Ровно век назад в ночь с 16 на 17 июля 1918 года было свершено одно из самых страшных преступлений в истории - убийство Царской Семьи. По Промыслу Божию, Царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.
В конце апреля 1918 года августейших узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них Русской Голгофой. Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли глубокие нравственные и физические страдания, но они переносили их с беззлобием и всепрощением. Государыня Александра Феодоровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: «Укоряемы - благословляйте, гонимы - терпите, хулимы - утешайтесь, злословимы - радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется».
Символична дата изуверского убийства - 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и самодержавия основой государственности Святой Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики также убили его самым жестоким образом.
В дни столетия страшных событий очень важно помнить жертвенный подвиг, который совершил Николай Второй вместе со Своею Семьей - подвиг служения своему народу на пороге смерти. Поэтому он является настоящим хозяином Земли русской, ее молитвенником и заступником. С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Будучи сам глубоко верующим человеком, он ревностно заботился о духовном просвещении и благополучии своего народа, сознавал назревающие опасности еще задолго до начала Первой Мировой войны и считал важным возвращение России к духовным началам Святой Руси.
И сегодня особенно несправедливо звучит столь часто и легкомысленно произносимый упрек Государю в том, что он отрекся от власти. Понимая, насколько глубоко русский народ, особенно в высшем «интеллигентствующем» его сословии, отошел от истин Православной веры и насколько погружен в западнические настроения, Николай II предпочел заточение участию в братоубийственной войне и беззаконии. В тот роковой день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со скипетром и державою в руках. Пречистая Богородица приняла на Себя бремя царской власти над народом России.
Начался крестный путь Царской Семьи на Голгофу. Она всецело предала себя в руки Господа. «Все в воле Божией,- говорил Государь в трудные минуты жизни,- уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее». Как верующий человек он знал, что нет более высокой, благородной цели, чем отдать жизнь за други своя. Блаженная старица Паша Саровская предсказала Государю и его семье трагическую гибель. А когда он уходил от старицы, спросила его уже не как царя, а как человека - хочешь спастись сам, спасти свою семью - или спасти Россию? И продолжила - ты можешь спастись, ты царь и имеешь на это право, но тогда Россия погибнет. Для спасения России ты должен оставить престол. Впоследствии Царь скажет: «Если для спасения России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»
Царская семья сознавала приближение смерти. В те дни великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». Не имея возможности предотвратить земные беды, обрушившиеся на Отечество, Государь и члены Его Семьи отдали жизнь ради того, чтобы Россия не погибла до конца.
Вскоре после революции митрополиту Московскому Макарию было видение Государя, стоящего рядом с Христом. Спаситель сказал царю: «Видишь, в Моих руках две чаши - вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, - для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу. Спаситель вынул из нее раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал как светлый дух... И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».
Святые Царственные мученики были канонизированы Русской Православной Церковью в 2000 году. И сегодня, несмотря на все силы зла, стремящиеся погубить нас, Россия живет. Это происходит не столько по молитвам ныне живущих, сколько по молитвам прошлых поколений - наших святых, мучеников. Наши корни не столько на земле, сколько на небесах - в лице сонма русских святых и праведников, преподобных, мучеников... и не дай Бог нам отпасть от этой живительной силы. Тогда мы погибнем как Великий народ и как Великая цивилизация. Мы должны молиться нашим святым, просить у них заступничества и покровительства в неравном бою с силами зла. И в делах наших повседневных не плошать!
Говорят, что история учит тому, что она ничему не учит. На мой взгляд - это неправильное выражение. Вопрос в том, насколько прилежными оказываются ученики. Для того чтобы предотвратить повторение трагических событий столетней давности, мы должны, обязаны с полной ответственностью отнестись к разрешению тех проблем, которые существуют в современной России. Где выход из этого положения? В покаянии за нарушение клятвы перед Богом на верность Царю и Отечеству. «Если не будет покаяния у русских людей - конец мира близок», - говорит нам ещё одно пророчество Иоанна Кронштадтского.
Повинен ли весь русский народ в грехе цареубийства? Думаю, что грех несет на себе в первую очередь образованное сословие, та российская «полуинтеллигенция», которая почти с середины 18 века колебала и сотрясала алтарь и трон. Главный грех - это прямое или косвенное соучастие в революционных событиях 1917 года против Богом поставленного Царя и убийстве Царской Семьи в 1918 году, отступничество от православного Самодержавия. «Покаяние, - как говорил святой Архиепископ Серафим (Соболев), - должно состоять в открытом исповедании истины, что одною из основ возрождения России является исконная самодержавная власть Помазанника Божьего».
«Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай», - говорил близкий к нам по времени земной жизни Духоносный Старец Николай Гурьянов. И еще его слова: «С 1918 года нависла тьма над любимой родной Отчизной. Палачи с клеймом проклятия на челе распяли на Кресте Святую Русь, источив Священную Царскую кровь. Зверски умучена вся Святая Царская Семья с верными, не оставившими Их подданными. Враг стал глумиться над Россией, Россией Царей и Христа...». Праведному Старцу Николаю Господь открыл истину о Царе и Его страданиях. Батюшка повторял и плакал: «Как Их мучили! Помните об этом и не забывайте: Царственный Мученик Своими страданиями спас нас. Если бы не муки Царя, России бы не было! Царь очень жалел и любил Россию и спас ее Своими мучениями».
Будем достойны нашего Царя и Царской Семьи!
Константин Геннадьевич Ильин, глава Калязинского района, член ЦС МОО «Русское Собрание»
1. Re: Будем достойны нашего Царя и Царской Семьи!