«"Бессмертный полк" — это пасхальное явление» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«"Бессмертный полк" — это пасхальное явление»

27.04.2018


Праздник Победы напоминает литургию …

В преддверии Дня Победы главный редактор газеты «Завтра», известный писатель Александр Проханов рассказал в интервью газете «Труд» о глубинных смыслах 9 мая.

Говоря о том, что осталось в памяти о Великой Отечественной войне, Александр Андреевич признался: «Материнские слезы. Потому что пришла похоронка: под Сталинградом погиб мой отец. До конца я не мог осознать все горе мамы, но с тех пор боялся говорить с ней об отце. Те давние слезы возникали у меня в глазах много лет ее вдовства. Помню нашу эвакуацию в Чебоксары. В этом приволжском чувашском городке я увидел висящий на стене дома огромный матерчатый плакат с фашистами в касках. Они нацеливались на ребенка, которого прижимала к груди женщина, — и надпись: "Защити Родину-мать!" Запомнился Новый год в Чебоксарах — мама подарила мне деревянный пистолет и сшитую из клеенки кобуру». 

«Когда закончилась война, - вспоминает он, - мама повела меня на трофейную выставку в Москве, в Парк культуры, где на набережной были расставлены тяжелые пятнистые гаубицы, подбитый "мессер-шмитт", огромный "Тигр" с проломленной снарядом башней. Я смотрел на его оплавленную броню и думал, что у меня, мальчика, есть сила, способная отомстить за отца. О том же я думал, когда смотрел фильмы о войне. Запомнились лица крестьянских русских вдов. Чту и помню вернувшихся с войны офицеров с золотыми погонами, которые начинали ее лейтенантами или сержантами, а вернулись в родные деревни полковниками в сталинских эполетах. Помню, как пели они под гармонь. А потом я сам стал очевидцем многих войн. Наверное, так сложилось от того, что я хотел прожить жизнь за отца, довоевать ту его войну, которую он не смог завершить». 

«Я не маг, - заверил Александр Проханов, - но знаю точно одно: венцом этой войны является Победа. Да, много враждебных высказываний по поводу и Великой Отечественной, и Сталина, и Советского Союза. Но вряд ли кто даже из самых фашиствующих назовет ту Победу 45-го поражением человечества. Вряд ли найдется сумасшедший, который будет утверждать, что, если бы победил Гитлер, цивилизация от этого бы выиграла. Потому всякий, кто рассматривает Победу как торжество света над фашистской тьмой, должен черпать сведения и чувства не из хроники танковых сражений Курской дуги или Сталинградской битвы. Точкой отсчета должна быть Победа».

«Чем XXI век отличается от XX, в котором она была одержана? – вопрошает он. - Сменились поколения, многое забылось, вспыхнули другие войны, и возникла иная культура исторических исследований. Но Победа 1945 года была не только военной, политической или стратегической, а священной. Это религиозное событие. Недаром первая песня, сложенная в те дни, называлась "Священная война". Победа в ней была достигнута священными людьми: солдатами, командирами взводов, рот, фронтов, всем священным нашим народом, который сражался и выиграл войну ценой великих жертв. Так что если человек верует в Победу как в икону — а в русском сознании есть стремление веровать во что-то дивное, светоносное, — он во всем разберется. Верь в Победу — остальные знания и чувства приложатся».

Говоря о попытках Запада отнять у России Победу, писатель заметил: «Отнять хотят, но не получается. Она является главным идеологическим содержанием нашей жизни и истории, несет в себе глубинные смыслы. Это явление, в котором русские проявили себя как самый отважный, жертвенный и непобедимый народ. Отними Победу — и у нас мало что осталось бы. Победа дала нам ощущение неодолимости, ощущение той силы, что позволила нам выстаивать в самые страшные времена. Не зря в перестройку начали так яростно осквернять героев войны, нападать на генералиссимуса, поливать грязью важнейшие боевые операции, очернять Победу, уничтожать советские ценности. Оглянись в 90-е — там целые кладбища великих советских технологий, достижений и идей. Но Победу — всю обстрелянную, обугленную, оскверненную — удалось спасти. Так бывает, когда полк, попав в окружение, подвергается разгрому, но один раненый солдат обматывает вокруг себя полковое знамя и сквозь линию фронта проносит его к своим. Знамя разворачивают, и вновь создается полк. Вот так и Знамя Победы было вынесено в наши дни. "Бессмертный полк" — это пасхальное явление, нам только кажется, что это просто живые несут портреты мертвых. А на самом деле это наши убитые, исчезнувшие деды и отцы наполняют нас силой, не дают нам погибнуть, впасть в уныние и горе. Поэтому сегодняшние праздники Победы напоминают церковные литургии. И министр обороны, выезжая на Красную площадь через Спасские ворота, чтобы принять парад, осеняет себя прежде крестным знамением. Так входят в монастыри. Именно Победа, как русское святое оружие, хранит наши глубинные основы. Так что не волнуйтесь, вокруг Победы сложились кольца защиты. На ее страже — новое поколение молодых людей».

«У Великой Отечественной много уроков. После войны возник другой народ. Перед войной он был расщеплен: на кулаков и тех, кто их раскулачивал, на национальные республики, на власть и население, изнасилованное этой властью. А война породила сплоченное, победоносное общество, - убежден он. - Возник народ с гигантским потенциалом строительства. Недаром после 1945-го мы всего за несколько лет восстановили разрушенную страну, создали ядерные технологии, улетели в космос и поразили мир абсолютно иным качеством своего существования». 

Александр Андреевич считает, что «беда не в том, что мы создаем новые системы вооружения или воюем в Сирии за интересы России, а в том, что русские деньги увозит за рубеж олигархическая буржуазия, обирающая страну. Нужно вернуть капиталы, которыми мы питаем чужую цивилизацию. А то, что говорят, будто мы воюем в Сирии, обкрадывая пенсионеров и стариков, неправда. Современное русское оружие обеспечивает нашу безопасность, включая, кстати, и безопасность тех, кто сегодня хулит мою Родину. Если бы не наше оружие и наши оборонные усилия, им всем давно бы оторвали головы или сожгли в печах». 

Главный редактор газеты «Завтра» выразил надежду, что 9 мая «как всегда в эти годы, меня пригласят на парад на Красной площади, и я встану, приветствуя вынос Знамени Победы, радуясь четкому шагу по кремлевской брусчатке прекрасных молодых офицеров и солдат. С восхищением буду смотреть на новейшую технику, сталь которой — из частиц того металла, что был в щите Дмитрия Донского и в мече Александра Невского. Для меня все это большой молитвенный Праздник». 

Также Александр Андреевич отметил, что очень любит фильм своего детства «Взятие Берлина» и «Они сражались за Родину». Он предложил бы нынешним юношам прочитать бондаревский «Горячий снег» или «Батальоны просят огня» и фильмы, снятые по этим произведениям, посмотреть. «Лучше бондаревских книг о войне я не знаю, - признался он. - Слава Богу, что наш великий военный писатель Юрий Бондарев жив».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме