«Господь увидел их и сжалился над ними»

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
648
Время на чтение 5 минут

Как совершается чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами великого множества людей? В Евангелии сегодняшнего дня сказано: «Господь увидел их и сжалился над ними, и исцелил больных их». Не пропустим этого слова «сжалился». Мы должны воспринять это слово во всей его глубине. Христово милосердие - это не только доброта, которая прощает, но также сострадание, которое участвует в страдании других. Господь не мог видеть кого-либо страдающим, не будучи Сам поражен этим страданием, как мать при виде страдания своего ребенка. В дневниках преподобного Силуана Афонского мы читаем: «Как страдает мой мальчик! - восклицает мать. - Я дала бы все свое тело изрезать на куски, только бы он исцелился». А Христос имеет такую же и несравненно большую жалость по отношению к каждому человеку. Если бы могли видеть Христа, Который «сжалился», - Его глаза, Его лицо, движение Его руки, - услышать интонацию голоса, исполненного любви! Потому что и ныне у Спасителя те же чувствования ко всем нам.

«Позде же бывшу, приступили к Нему ученики Его». «Позде же бывшу» - это буквально те же самые слова, которыми Евангелие от Матфея вводит нас в Тайную Вечерю (Мф. 26, 20) и в погребение Господа (Мф. 27, 57). У первых христиан был обычай совершать Евхаристию ночью (как это делаем сегодня мы в самые главные праздники - в Рождество Христово и Пасху). В этом есть некий символ - Евхаристия открывается нам таинством нашего уединения с Господом и Его учениками, подкреплением на дальнейший путь, манной, сшедшей с небес, как говорит об этом событии Евангелие от Иоанна. Это также таинство нашей ночи, когда таинственный свет просвещает нашу тьму.

«Приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Таково чисто человеческое решение - по-человечески рассудительное. Во время служения Христа ученики Его обыкновенно заботились о поиске пищи с наступлением вечера. И сейчас они предлагают то же самое. Но Господь видит дальше. За трапезой в пустыне присутствует тайна: недостаточно материально накормить народ, не утолив его более глубокий голод, - не хлебом единым жив человек! Толпы народа бегут за Христом прежде всего не для того, чтобы насытиться, а потому что чувствуют силу, исходящую от Него. Они алчут и жаждут Бога. Они алчут и жаждут Спасителя! И никакой хлеб, купленный здесь или в других селениях, не сможет насытить их.

«Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы». Ученики Христовы не могут не вызвать у нас сочувствия. Они знают, что надо делать, но у них нет возможности это сделать. Чаще всего мы бываем точно в таком же положении. То, чем они располагают, - смешно: пять хлебов и две рыбы. Господь сказал: «Принесите их Мне сюда». Он мог обойтись и без этих их бедных запасов. Но Бог нуждается в нас. В том, чтобы мы положили наши бедные человеческие средства в руки Господни. Легко и радостно представить эти пять хлебцев и эти две маленькие рыбки в руках нашего Господа.

«И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу». Те же самые глаголы «благословил и, преломив, дал» употреблены в Евангелии при описании действия Господа на Тайной Вечери в Сионской горнице. Никакое событие в жизни Спасителя прежде Его Крестных Страданий не было столь значительным. Евангелие дает шесть повествований о чудесном умножении хлебов. Мы знаем, какое место с самого начала занимала Евхаристия в жизни Церкви, и потому не удивляемся, что так выделено в Евангелии это чудо. Никогда не совершалась трапеза в богоизбранном народе без «благословения хлебов» - без действия благодати Божией. А слово «евхаристия» в переводе с греческого и означает действие благодати, благодарение, дарение блага, сходящего свыше. И мы за каждой нашей трапезой произносим молитву благословения и благодарим Превечного Господа, питающего все Свои создания и Своей великой благостью дающего нам жить.

Пища, которую мы вкушаем, - плод земли и человеческого труда. Но, прежде всего, она - дар Божий. Пшеничное зерно никогда не стало бы колосом, если бы Бог не дал ему силу роста. Наши технические цивилизации приближают мир к концу, потому что забывают эту элементарную истину. Что может быть естественней, чем держать кусок хлеба в руке, чтобы утолить свой голод, и благодарить за это Господа! Вольно или невольно мы все более понимаем, что никакого человеческого труда, увы, недостаточно, чтобы накормить всех людей, и что наши технические достижения вместо помощи в материальном могут становиться орудием уничтожения материального, в том числе, самого необходимого. Материализм без Бога - коммунизм и антикоммунизм, Восток и Запад, - отказываясь от благословения, все более становится разрушителем и человеческого достоинства. Мы знаем пророчества святых о последних временах, когда будет необыкновенное развитие вещественного и нечего будет есть. Господь снова и снова напоминает нам, что наша каждодневная пища, в конце концов, - только дар, и мы, что бы ни предпринимали, не получим его, пока не научимся не одними устами произносить слова молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Христос «дал хлебы ученикам, а ученики народу». Все святые отцы подчеркивают здесь роль учеников. Перед нами - настоящее богослужение, литургия, где апостолы служат более чем просто распределителями. Они участвуют в самом деле Спасителя. И делают все, как Он. Они являются своего рода посредниками между Господом и народом. Они совершают то, что один Христос может совершить, и то, что Он совершает через них. В этом - служение священников. Их служение «преломления хлеба» - дар, принятый Христом от Отца Небесного и потому превосходящий коренным образом власть собрания царственного священства.

«И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей». Это изобилие плодов земных, избыточествующая пища - одно из знамений, возвещенных в псалмах и пророках о мессианских временах, о тайне будущего века. Эта страница Евангелия должна заставить всех нас серьезно задуматься. Мы знаем, что Христос одним щедрым движением руки мог бы в один день уничтожить великое несчастье голода в мире. Но не исключительное чудо имеет здесь цену, а знамение, которое сотворил Господь. И это есть любовь Его, охваченность жалостью к людям. Точно так же каждая литургия направляет нас к деланию разделения с другими людьми того, что мы получили. Иисус Христос - Хлеб ломимый, Хлеб разделяемый для нового мира в тайне Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Серёга Чудиса:

«Священники ничего не "преломляют", а только раздают уже "преломлённый" Господом хлеб жаждущим насытиться.» Ты, Чудиса, хотя бы чин литургии Иоанна Златоуста посмотри.
М.Яблоков / 22.07.2018, 15:39

1. «Господь увидел их и сжалился над ними»

Христос «дал хлебы ученикам, а ученики народу». Все святые отцы подчеркивают здесь роль учеников. Перед нами - настоящее богослужение, литургия, где апостолы служат более чем просто распределителями. Они участвуют в самом деле Спасителя. И делают все, как Он. Они являются своего рода посредниками между Господом и народом. Они совершают то, что один Христос может совершить, и то, что Он совершает через них. В этом - служение священников. Их служение «преломления хлеба» - дар, принятый Христом от Отца Небесного и потому превосходящий коренным образом власть собрания царственного священства. Священники ничего не "преломляют", а только раздают уже "преломлённый" Господом хлеб жаждущим насытиться.
Серёга Чудиса / 22.07.2018, 14:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06