

Епископ Галичский и Макарьевский Алексий. Он из соседней епархии, хотя добираться ему нужно до Великого Устюга около 10 часов. Будущий владыка на гражданке был главным агрономом. Это послушание плюс келарство было у него на Валааме. Окончил Костромскую духовную семинарию. Был настоятелем храма в Хевроне на Святой Земле. Коптов, по его словам, до него в Хеврон к Мамври́йскому дубу не допускали - он разрешил, но с условием, чтобы они не исполняли свои ритуальные танцы. Запомнился его подробный рассказ о Святой Земле. В частности, что начальники Русской Духовной миссии всегда были ближайшими советниками Иерусалимских патриархов. И что греки опасаются потерять контрольные рычаги на Святой Земле из-за обилия русских. В состав новообразованной епархии владыки входит 18 районов, в которых располагаются 140 храмов и 5 монастырей. Духовенство, однако, раза в два меньше. Рассказывал владыка про всякие случаи из епархиальной жизни. Однажды он благословил одному маститому протоиерею прочитать шестопсалмие - во время этого чтения было допущено 64 ошибки. Другой священник за считанные минуты совершил проскомидию. Оказалось, что записки он не читал, а только один раз перекрестил со словами: «Помяни, Господи, рабов Твоих»…

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
 
1 
 Протоиерей Василий Чугунов 
 
1 
Епископ Алексий
 
1 
Епископ Тарасий
 
1 
 Протоиерей Феодор Фомин
 
1 
 С иеромонахом Феодосием 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме