«Сербские темы», которые, надеюсь, буду представлять читателям РНЛ каждую неделю, обязательно постараюсь сделать актуальными и информативно насыщенными. Этот текст пишу под ещё свежими впечатлениями о посещении моими русскими друзьями сербской земли, под впечатлениями «Царских дней в Сербии» и конференции о Ясеноваце в Баня-Луке, о которой РНЛ достаточно писала.
Размышления о Ясеноваце всегда обращают нас к вопросу: как такое дикое преступление стало возможным в христианской Европе? И единственным значимым ответом может быть то, что Европа, которая олицетворяет западную цивилизацию, уже тогда перестала быть христианской...
Достаточно бросить взгляд на жизнь и творчество «блаженного» главы так называемой Римско-католической церкви в Хорватии Aлоизия Степинаца и покойного Патриарха Сербского Павла, чтобы понять разрыв между двумя цивилизациями - православной и римско-католической. В то время, когда текли потоки сербской крови, Aлоизий Степинац, «архиепископ геноцида», как его назвал Марко Аурелио Ривели, итальянский историк и сам римо-католик, в письме римскому папе всё это назвал «сербской пропагандой», до конца защищая клеронацисткое государство Независимую державу Хорватскую. А Патриарх Павел на месте страшного страдания в сельской местности Пребиловцы в Герцеговине, говорил сербам, что они должны, прежде всего, «быть людьми», отнюдь не нелюдьми.
Пребиловцы по праву можно назвать «святой деревней», это известный символ страданий сербского народа. Японская газета Asahi Shimbun назвала эту деревню среди четырех самых страдающих деревень мира во Второй мировой войне. Тысячи жителей этой деревни были убиты, там бросали живых детей и их матерей в яму Голубинка. Это произошло 6 августа 1941 года. В том же месяце ещё более 200 человек из этой деревни были убиты. В деревне было около тысячи жителей до Второй мировой войны. Только 172 жителя Пребиловец пережили страдания.
Причем, до 1990 года священникам даже не разрешалось служить панихиды на месте массовых захоронений. Только к пятидесятой годовщине начала страданий сербов в Независимой державе Хорватской, появилась возможность удалить бетонные покрытия с 13 герцеговинских пещер. Были вывезены кости около 4000 сербов, убитых в ходе усташских погромов 1941-1945 годов. Тогда были обнаружены ужасные доказательства пыток: колючая проволока, цепочки с замком, гвозди и т.д.
4 августа 1991 года Патриарх Сербский Павел отслужил панихиду в деревне Пребиловцы перед «Домом культуры» (в котором летом 1941 года усташи устроили свой кровавый пир), и после этого побеседовал с собравшимися людьми об истинном значении страданий. Считаю, что русскому православному читателю будет интересно читатьэтообращениевеликогосербскогоПервоерарха.
Полностью слово Патриарха Павла (видео) можно посмотреть здесь. Я приведу только некоторые цитаты.
Его Святейшество сказал: «Пусть Господь вознаградит души наших братьев и сестер, которые не погибли как преступники, и это единственное реальное утешение. Тот, кто является настоящим человеком, будет пред Богом всегда жив, а нечеловек мертв перед Ним и во время своей жизни в этом мире. Не дай Бог, чтобы мы, их потомки и братья и сестры, не сохранили доброе имя сербское и православное так, как надо, как Господь от нас ожидает. Никогда не бойтесь ничего и никого, кроме Единого Бога Великого... И тому кто боится Бога, нет причин бояться кого-либо или чего-либо, кроме греха и стыда. Не дай Бог этого никому из нас, не дай Бог никому из людей доброй воли. Пусть Господь жалеет души наших погибших. Пусть Господь помогает нам и нашим врагам, чтобы мы были как люди, какими нас хочет видеть Бог и чего Он ожидает от нас».
В продолжение беседы Патриарх Павел рассказал о нескольких удивительных примерах глубоко человеческого отношения сербского православного человека к своим врагам, уделяя особое внимание именно этому, считая, что такое глубоко христианское поведение и удержало нас как христианский народ. «Нам надо не только выжить биологически, надо выжить как люди Божии», - подчеркнул Патриарх Павел.
Свою прекрасную беседу Патриарх закончил так: «Это не просто рыцарство, это не просто умение хорошо себя вести. Это нечто несопоставимо более глубокое. Это то, благодаря чему мы, я считаю, остались до сегодняшнего дня живы перед Богом, живы как народ Божий. Вот и все. <...> От человека не зависит в каком народе он родится, никто не спрашивает его родится он сербом или хорватом, турком или немцем. <...> На нас нет вины быть рожденными в этом народе... Но будем ли мы действовать как люди или как нелюди, это зависит от нас, и это то, чего Бог ожидает от нас. Давайте стараться, чтобы мы всегда были настоящими людьми, никогда не были нелюдьми».
Наверное, русские братья понимают сложность сербско-хорватских отношений. Понимают, что Ватикан через иезуитов подготавливал (и подготавливает) воинствующий католицизм в Польше против русского православного народа, как и воинствующий католицизм в Хорватии против сербского православного народа. И, наверное, русскому православному человеку, как никому другому, понятно и то, что Сербский Патриарх подчеркивает как самую важную задачу и как самый важный смысл бытия своего народа - сохранение православной веры и христианских ценностей в сербском народе...
Ранко Гойкович, публицист, президент «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Всесербского славянского движения», Белград
4. Святейший Патриарх Сербский Павел и Алоизий Степинац
3. Ответ на 1., Виктор Корн:
2. Согласен
1. Разные типы духовности, разные цивилизации