Патриарх Кирилл: «Опыт исповедничества сближает наши Церкви»

Предстоятель Русской Церкви совершает визит в Албанскую Православную Церковь

Новости Москвы 
0
316
Время на чтение 12 минут
В субботу, 28 апреля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в столицу Албании Тирану, сообщает Патриархия.ru.

В аэропорту имени Матери Терезы Предстоятеля Русской Православной Церкви встретили Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий и члены Священного Синода Албанской Православной Церкви, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Албания В.Р.Карпушин и другие официальные лица.

Далее Предстоятель Русской Церкви отслужил молебен в Воскресенском кафедральном соборе города Тираны.

По окончании молебного пения со словами пасхального приветствия на трех языках к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Архиепископ Анастасий.

«С пасхальной радостью, глубочайшим почтением и братской любовью мы принимаем Вас, Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в кафедральном соборе Воскресения Христова, в сердце Албанской столицы словами: "Благословен грядый во имя Господне", — сказал Архиепископ Анастасий. — В этот раз Вы впервые приезжаете в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви, которая в предыдущем столетии прошла сквозь огонь и воду, и Господь вывел ее к отраде, к новому периоду расцвета. Несколько месяцев назад, в ноябре 2017 года, в Москве, мы отмечали столетие с момента начала страшного антирелигиозного гонения, которое потрясло вселенную. Еще молодым человеком я с волнением и глубоким восхищением наблюдал за героизмом православных священнослужителей и мирян, явленным ими во время безжалостных атеистических гонений в Советском Союзе».

«Вам, дражайший Святейший Собрат, в свои детские и юношеские годы пришлось пройти через многообразные испытания антирелигиозной бури, которые Вы выдержали, благодаря живой вере и стойкости, заложенной в духовной ДНК Вашей благочестивой семьи. Вы с энтузиазмом смело решили посвятить себя Церкви», — подчеркнул Архиепископ Анастасий, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу.

Он напомнил о том, что Албанская Православная Церковь также пережила тяжелейшие гонения в XX веке. «Начиная с 1968 года, случилось нечто уникальное в мировой истории: официально в Конституции Албания провозглашалась абсолютно атеистическим государством, где самым насильственным и жесточайшим образом религиозная вера была похоронена на целых двадцать три года. В 1980-х годах все, кто наблюдал за происходящим, приходили к заключению, что Албанская Церковь окончательно исчезла с карты. Но, слава Богу, с 1991 года мы живем с дыханием и радостью Воскресения. Весьма широко известен тот факт, что Православная Автокефальная Албанская Церковь, восстановленная на единственно твердом основании, которым является Христос, продолжает развиваться в лучах пасхального света», — подчеркнул Архиепископ Тиранский и всей Албании.

«С чувствами вседушевной братской любви и глубочайшего почтения мы встречаем Вас сегодня, Святейший Собрат, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и из глубины души желаем, чтобы молитвами и вдохновением святого Кирилла, имя которого носите, Вы продолжали свое церковное служение, опираясь на его богодвижимую премудрость и мечты. В Троице славимый Бог пусть дарует Вам многие лета жизни, здравие, пламенную веру и крестовоскресный образ мыслей, чтобы, водимый Святым Духом, Вы вели бы благочестивый русский народ к постоянному духовному плодоношению, излучая в современную эпоху свет Креста и Воскресения», — сказал в заключение Предстоятель Албанской Церкви.

Далее прозвучало ответное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Здесь, в стране древнего христианского наследия, восходящего к трудам святого апостола Павла, в стране, где совершили свои подвиги священномученик Астий, епископ Диррахийский, святой мученик Иоанн Албанский и многие другие угодники Божии, где трудился выдающийся православный миссионер святой Косма Этолийский — с особой глубиной переживается атмосфера праздника Славного Воскресения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сей величественный кафедральный собор, зримый символ воскресения Албанской Православной Церкви, также освящён в честь Воскресения Христова.

Торжеству воскресения предшествовала Голгофа. Обе наши Церкви в минувшем ХХ веке пережили опыт сопричастия страданиям Христовым: уничтожались храмы, попирались святыни, а множество священнослужителей, монашествующих и мирян претерпели страдания и мученическую смерть за имя Господа Иисуса Христа. Враг нашего спасения надеялся этим посеять в народах, окормляемых нашими Церквами, духовную смерть, но, вопреки ожиданиям гонителей, свершилось воскресение веры, возрождение к жизни, ибо кровь мучеников — это семя христианства. Господь ниспослал милость Свою и истину Свою (Пс. 56:4), и Албанская Православная Церковь, прежде практически полностью уничтоженная, восстала в новой славе, утвердившись подвижническими Первосвятительскими трудами Вашего Блаженства. Я прибыл сюда со светлыми чувствами. Мне дорога нынешняя возможность разделить с Вами радость Святой Пасхи Христовой, утешиться с вами верою общею (Рим. 1:12) и поклониться православным святыням албанской земли. Надеюсь, что, Богу содействующу, мой мирный визит откроет новую страницу в отношениях между нашими братскими Поместными Православными Церквами».

В этот же день в здании Архиепископии Албанской Православной Церкви состоялись братские собеседования, в которых обсуждались вопросы сотрудничества между Русской и Албанской Православными Церквами, в частности, в образовательной и научно-богословской областях, а также широкий круг вопросов, касающихся положения Православия в мире, и темы межправославного взаимодействия.

В воскресенье, 29 апреля, Святейший Патриарх Кирилл и Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране.

В храме собрались тысячи жителей столицы Албании и паломников из разных концов страны. Богослужение совершалось на трех языках: албанском, греческом и церковнославянском.

По окончании Литургии со словами пасхального приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Блаженнейший Архиепископ Анастасий.

Далее прозвучало ответное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Сегодня в совершении Божественной Евхаристии и в нашей совместной молитве мы вместе со всей Святой Православной Церковью продолжаем праздновать Святую Пасху. В этот воскресный день Церковь предлагает в наше назидание евангельский текст об исцелении Спасителем расслабленного, как будто не имеющий прямой связи с событием Воскресения Христова. Спаситель исцеляет человека, который на протяжении тридцати восьми лет был одержим тяжкой, неизлечимой болезнью — параличом. Разговаривая со Христом, больной даже не просит Его о помощи: этот несчастный продолжал надеяться на Божие чудо, но не имел сил даже просить о нем. И в своем абсолютном бессилии он неожиданно получает то, на что надеялся.

Чудесное исцеление — это обновление поврежденной человеческой природы, явление славы Божией на человеке. Церковь живет сейчас Пасхальными событиями и вспоминает их. Исцеление — это пусть даже частичное, временное, но торжество над тленом, страданием и смертью, а значит, в некотором смысле, и прообраз воскресения. Евангельское чтение об исцелении расслабленного призвано напомнить нам, что Воскресение Христово — это врачевство, средство исцеления нашего бренного мира, разбитого параличом греховности и отпадшего от Бога.

Воскресение — это самое сверхъестественное изменение человеческой природы, какое только можно себе представить. Человек привык думать, что его жизнь недолговечна и имеет свой неизбежный конец. Когда апостол Павел в Афинах, столице греческой учености, пытался говорить о воскресении мертвых, местные философы подняли его на смех: "Об этом послушаем тебя в другое время" (Деян. 17:32). Для языческого интеллектуала тех времен было непостижимо, как человек — ничтожная песчинка в необъятном космосе — может превзойти столь фундаментальный закон природы как смерть.

Апостол Павел говорит: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие" (1 Кор. 1:23). Философам казалась непонятной христианская вера в исключительную милость Божества к человеку. С их точки зрения Божество должно быть бесконечно совершенным, и в Своем совершенстве — бесконечно далеким от человеческой немощи и боли. Евангельское слово о Богочеловеке Христе, распятом, умершем и воскресшем ради нашего спасения, ниспровергло эту убежденность. Оно является основой, непоколебимым фундаментом нашей веры в безграничность милосердия Божия к падшему человеческому роду. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15:13).

Мы также слышали сейчас и чтение из Деяний святых апостолов о том, как апостол Петр воскресил праведную и боголюбивую Тавифу — по молитвам всех, кого она облагодетельствовала при жизни. Эта история напоминает мне об истории многострадальной Албанской Церкви. На протяжении веков она служила своему народу в самых трудных условиях; едва ли не полностью была уничтожена в страшные годы атеистических гонений; и вновь воскресла, чтобы с помощью Божией новыми силами нести свое служение людям. Даже этот прекрасный храм Воскресения Христова, и само имя Вашего Блаженства — Анастасий — связаны с удивительной судьбой вашей Церкви. Албанская Православная Церковь — это поистине Церковь Воскресения Христова.

Воскресение для нас — это торжество над мировым злом, безоговорочная победа над ним. Вера во Христа распятого и воскресшего открывает путь наиболее эффективного противостояния злу, но противостояния мирного и сострадательного к людям. Сила и мужество христиан не в агрессии и жажде мести, а в кротком и неуклонном свидетельстве об истине в любых условиях, в готовности всегда служить этой истине.

Христианское мученичество — это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего, это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика — это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Так выстояли наши Церкви во времена страшных атеистических гонений ΧΧ века: кротостью и правдой своего свидетельства они преодолевали, попирали смерть и страдания падшего мира. Христианское мученичество — это не смерть, а ее полная противоположность, торжество подлинной жизни.

И служение Церкви людям — тоже часть этого свидетельства, часть ее исповеднического подвига здесь, на земле. Я помню, какие труды взяла на себя Албанская Православная Церковь под руководством Вашего Блаженства во время вооруженного конфликта в Косово, принимая всех беженцев, вне зависимости от их религии и политических убеждений. Православный мир был потрясен: столь малыми силами была проделана столь невероятная работа. Церковь не в силах предотвратить все горе и все несчастья, которые приносит в мир злая человеческая воля. Но она может противопоставить злу и смерти свое единственное и непобедимое оружие жизни — любовь и сострадание ко всему человеческому роду.

Равноапостольный Косма Этолийский, некогда проповедовавший в этих землях и здесь же принявший свою мученическую кончину от иноверцев, в своих наставлениях говорит замечательные слова: "У Всеблагого и Многомилостивого Бога есть много разных имен: он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога — Любовь". Любовь Христова нас животворит, и где она есть — там нет места смерти.

Я благодарю Ваше Блаженство за приглашение, за возможность совместной молитвы с Вами и со всей полнотой Святой Албанской Церкви. Мир и любовь о Христе да пребудет со всеми нами, и да хранит Господь вашу святую Церковь и ее благочестивую паству!»

В качестве памятного дара Архиепископ Анастасий преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви написанный албанским художником образ Вознесения, в основе которого — сюжет мозаики Воскресенского кафедрального храма, а также знаки патриаршего достоинства.

В этот же день в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был дан прием от имени Албанской Православной Церкви.

Архиепископ Анастасий, в частности, отметил: «Ваш мирный визит в Албанию является радостным пасхальным даром. Добро пожаловать в нашу страну, которая во второй половине XX века, в период безумного антирелигиозного гонения, пережила самые темные времена, но по благодати Божией, начиная с 1991 года, развивается и процветает в условиях полной религиозной свободы. И в этом развитии участвуют все религиозные общины. Все эти годы мы старались культивировать взаимное уважение, солидарность и искреннее гармоничное сосуществование».

Владыка констатировал, что мирное сосуществование людей, принадлежащих к различным религиозным общинам, может в целом иметь две противоположные отправные точки: оно достигается благодаря либо безразличию к религиозному опыту, либо сознательному переживанию на собственном опыте глубочайшей сути религии. И наоборот: религиозная нетерпимость и рознь между совместно существующими религиозными общинами могут развиваться либо из семени религиозного типа — крайнего фанатизма, либо проистекать из нерелигиозных факторов: политических, националистических, психологических, когда религию пытаются использовать ради достижении иных целей. «Эти корни были весьма сильны в прошлом, но и сейчас они не перестают сохранять свою жизнеспособность во всех странах. Мы же стараемся черпать соки из здоровых корней религиозного опыта, чтобы помочь общественному развитию и прогрессу Албании, способствовать ее примирению и мирному совместному существованию, особенно с соседями, и всеми другими народами», — засвидетельствовал Предстоятель Албанской Православной Церкви.

Со своей стороны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил:

«Хотел бы выразить сердечную благодарность Вашему Блаженству за любезное приглашение посетить Албанию и за оказанное мне и моим спутникам Авраамово гостеприимство. Окружённые Вашей любовью, мы испытываем сугубую радость, продолжая праздновать Пасху Христову и наслаждаясь общением с албанскими собратьями. Хотя мой приезд сюда является первым в истории визитом главы Русской Православной Церкви в Албанскую Православную Церковь, посещения албанской земли высокими делегациями Русской Церкви бывали и ранее. Одна из них участвовала в епископской хиротонии владыки Паисия, будущего Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Но между теми приездами и нынешним визитом — значительное временно́е расстояние — 70 лет, в течение которых Албанской Церкви пришлось перенести невиданное по жестокости гонение. Преследованиям подверглись также и мусульмане с бекташами, и католики, и протестанты — все, кто верует в Бога. Всякое выражение религиозных чувств, любое использование религиозных символов находились под строжайшим запретом. Слава Богу, что это все позади — в современной Албании восстановлена свобода вероисповедания, и в этой многоконфессиональной стране представители разных религий живут в мире друг с другом. Вижу в сегодняшнем совместном служении в новопостроенном соборе Воскресения Христова знак Божией милости, которая проявилась в воскресении Албанской Церкви и вновь обретенной ею возможности развивать церковную жизнь у себя в стране и укреплять братские отношения с Поместными Православными Церквами. От всего сердца желаю, чтобы Вседержитель Господь всегда благословлял труды Ваши и Ваших помощников, укреплял Ваши силы и даровал мир и преуспеяние Албанской Православной Церкви. Христос Воскресе!»

Далее состоялась презентация русского перевода книги Архиепископа Анастасия «Даже до края земли», посвященной истории, современным задачам и перспективам православной миссии.

Обращаясь к собравшимся в зале Культурного центра, Архиепископ Анастасий, в частности, подчеркнул: «В 1960-х годах, когда в рамках деятельности православной молодежи всего мира мы начали ссылаться на заповедь Воскресшего Христа, о которой зачастую "забывают": "Шедше, научите вся языки…" (Мф. 28. 19-20), многие считали, что речь идет о необоснованном энтузиазме, иные пытались ограничить наши усилия как предпринимаемые якобы под воздействием западных церквей. И тогда мы приняли решение заняться систематическим, богословским и историческим исследованием миссионерской деятельности Восточной Церкви. Начали мы с изучения византийских миссий, вершиной которых стал святой равноапостольный Кирилл, имя которого Вы носите, дражайший Святой Собрат».

«Затем мы перешли к изучению деятельности русских миссионеров, продолживших распространять Евангелие народам, которые до тех пор не были с ним знакомы, — продолжил Предстоятель Албанской Православной Церкви. — С глубоким волнением я изучил и впервые опубликовал на греческом и английском языках исследования, посвященные деятельности великих миссионеров, таких как святитель Иннокентий (Вениаминов) на Аляске (избранный митрополитом Московским), святитель Николай (Касаткин) в Японии, и многих других».

«Эти тексты собраны воедино и включены в книгу "Даже до края земли", которая представлена сегодня в русском переводе. Вместе с моей благодарностью всем тем, кто принял участие в переводе и издании этой книги, я ощущаю необходимость от всего сердца поблагодарить Вас, Святейший Собрат, за Вашу любезную мысль представить в Албании сегодня вечером эту книгу», — заключил Архиепископ Анастасий.

Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Кирилла. В частности, он признался, что «русские православные люди испытывают особое почтение к мученической Албанской Церкви. Когда говорят о ней, то вспоминают, прежде всего, страшные гонения, которым она подверглась в ХХ веке, и которые можно сравнить только с гонениями, выпавшими в минувшем столетии на долю Русской Православной Церкви. Опыт исповедничества сближает наши Церкви. Нам близки и понятны и страдания, и радости друг друга. В наше время в среде верных Московского Патриархата представление об Албанском Православии также ассоциируется с образом Вашего Блаженства как выдающегося Предстоятеля возрожденной Албанской Православной Церкви.

Вы неоднократно посещали пределы Московского Патриархата, где Вас хорошо знают и почитают. И потому для нас так важен выход в свет на русском языке Вашей книги «Даже до края земли». Эта книга открывает перед русским читателем возможность приобщиться к истории православной миссии в изложении иерарха, посвятившего миссионерским трудам значительную часть своей жизни и трудившегося на этом поприще на разных континентах и в разных, подчас очень нелегких условиях. Под одной обложкой собраны статьи по истории православной миссии, опубликованные с 1962 по 1972 год и отредактированные для издания в одной книге.

С особым чувством я представляю эту книгу. Значительная ее часть посвящена историческому труду русских миссионеров, которые стали продолжателями дела равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, и понесли проповедь православной веры дальше по необъятным просторам своего Отечества и далеко за его пределы. Их трудами Православие было принесено на Американский континент, а на Дальнем Востоке возникли Автономные Китайская и Японская Православные Церкви. Я очень рад тому, что теперь и русский читатель может познакомиться с ясными и глубокими суждениями Предстоятеля Албанской Православной Церкви о цели и задачах православного миссионерства, о его прошлом и настоящем».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06