Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 30.05.2018


Ученые-историки и общественные деятели просят убрать в запасники картину Ильи Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына, искажающую историческую правду …

Вчера Замоскворецкий суд Москвы выбрал меру пресечения для Игоря Подпорина, испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее, сообщил корреспондент РИА Новости из зала суда. Обвиняемый пробудет в заключении до 26 июля. Ему грозит до шести лет тюрьмы, а также штраф до шести миллионов рублей. «Действия Подпорина вызвали широкий общественный резонанс и народный протест», - подчеркнул представитель обвинения. Также сообщалось, что Подпорин привлекался к ответственности за хулиганство, когда жил в Узбекистане.

Защита просила для Подпорина домашний арест, так как он признал вину и заявил, что не собирается скрываться от следствия.

Более ста лет назад картина Репина уже подверглась нападению вандала. В 1913 году иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по полотну три удара ножом.

В октябре 2013 года на «Русской народной линии» было опубликовано обращение ученых-историков и общественных деятелей к министру культуры России Мединскому Владимиру Ростиславовичу и директору Государственной Третьяковской галереи Лебедевой Ирине Владимировне с просьбой убрать картину И.Е.Репина об убийстве царем Иваном Грозным своего сына в запасники. 

В связи с выходкой Подпорина в редакцию РНЛ поступило аналогичное обращение, подготовленное Русским культурно-просветительным фондом имени святого Василия Великого, подписанное учеными и видными общественными деятелями и направленное министру культуры России Владимиру Ростиславовичу Мединскому и директору Третьяковской галереи Зельфире Исмаиловне Трегуловой. 

Подписанты напоминают, что 14 июля 2017 года Президент России Владимир Путин в своем выступлении перед сотрудниками Лебединского ГОКа в Белгородской области заявил, что конкуренты России не раз клеветали на нашу страну. Глава государства, в частности, отметил, что Русский Царь Иоанн Грозный не убивал своего сына, а его оклеветал папский нунций Антонио Поссевино из-за того, что Царь не согласился на окатоличивание России и отправил папского посланника восвояси.

К обращению православно-патриотической общественности приложена Историческая справка о смерти Царевича Иоанна Иоанновича 19 ноября 1581 года:

Сюжет картины художника Ильи Репина, названной художником «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», не соответствует исторической действительности. В 1885 году профессор права, Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода Константин Победоносцев назвал картину Ильи Репина фантастической, и не случайно.

Какие-либо объективные исторические свидетельства убийства Царем своего сына по неосторожности или в запальчивости отсутствуют. Среди источников конца XVI века слухи о якобы произошедшем событии содержатся лишь в сочинениях иностранных противников России, в частности папского легата Антонио Поссевино, ссылавшегося на якобы услышанные им сплетни при Дворе. В то же время все летописи той эпохи свидетельствуют о некой тяжелой болезни и смерти Царевича.

В 1903 году видный историк, академик Николай Лихачев опубликовал исследование («Дело о приезде в Москву Антония Поссевино»), подтвердившее отсутствие в первоисточниках каких-либо объективных данных о смерти Царевича Иоанна Иоанновича от ранения головы. Такой же точки зрения в 1922 году в книге «Иван Грозный» придерживался академик, доктор исторических наук Роберт Виппер, ее разделяют ученые конца ХХ века и наши современники: доктор церковной истории Митрополит Иоанн (Снычев), доктор исторических наук профессор И.Я.Фроянов, доктор исторических наук А.Н.Боханов, историки С.В.Фомин, Л.Е.Болотин и другие.

После вскрытии гробницы Царевича Иоанна Иоанновича 23 мая 1963 года группой антропологов во главе с доктором исторических наук Михаилом Герасимовым в 1963-1964 годах была проведена судебно-медицинская экспертиза честных останков Царевича Иоанна. Обнаруженное в останках значительное количество ядовитых веществ, несовместимое с жизнью (содержание солей ртути превышено в десятки раз - до 1333 мкг, мышьяка в несколько раз), а также отсутствие следов крови на волосах Царевича свидетельствует о тяжелом отравлении как о наиболее вероятной причине смерти Царевича Иоанна. Один из выводов судебно-медицинской экспертизы: «Нельзя решить вопрос о достоверности сюжета картины художника И.Е.Репина».

Интересно, что сам художник, рассматривавший эту картину как свой удар по Самодержавию, никогда не настаивал на ее исторической достоверности.

Как в судебной практике, так и в исторической науке действует презумпция невиновности: если не доказано обратное, человек невиновен. На основании совокупности исторических фактов, изложенных в первоисточниках, и современной судебно-медицинской экспертизы можно сделать вывод о смерти Царевича Иоанна Иоанновича не от чьего-либо удара, а от отравления. Таким образом, сюжет картины Ильи Репина недостоверен.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 120

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. Русский Сталинист : Ответ на 18., Lucia:
2018-06-01 в 18:08

в своей феноменальной дурости Да уж куда феноменальней. Ведь посмотрите на себя - из-за какого-то фетиша совсем ослепли,оглохли и бросаетесь на людей.



Я не считаю порядочными людьми тех, кто называет Зою Космодемьянскую "диверсанткой-поджигательницей" и отказывает советским в праве быть русскими и верующими.
Так что не надо плакаться, Вы сами своими мерзопакостными комментариями за гранью сформировали у большинства на этом форуме соответствующее отношение к себе.
Потому Вам и остаётся лишь вопрошать у своего верного пажа-оруженосца Яблокова "Кто же нас тут окружает?!!"
19. СТРОИТЕЛЬ : Русский сталинист
2018-06-01 в 18:03

Утро стрелецкой казни Сурикова - вот гдетподлинная ложь. Как хорошо известно Петр 1 уехал в Великое посольство в возрасте 25 лет, а назад прибыл 40летний мужчина, плохо говоривший по русски и ненавидевший русские обычаи, брил бороды, заставлял носить немецкие платья, внедрял массовое потребление табака и алкоголя. Царевна Софья подняла мятеж против самозванца, но он оказался ловчее. В Европе Пётр подменили другим человеком. А что написал Суриков????
18. Lucia : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2018-06-01 в 17:28

в своей феноменальной дурости



Да уж куда феноменальней. Ведь посмотрите на себя - из-за какого-то фетиша совсем ослепли,оглохли и бросаетесь на людей.
17. Русский Сталинист : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2018-06-01 в 17:17

Весь Мир знает, что за время царствования московского князя Ивана Грозного в России погибло 700000 человек. Уж такие нравы были тогда в Московии.



А ещё весь Мир знает, что за время правления советского диктатора Иосифа Сталина в России погибло 70 000 000 человек. Уж такие нравы были тогда в Совдепии.
Вон, Лукиа не даст соврать.
Прим.: Фанатики, даже если они исповедуют разные взгляды, едины в одном- в своей феноменальной дурости и склонности к неограниченному полёту больной фантазии.
16. Коротков А. В. : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2018-06-01 в 17:09

Весь Мир знает, что за время царствования московского князя Ивана Грозного в России погибло 700000 человек. Уж такие нравы были тогда в Московии.


Не надо преуменьшать. 700000000. Это Всем известно.
15. Русский Сталинист : Ответ на 10., Из народа:
2018-06-01 в 14:59

Как хорошо, что у нас демократия и свобода слова!Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Как плохо, что у нас демократия и свобода слова...В принципе, у нас половину Третьяковки можно убрать в запасники. А вторую половину нужно убрать в запасники, ибо сплошь жидомазня, евротолерантность и русофобия. Заходишь в первые залы - сплошь виды Италии. Зачем нам виды этой католической деградирующей окраины? Идешь мимо Брюллова дальше - Иванов. А зачем нам Иванов? Нам икон хватает. Идешь дальше - вообще сплошь поклеп на русскую действительность: дороги с лужами (чего у нас отродясь не бывало), крестьяне с каким-то барахлом, кочегары немытые, вагоны третьего класса, дети-оборванцы с бочками туда-сюда шастают, у Сурикова - пропаганда раскольничества, у Левитана - омуты какие-то (а там известно кто водится), Врубель вообще ничего не стеснялся - сплошь демонов писал (под конец жизни сошел с ума - и поделом ему, окаянному!). "Крестный ход", "Чаепитие в Мытищах" - без комментариев. Про малевичей-кандинских тоже говорить нечего.Поклеп и русофобия за редчайшими исключениями.Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Так и живем.//Как обычно, словоблудием страдаете,рудовский?Только эта картина вызывает нездоровый ажиотаж, и только на неё из века в век кидаются с ножами и столбиками.Так что Васнецов, Суриков или Левитан здесь ни при чём, не надо переводить стрелки и валить с больной головы на здоровую.Заблуждаетесь, Дмитрий.Правильная позиция «рудовского» - трезвая и отвечает беспристрастному взгляду культурного человека.Картинная галерея, кроме прочего, - это летопись фактических настроений в обществе прошедших эпох и прятать от глаз шедевры – то же самое, что покушаться на них или сжигать архивы по недосмотру.Удаление в запасники шедевра Репина сродни драпировке мавзолея.Требования услужить «слабонервным» имеют чисто политическую подоплёку и рассчитаны на иллюзорные настроения сегодняшнего дня.



Я не отрицаю гениальности Репина, хотя лично мне больше нравятся картины Васнецова и Сурикова, вот где подлинно Русский Дух, впрочем, о вкусах не спорят.
У него есть хорошие картины- "Казаки пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге", по ним какие могут быть претензии?
Но вот эти две картины- "Иван Грозный и сын его Иван" и "Крестный ход в Курской губернии" свидетельствуют, какого духа был его талант, ибо в них, как мне видится, чётко проявилось его отношение к Монархии и к Церкви.
Кстати, кажется, именно у Репина была мистическая черта- все, чьи портреты он рисовал, умирали в короткие сроки.
Незадолго до своего убийства Столыпин позировал Репину.
Возможно, это просто совпадение, а возможно, и нет.
14. Lucia : Ответ на 13., СТРОИТЕЛЬ:
2018-05-31 в 13:37

Весь Мир знает, что за время царствования московского князя Ивана Грозного в России погибло 700000 человек. Уж такие нравы были тогда в Московии.




О, так Вас зовут Мир!
А по батюшке как?
13. СТРОИТЕЛЬ : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-31 в 07:04

Весь Мир знает, что за время царствования московского князя Ивана Грозного в России погибло 700000 человек. Уж такие нравы были тогда в Московии.
12. рудовский : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 23:23

Русский Сталинист
ажиотаж - это два покушения в исполнении каких-то балбесов с разницей в 100 лет?
11. Lucia : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 22:21

Что значит писать такую картину становится понятным, если вспомним признания того же Сурикова. Из них, между прочим, ясно, какое осторожное отношение к изображению смерти, крови должно быть у нормального богобоязненного православного человека:
"Я когда "Стрельцов" писал - ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину. Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Чтобы спокойствие во всем было. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Я сам-то свят, - а вот другие... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. "Утро стрелецких казней": хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь"71.
Совершенно другим был Репин. Человек не просто чужой крови, а еще и другого духа. А дух в художестве много значит. "В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, - считал тот же Суриков, - а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины - угадывание"72. А какая историческая родовая память могла быть у потомка выкреста?..
"Помню "Стрельцов" я уже кончил почти, - продолжал вспоминать Суриков. - Приезжает Илья Ефимович Репин посмотреть и говорит: "Что же это у Вас ни одного казненного нет? Вы бы вот здесь хоть на виселице, на правом плане, повесили бы".
Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, - как увидела, так без чувств и грохнулась.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: "Что Вы, картину всю испортить хотите?" - Да, чтобы я, говорю, так свою душу продал!.. Да разве так можно? Вон у Репина на "Иоанне Грозном" сгусток крови, черный, липкий... Разве это так бывает? Ведь это он только для страху. Она ведь широкой струей течет - алой, светлой. Это только через час так застыть может"73.
Свидетельство, следует признать, весьма сильное. И змей-искуситель во плоти. И знал, что нельзя. И хотелось знать. И о продаже души. Сказано всё прямо, без обиняков, но в то же время деликатно и с искренним раскаянием. Истинно по-русски!
http://www.ic-xc-nik.../2008/oct/n304.html
10. Из народа : Ответ на 8., Русский Сталинист:
2018-05-30 в 20:46

Как хорошо, что у нас демократия и свобода слова!Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Как плохо, что у нас демократия и свобода слова...В принципе, у нас половину Третьяковки можно убрать в запасники. А вторую половину нужно убрать в запасники, ибо сплошь жидомазня, евротолерантность и русофобия. Заходишь в первые залы - сплошь виды Италии. Зачем нам виды этой католической деградирующей окраины? Идешь мимо Брюллова дальше - Иванов. А зачем нам Иванов? Нам икон хватает. Идешь дальше - вообще сплошь поклеп на русскую действительность: дороги с лужами (чего у нас отродясь не бывало), крестьяне с каким-то барахлом, кочегары немытые, вагоны третьего класса, дети-оборванцы с бочками туда-сюда шастают, у Сурикова - пропаганда раскольничества, у Левитана - омуты какие-то (а там известно кто водится), Врубель вообще ничего не стеснялся - сплошь демонов писал (под конец жизни сошел с ума - и поделом ему, окаянному!). "Крестный ход", "Чаепитие в Мытищах" - без комментариев. Про малевичей-кандинских тоже говорить нечего.Поклеп и русофобия за редчайшими исключениями.Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Так и живем.
//
Как обычно, словоблудием страдаете,
рудовский?Только эта картина вызывает нездоровый ажиотаж, и только на неё из века в век кидаются с ножами и столбиками.Так что Васнецов, Суриков или Левитан здесь ни при чём, не надо переводить стрелки и валить с больной головы на здоровую.


Заблуждаетесь, Дмитрий.
Правильная позиция «рудовского» - трезвая и отвечает беспристрастному взгляду культурного человека.
Картинная галерея, кроме прочего, - это летопись фактических настроений в обществе прошедших эпох и прятать от глаз шедевры – то же самое, что покушаться на них или сжигать архивы по недосмотру.
Удаление в запасники шедевра Репина сродни драпировке мавзолея.
Требования услужить «слабонервным» имеют чисто политическую подоплёку и рассчитаны на иллюзорные настроения сегодняшнего дня.
9. Из народа : Ответ на 7., Русский Сталинист:
2018-05-30 в 18:55

Ибо не надо врать.Врать нельзя.Возвратить картину после реставрации на место.Снабдить табличкой: "Сюжет - враньё, но Репин - гений".И вооружённую охрану в виде пенсионерки МВД.Не жалко пенсионерку?Или искусство требует жертв?)


Жертвы, разумеется, будут.
Но пенсионерка не пострадает.
Наш пенсионер на форуме из гаджетов ведёт прицельную стрельбу на убой.
8. Русский Сталинист : Ответ на 5., рудовский:
2018-05-30 в 18:38

Как хорошо, что у нас демократия и свобода слова!Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Как плохо, что у нас демократия и свобода слова...В принципе, у нас половину Третьяковки можно убрать в запасники. А вторую половину нужно убрать в запасники, ибо сплошь жидомазня, евротолерантность и русофобия. Заходишь в первые залы - сплошь виды Италии. Зачем нам виды этой католической деградирующей окраины? Идешь мимо Брюллова дальше - Иванов. А зачем нам Иванов? Нам икон хватает. Идешь дальше - вообще сплошь поклеп на русскую действительность: дороги с лужами (чего у нас отродясь не бывало), крестьяне с каким-то барахлом, кочегары немытые, вагоны третьего класса, дети-оборванцы с бочками туда-сюда шастают, у Сурикова - пропаганда раскольничества, у Левитана - омуты какие-то (а там известно кто водится), Врубель вообще ничего не стеснялся - сплошь демонов писал (под конец жизни сошел с ума - и поделом ему, окаянному!). "Крестный ход", "Чаепитие в Мытищах" - без комментариев. Про малевичей-кандинских тоже говорить нечего.Поклеп и русофобия за редчайшими исключениями.Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.Так и живем.



Как обычно, словоблудием страдаете, рудовский?
Только эта картина вызывает нездоровый ажиотаж, и только на неё из века в век кидаются с ножами и столбиками.
Так что Васнецов, Суриков или Левитан здесь ни при чём, не надо переводить стрелки и валить с больной головы на здоровую.
7. Русский Сталинист : Ответ на 3., Из народа:
2018-05-30 в 17:52

Ибо не надо врать.Врать нельзя.Возвратить картину после реставрации на место.Снабдить табличкой: "Сюжет - враньё, но Репин - гений".И вооружённую охрану в виде пенсионерки МВД.



Не жалко пенсионерку?
Или искусство требует жертв?)
6. СТРОИТЕЛЬ : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 17:26

Все ценные предметы искусства нужно хранить в специальных бункерах для будущих поколений. А то останутся одни черепки как в Ниневии. Для народа подойдут копии и просто репродукции, то могут рвать и топтать сколько хотят. А все ценное надо спрятать и поглубже для потомков. Вот на плато Гиза говорят есть какие-то секретные камеры, где египтяне спрятали ценные вещи, так про то нам и знать не надо. Пройдёт время и все откроется. И русское искусство надо хранить в глубоких бункерах для будущих поколений.
5. рудовский : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 13:40

Как хорошо, что у нас демократия и свобода слова!
Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.
Как плохо, что у нас демократия и свобода слова...

В принципе, у нас половину Третьяковки можно убрать в запасники. А вторую половину нужно убрать в запасники, ибо сплошь жидомазня, евротолерантность и русофобия. Заходишь в первые залы - сплошь виды Италии. Зачем нам виды этой католической деградирующей окраины? Идешь мимо Брюллова дальше - Иванов. А зачем нам Иванов? Нам икон хватает. Идешь дальше - вообще сплошь поклеп на русскую действительность: дороги с лужами (чего у нас отродясь не бывало), крестьяне с каким-то барахлом, кочегары немытые, вагоны третьего класса, дети-оборванцы с бочками туда-сюда шастают, у Сурикова - пропаганда раскольничества, у Левитана - омуты какие-то (а там известно кто водится), Врубель вообще ничего не стеснялся - сплошь демонов писал (под конец жизни сошел с ума - и поделом ему, окаянному!). "Крестный ход", "Чаепитие в Мытищах" - без комментариев. Про малевичей-кандинских тоже говорить нечего.
Поклеп и русофобия за редчайшими исключениями.

Каждый серьезный человек может высказаться. Каждый клоун может высказаться. Каждый умный человек может высказаться. Каждый тупица может высказаться.
Так и живем.
4. Андрей Козлов : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 13:32

Предлагаю убрать в запасники памятник графу Суворову с Марсового поля в Питере.
«Памятник представляет собой бронзовую фигуру фельдмаршала в аллегорическом облике бога войны Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой. Щитом с русским гербом полководец закрывает жертвенник, где лежат папская тиара и неаполитанская и сардинская короны. Фигура облачена в древнегреческую одежду, она не имеет прямого портретного сходства с А. В. Суворовым, а воссоздает героический образ прославленного полководца.» (цитата из «Питерский двор» — путеводитель по Санкт-Петербургу).
Таким образом, сюжет памятника М.И.Козловского под архитектурным руководством К.И.Росси недостоверен.
3. Из народа : Ответ на 1., Русский Сталинист:
2018-05-30 в 13:29

Ибо не надо врать.


Врать нельзя.
Возвратить картину после реставрации на место.
Снабдить табличкой: "Сюжет - враньё, но Репин - гений".
И вооружённую охрану в виде пенсионерки МВД.
2. Lucia : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 13:12

Репин чудовище

//ruskline.ru/m...2009/08/06/repin-h/
1. Русский Сталинист : Re: «Художник рассматривал эту картину как свой удар по Самодержавию»
2018-05-30 в 12:40

Действительно, лучше всего было бы её убрать.
Но ведь не уберут.

Кстати, никого ведь не оскорбляет картина Ге "Пётр Первый допрашивает царевича Алексея", никто на неё ни сто лет назад, ни сегодня не кидается.
А почему?
Да потому, что она основана на реальном достоверном историческом событии- допросе Петром Великим своего сына.
Но вот если бы он написал картину "Пётр Первый истязает царевича Алексея в казематах Петропавловской крепости", реакция была бы аналогичной.
Ибо не надо врать.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме