18 июля 2018 г. в Казани в кинотеатре «Синема 5» (ТЦ «Парк Хаус») состоялся премьерный показ полноформатной документальной ленты «Осанна», посвящённой духовной жизни и трагической судьбе святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (урождённой Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадтской) (1864 - 1918) - сестры Российской императрицы Александры Фёдоровны и супруги (вдовы) Великого князя Сергея Александровича.
Премьера фильма, снятого по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) и начинающегося с его вступительного слова на фоне возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря, прошла в столетнюю годовщину зверского убийства большевиками в Алапаевске членов Царского дома Романовых и близких им лиц. По словам его создателей, в этот же день фильм был показан в самом Алапаевске и Екатеринбурге, после чего его покажут в Москве, а также на телеканалах «ТНВ» («Татарстан - Новый Век»), «Спас» и «Союз».
Как сообщается на Информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане», над творческим проектом, осуществлённым при финансовой поддержке казанского благотворителя Андрея Колмакова, работала съёмочная группа под руководством режиссёра Алексея Барыкина.
«В течение года, - отмечается далее, - съёмки проходили в Иерусалиме, Дармштадте, Висбадене, Казани, Москве, Екатеринбурге и Алапаевске. Специально для постановочных кадров в кинопавильоне Казанского государственного института культуры были выстроены исторические декорации с подлинным реквизитом того времени, пошиты костюмы по эскизам художника Михаила Нестерова. Консультантом в Татарстане выступил первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев)».
Главные роли в картине исполнили известные отечественные актёры - Александр Михайлов, Андрей Мерзликин и Илзе Лиепа, представляющие трёх рассказчиков - соответственно, «светлого», «тёмного» и «чувственного», которые достаточно убедительно справились со своей миссией. Как, в частности, отмечает журналист Деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес Online» Олег Платонов: «Кино смотрится на одном дыхании. Эффект этот во многом достигается за счёт документальности и художественного изложения. Никаких тебе скучных "говорящих" голов уважаемых экспертов, всё на основе фотографий, документов и редких кадров кинематографии, права на которые находятся в открытом доступе. Однако, саму "картинку" тех лет оказалось найти не так-то и просто».
Фильм «Осанна», снятый к столетию мученической кончины Царской семьи и кровавой расправы над членами династии Романовых, стал своего рода документальным ответом на скандальную художественную ленту «Матильда» режиссёра Алексея Учителя, кощунственным образом эксплуатирующим тему личной жизни императора-страстотерпца Николая II Александровича.
Залы, где проходила премьера «Осанны», были переполнены людьми, среди которых выделялись представители духовенства, государственной и муниципальной власти, бизнеса, творческой интеллигенции, учащиеся Казанской православной духовной семинарии, Казанского государственного института культуры (КГИК) и других вузов, кинематографисты и многочисленные журналисты. Следует особо отметить при этом, что премьеру и дальнейший показ фильма решено было сделать бесплатным, в чём заключается принципиальная позиция его создателей.
Перед началом фильма к собравшимся обратились - в одном зале (где присутствовали, главным образом, специально приглашённые гости) - Глава Татарстанской митрополии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в другом - наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский).
Местный архиерей также заключил показ картины, обратившись к присутствующим прямо из погружённого в темноту зрительного зала. Охарактеризовав в самых превосходных словах святой подвиг преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, высокодуховное содержание творческого проекта и документальной ленты «Осанна», он подчеркнул, что это: «Фильм, который создавался не умозрительно, а с участием сердца».
При этом митрополит Феофан (Ашурков) отметил, что такие фильмы являются одновременно «и предостерегающими, и призывающими», а также поблагодарил создателей «Осанны» за их «подвиг, жертвенность, настойчивость и прекрасную режиссуру», особо отметив роль находившегося рядом с ним благотворителя Андрея Колмакова. Одновременно он пообещал приложить все усилия для того, чтобы эта картина была показана на центральных и республиканских телеканалах, и выразил желание, чтобы её зрителями стали как можно больше молодых людей.
Вслед за этим режиссёром Алексеем Барыкиным на сцену была приглашены члены съёмочной группы фильма, в большинстве своём состоящей из студентов и преподавателей КГИК, ректор которой - доктор исторических наук Р.Р. Юсупов - также присутствовал на премьере. Собравшиеся тепло приветствовали всех, кто был причастен к его созданию.
Примечательно также, что в «Осанне» заметно выделяется «казанская составляющая»: рассказывается о посещении Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной святых мест города и губернии, её заботах об обустройстве пещерного храма собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря - на месте, где, как считается, был явлен чудотворный образ. Часть съёмок проходила в интерьерах Крестовоздвиженского собора обители, где пребывает «Ватиканский» список Казанской иконы Богородицы, рядом с возрождаемым собором Казанской иконы Божией Матери.
К сожалению, в рассказе о них не обошлось без досадных неточностей. Так, в фильме прозвучало, что монастырь был разрушен в 1931 г., хотя известно, что собор Казанской иконы Божией Матери был «разобран» в 1932 г., и только позже была уничтожена колокольня и ряд других монастырских построек. Однако это обстоятельство, безусловно, нисколько не портит общего благоприятного впечатления о фильме «Осанна».
Лада Алексеева, студентка Казанского (Приволжского) федерального университета (Институт филологии и межкультурных коммуникаций)
Фото автора