Завтрашний день

Что означает заповедь не заботиться о нем

В Евангелии говорится – «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). В последнее время эту заповедь стали приводить в пример того, что надо жить сегодняшним днем. Стали оправдывать этой заповедью лозунг современной молодежи - «бери от жизни все». Интернет пестрит материалами с такой трактовкой Божией заповеди. И ладно, если бы это касалось чисто светских сайтов, а то ведь даже некоторые авторитетные православные порталы публикуют схожие с такой трактовкой статьи. Разберем одну, наиболее характерную их них. При этом не буду называть ни портал, ни автора, чтобы не рекламировать их. 

В чем состоит главное удовольствие? Суть статьи, которая меня задела, сводится к следующему. Автор критикует Центробанк, который на своем сайте напечатал некую статью о нерациональном поведении современной молодежи, вернее той ее части, что не копит деньги, не держит их в банке, а тратит на всякие развлечения. Критику этой статьи автор строит на том, что банки, призывая молодежь копить деньги, преследуют корыстную цель, ведь чем больше сбережений находится в банке, тем большую прибыль он получает. А потому, заключает автор, молодежь правильно делает, что не копит. Таким образом она следует Божьей заповеди «не заботьтесь о завтрашнем дне». Копить или не копить – дело личное. А вот прикрываясь Евангельскими словами, настраивать молодежь к получению пусть даже хороших впечатлений (от путешествий, от различных увлечений, и развлечений), живя одним днем, – это дело совсем другое. 

Конечно, безобидные увлечения и развлечения красят нашу жизнь. Здесь не о чем спорить. Однако автор статьи ни слова не говорит, что все увлечения и развлечения не являются для человека сутью жизни. Не говорит о том, что суть жизни – это исполнение человеком своего предназначения, а именно – исполнение самой первой Божией заповеди: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28). И главное удовольствие, увлечение и развлечение – это семья, это дети. Никакие сокровища мира, а тем более увлечения и развлечения не заменят чувство любви, которое складывается в семье – этому учат святые отцы, об этом говорят лучшие философы и писатели – это знают все, кто испытал такое чувство. К этому интуитивно стремится каждый нормальный человек.

Однако в рассматриваемой нами статье, размещенной на известном православном портале, об этом ничего не говорится. Наоборот автор выступает за то, что, если молодой человек хорошо зарабатывает, то нет ничего страшного в том, что он на заработанные деньги получает«качественные впечатления» и совершает путешествия, чтобы «мир посмотреть». А что потом – об этом молчок. А ведь потом, как правило, человек начинает осознавать, что время для создания семьи упущено, потрачено на бездельные развлечения, которые рассеялись «аки дым». А если случится потеря работы, болезнь или еще что-то непредсказуемое? Где взять денежки, чтобы преодолеть возникшие трудности? 

Надо ли заботиться о завтрашнем дне? Что же делать? Вместо путешествий и развлечений – копить деньги? А как же заповедь «Не заботьтесь о завтрашнем дне»? Для начала скажем банальную истину – во всем должна быть золотая середина. Молодежь должна научиться распоряжаться своими заработанными средствами так, чтобы и на развлечения хватало и на «завтрашний день». А если стоит выбор, то от развлечений лучше отказаться и позаботиться о завтрашнем дне. Противоречит ли это Божией заповеди? Нет, не противоречит. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что человек должен делать все, от него зависящее, чтобы у него был запас на завтра. «Когда нужно что-то сделать, - говорил святой старец Паисий Святогорец, - я сначала делаю все по моим силам, что требуется, а потом становлюсь на молитву, воздеваю руки и молюсь о том, чтобы Господь дал то, чего не хватает. Вот самое лучшее попечение, самая лучшая забота о завтрашнем дне». 

Нам, простым смертным, конечно же, не до воздевания рук в молитве. Слабы они, наши молитвы. Потому слова «не заботьтесь о завтрашнем дне» для нас означают простую вещь - не следует чрезмерно думать про «завтра». Золотая середина заключается в простых словах православной поговорки «делай, что можешь делать, а завтра пусть будет то, что будет». Игумен Нектарий (Морозов), рассуждая о рассматриваемой нами заповеди, говорит о том, что человек должен сегодня делать все, от него зависящее, для того, чтобы обеспечить завтрашний день. А в своих расходах следует быть скромным, бережливым.

«Границу между здравым попечением и суетностью, - отмечает отец Нектарий, - не так сложно определить. Все, что здраво, носит конструктивный характер. Когда человек рассчитывает свои силы, средства, обдумывает все обстоятельства и не мечется от этого, а напротив, чувствует себя более спокойно и уверенно, это можно назвать здравой, нормальной заботой. При этом если человек верующий, то он понимает, что его планы могут подкорректироваться в соответствии с волей Божией. 

Но выражение «не заботьтесь о завтрашнем дне» в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Очевидно, что такая подмена понятий может произойти только в сознании человека, который свои представления о том, как правильно прожить эту жизнь, черпает где угодно, но только не в Евангелии».

Замечательные слова. И тем печальнее видеть, что православные порталы публикуют статьи, авторы которых прикрываясь Евангелием, подталкивают молодежь к получению «качественных удовольствий» здесь и сейчас, а не к здравому попечению о завтрашнем дне. К попечению, которое основано на вере в Божий Промысл с расчетом на свои человеческие силы.

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Завтрашний день

Это комм из Пр. ру., кажется... * Алексей 8 апреля 2017, 09:37 Говорят, что из принципа "Наименьшего действия" можно вывести законы Ньютона... * Есть такой "Принцип оптимальности"; Р. Беллмана, если не ошибаюсь: - "Каждый участок оптимальной траектории сам по себе является оптимальной траекторией". * Сравните - "Достаточно для каждого дня своей заботы"; ты сегодняшний день проживи оптимально /в памяти Бога и греха, в смирении.../, а затем завтрашний, который на тот момент станет сегодняшним... И так до конца... Тогда к концу жизни ты удостоишься высшей конечной Цели — стяжания Духа Святого, и с этим Духом перейдешь в жизнь вечную. "А если пал — сошел с опт. траектории жизни — на каждый грех есть покаяние"! * И разве каждое слово, мысль, притча... Нового Завета не есть частное проявление Единого Закона Божиего? ...

Сант / 30.06.2018
Игорь Евсин:
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи автора