В городе Болхове Орловской области действует Православная гимназия-пансион во имя преподобного Сергия Радонежского. Учреждение открыто в 2014 году по благословению духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиигумена Илии (Ноздрина).
Учредителем стал Болховский Оптин женский монастырь.
В настоящее время гимназия столкнулась с серьезнейшими финансовыми проблемами. Об этом рассказала в интервью «Русской народной линии» директор учебного заведения Виктория Викторовна Елисеева:
Как возникла идея создания гимназии?
Когда я столкнулась с проблемами воспитания двух своих усыновленных детей, вошедших в подростковый возраст, то, уже имея на тот момент определенное положение в жизни — у меня было два высших образования и я работала финансистом, — мне пришлось получать новые знания. Я стала изучать психологию и педагогику. Так я получила третье высшее образование в Государственном педагогическом университете, позволившее мне разобраться в проблеме. Есть дети, которым государство уделяет много времени, а опекуны и семьи-усыновители берут на себя ответственность за их воспитание. Кто сталкивался с этой проблемой, тот знает — кажется, что все делаешь для детей, которых усыновил или взял опеку, любишь их, как родных, применяешь те же самые методы воспитания, они находятся в той же самой среде, в которой воспитывались и благополучные родные дети, и вдруг, к подростковому возрасту, эти ангелы начинают превращаться в демонов. Подобное происходит и в биологических семьях, но если вы поговорите с семьями опекунов и усыновителей, вы увидите, что 99,9% таких семей сталкиваются с такой проблемой.
Когда я начала разбираться с этой ситуацией, оказалось, что не все просто. Мы попытались сделать уникальный проект, который поддержала матушка Евфалия, игумения Болховского Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря, который является нашим учредителем. Она поддержала идею, а батюшка Илий (Ноздрин) благословил нас пойти этим путем. Нас также благословил митрополит Орловский и Болховский Антоний (Черемисов). Все понимали, что в этом деле надо разбираться и что-то надо делать. Путь этот новый.
Когда это происходило?
В марте 2015 года я приехала в Болхов. Годом ранее гимназия была юридически зарегистрирована. 4 ноября 2015 года мы запустили этот проект со второй четверти учебного года.
В реализации нашего проекта участвовал бывший глава Болховского района Дорофеев Михаил Леонидович, который затем ушел с административной должности, постригся в монахи и через некоторое время скончался уже как монах Мирослав. Его дочь многие годы работала в прокуратуре и занималась неблагополучными семьями и социально-неблагополучными детьми. Она видела, что меры государственного порядка неэффективны в том плане, что неблагополучные семьи: и бабушки, и мамы из года в год стояли на учете и ничего не менялось ни в структуре семьи, ни в социальном статусе. Семьи гибли в алкоголе, а дети повторяли судьбу своих родителей.
Нами был начертан следующий путь: мы выступаем против ювенальных технологий, не позволяя разрывать родительско-детские отношения, отнимать детей у опустившихся родителей и отдавать их в казенные учреждения, тем самым еще более травмируя детскую психику. А психика таких детей итак болезненная и травмированная, ибо сложно ребенку находиться и воспитываться в асоциальной семье. Но даже такие родители дороги для них, поэтому разрывать эти отношения — значит усугублять детскую травму, которая в свое время себя проявит. Мы решили пойти по пути исправления этих семей и, соответственно, вытягивания детей из этой ситуации, их оздоровления с помощью духовного наставничества и серьезной психотерапевтической работы. Мы создали приют семейного типа с семейным подходом во взаимоотношениях. Мы понимали, что гимназия не должна стать для них ни тюрьмой, ни казармой, в противном случае они будут травмированы еще более. Так мы начали этот сложный путь.
В первое время в гимназии было всего 11 детишек, потом к нам стали обращаться все больше и больше людей. Батюшка Илий попросил никому не отказывать. Мы никогда не делали себе рекламу. Батюшка Илий отправлял к нам детей. Заработало «сарафанное радио». Люди, столкнувшиеся с теми проблемами, которые мы пытаемся разрешать, поверили в нас. На сегодняшний момент в гимназии 37 детей, большего количества вместить просто невозможно.
Коллектив гимназии подвижнически занимается этим делом. И этот труд дает неплохие результаты!
В Вашей гимназии дети не только учатся, но и живут?
Совершенно верно. Пока обучение идет только в начальной школе. Из-за материальных ограничений мы еще не смогли построить среднюю школу. Но проект уже разработан.
У вас платное обучение?
Никакой платы мы не берем. Мы помогаем детям и их семьям в беде. Дело в том, что у таких родителей иногда даже нет ста рублей, чтобы приехать в гимназию повидать детей. Какая плата? Мы имеет дело с социально-опустившимися семьями по разным причинам. По причине алкоголизации родителей, по причине бедности, допустим, отец бросил большую многодетную семью, а мать не справляется. Бывает беда приходит в семью: мать заболела, отец заболел, детям некуда деться. Бывает, что отца посадили в тюрьму, а мать не справляется с детьми.
В гимназии 37 человек, из них есть братики и сестрички, наверное, 25 семей. И каждый случай уникален. За каждой семьей своя беда, неповторимая человеческая трагедия.
Откуда же берутся деньги? Ведь содержание гимназии-пансионата, наверняка, очень дорого.
Батюшка Илий поручил своему духовному чаду, бизнесмену, человеку достаточно обеспеченному, занимающемуся сельским хозяйством, нас обеспечивать. Таково его послушание.
В связи с этим вспоминается заявление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению: «Мы долго старались на разных уровнях убедить власть имущих в том, что необходимо демонополизировать социальную работу, при том что с государством все равно конкурировать невозможно и государство еще долгие годы будет нести на себе главную ответственность за решение социальных вопросов, — да так и должно быть в социально ориентированном государстве. Но нельзя было игнорировать тот потенциал, который существует в добровольческих движениях, в разного рода НКО и, наконец, в Русской Православной Церкви и в других традиционных религиозных общинах России».
Помогает ли вам государство? Поддерживает ли вашу деятельность?
Спасибо за вопрос. Действительно, мы прошли очень сложный процесс аккредитации и лицензирования. Государство выделает средства на образовательный процесс. Это достаточно большая сумма — полмиллиона рублей на зарплату и налоги. Месячная смета гимназии составляет один миллион рублей. Государство принимает участие в нашем проекте на 50%. Так обстоит дело последние полтора года. Действительно, государство помогает, но наш проект не только образовательный, но и социальный. Детей нужно еще и кормить, одевать и обувать, надо поддерживать их существование не только в образовательном направлении, но и в развивающем и т.д.
Я пыталась выйти на социальные органы Орловской области. Пока к нам никто не приехал и нас никто не услышал, что можно организовать государственное частное партнерство. У нас есть кризисный центр доверия, куда как в перевалочный пункт принимают детей как в гостинице, когда что-то происходит, не занимаясь непосредственно оздоровлением семьи. На центр выделяются хорошие государственные средства. Контингент на сегодняшний день около 10 человек. Там хорошая материальная база.
На гимназию же, к сожалению, в социальном плане не обратили внимание. У нас проживает 37 детей, мы поддерживаем их семьи, оздоравливаем их, но, к сожалению, это направление еще не решено. Мне никак не достучаться до областных социальных органов.
Государственные органы не только обязаны помогать таким проектам. Они должны гордиться тем, что в их области есть подобная гимназия. Ваше заведение должно быть предметом гордости Орловского губернатора.
Увы, пока это не так. У нас появился новый губернатор, у которого, видно, много других вопросов. Ему, видимо, некогда заниматься нашей гимназией.
Судя по фотографиям на сайте гимназии, дети участвуют в конкурсах…
Они живут насыщенной культурной жизнью, ходят в музыкальные школы, в дома творчества, занимаются танцами и ремеслами, смотря по талантам. У нас двери открыты, у нас не закрытое учреждение интернатного типа. Дети чувствуют себя, как дома, как в семье, поэтому проблемы возникают тоже, как в семье. В том числе и финансовые…
А как кстати обстоит дело с финансовым состоянием гимназии?
На сегодняшний момент у нас нет своей собственной кухни. Еда закупается в единственном для этого аккредитованном заведении города Болхова. Нас неплохо кормят, но это достаточно дорогостоящее удовольствие. За питание образовался долг в 1,5 миллиона рублей. Соответственно, тот предприниматель, который нас кормит, уже не способен дальше кормить нас при такой задолженности. Он просит погасить задолженность, чтобы продолжать наши взаимоотношения. У моего единственного попечителя, кто обеспечивал мне эту возможность, начинается страда. Аграрии берут кредиты для того, чтобы сеять. Сейчас он не может помочь нам ничем.
Мы находимся на грани банкротства. Если нам откажут в питании, я не буду способна рассчитаться по долгам — тогда придется закрыть гимназию. И мы можем потерять лицензию, которую с таким трудом получили. Дети уйдут в ту пагубную среду, из которой пришли. Некоторым даже и идти некуда, столь плохие социальные условия. Многих это повергнет в социальный кризис. Такая перспектива пугает.
Хотелось бы обратить внимание общественности на бедственное положение, в котором оказалась наша гимназия. Может быть, кто-то поможет погасить нашу задолженность.
Наши реквизиты:
3. Re: «Мы находимся на грани банкротства»
2. Re: «Мы находимся на грани банкротства»
1. Re: «Мы находимся на грани банкротства»