К вопросу о церковных деньгах

Миссионер Владимир Шкляев о скандале в Валуйской епархии

Материал священника Георгия Максимова о происшедшем в Валуйской епархии, конечно, ничего нового не содержит, «грехи против Церкви были всегда». Приводит в недоумение только мелочная никчемность новоиспеченного клирика. 

Денежный вопрос во все времена был одним из важных в церковной жизни, достаточно обратиться к посланиям апостола Павла, много писавшего о сборе пожертвований. Но он никогда и ничего не вымогал у христиан, все собиралось добровольно. А если в каком-либо городе христиане не могли собрать пожертвований, святой апостол зарабатывал, «делая своими руками». 

При знакомстве с происшедшим безобразием на память приходят слова святителя Григория Богослова: «Мне стыдно за других, которые с нечистыми душами и скудные благочестием приступают к священству, врываются во святилище, теснятся и толкаются вокруг Святой Трапезы, как бы почитая сей сан не образом добродетели, а средством пропитания». Они вольно или невольно как бы силятся превратить Церковь Христову в некое подобие «ЗАО РПЦ».

Интересный пример решения финансового вопроса приводится в сборнике «Исторические рассказы и анекдоты» (М., 2012г).

«В 40-х годах ХIХ века Тульской епархией управлял преосвященный Димитрий (Муретов). 

Однажды ему довелось поставлять в священники одного семинариста, который на другой день после этого обряда явился к преосвященному, чтобы откланяться ему перед отъездом своим в назначенный ему приход. Напутствуя молодого священника советами и пожеланиями, преосвященный Димитрий заметил в нем какое-то недоумение и колебание и, догадавшись, в чем дело, сказал:

- А что, ты принес что-нибудь, чтобы поблагодарить меня?

- Как же, ваше преосвященство, - отвечал выведенный из недоумения и обрадованный тем новичок-священник. – Соблаговолите принять от меня эти двести рублей, - прибавил он, вынув из кармана конверт с деньгами и подав его преосвященству, который принял конверт и сказал ласковым голосом:

- Спасибо, спасибо. Ну, а правителя дел консистории поблагодарил ли ты?

- Как же, ваше преосвященство, поблагодарил.

- А сколько ты дал ему?

- Полтораста рублей.

- Хорошо, очень хорошо. Ну, и секретаря ты не забыл?

- Не забыл, ваше преосвященство. Я дал ему сто рублей.
 
- Очень хорошо. Ну, пока прощай. А завтра об эту же пору приходи проститься со мною еще раз. 

Является новопоставленный на другое утро и находит в приемной преосвященного консисторских правителя дел и секретаря.
 
- Господа! – сказал им вошедший в приемную владыка. – У меня есть вот какой обычай: когда кто-нибудь подарит мне что-нибудь, то я всегда отдариваю и даю ему вдвое против того, что получил от него. И вот этот  молодой священник подарил мне вчера двести рублей, а я его отдариваю вдвое. Вот тебе четыреста рублей на твое обзаведение и на новое хозяйство. 

При этих словах преосвященный дал новичку четыреста рублей; затем продолжал, обращаясь  к консисторским правителям: 

- А так как вы, господа, получили в дар один полтораста, другой сто рублей, то, следуя моему примеру, прошу вас отдарить его двойною суммою против той, какую вы от него получили. И объявляю вам, что я требую от вас непременного и безотлагательного исполнения моего предложения. Затем прощайте, и да не лишает вас Всевышний своей благодати. 

Посетители преосвященного удалились из его приемной, волнуемые разнородными и противоположными чувствами, а новопоставленный священник вместо обеднения приехал в свой приход разбогатевшим, благодаря безкорыстному и щедрому архипастырю».

Таким-то образом вышло бы более по-христиански... 

Владимир Вениаминович Шкляев, сотрудник Миссионерского отдела Ижевской епархии

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Ответ на 14., Павел Тихомиров:

Дело не в том, что текст липовый, дело в том, что проблемы настоящие.(тут как с Протоколами - ясно, что подделка, но ведь ситуацию отражал тот текст достаточно впечатляюще).

Я согласна, что проблемы настоящие. Но анонимность этого письма к Владыке – крайне печальный симптом. Симптом страха. А где страх, там нет любви, ибо любовь, по слову Апостола изгоняет страх. Как мы будем жить, если из Церкви уйдет Любовь?

Ксения Балакина / 26.04.2018

14. Ответ на 10., Ксения Балакина:

Это лишь подтверждает мою предыдущую мысль о том глубоком кризисе в сознании православных людей, который имеет место быть (((

ув.Ксения Николаевна. Дело не в том, что текст липовый, дело в том, что проблемы настоящие. (тут как с Протоколами - ясно, что подделка, но ведь ситуацию отражал тот текст достаточно впечатляюще).

Павел Тихомиров / 24.04.2018

13. Ответ на 12., Ксения Балакина:

Николаевна

Христос Воскресе!

Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии / 24.04.2018

12. Ответ на 8., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

можно узнать Ваше отчество?

Николаевна

Ксения Балакина / 24.04.2018

11. Ответ на 10., Ксения Балакина:

«Это лишь подтверждает мою предыдущую мысль о том глубоком кризисе в сознании православных людей, который имеет место быть» И кризис этот догматический, а не экономический. И вы не являетесь исключением.

М.Яблоков / 24.04.2018

10. Ответ на 7., Павел Тихомиров:

В сети распространён текст анонимного письма, обращённого к еп.Валуйскому, преосв. Савве.Вполне вероятно, что письмо липовое....Предприниматели Белгородской области https://vk.com/wall-90668833_46552

Конечно, фейк, так как исходник в тексте указан: https://vk.com/id483213326 А эта страница создана с единственной целью - обсуждения данного инцидента. ои поиски такого предпринимателя в Белгородской области не увенчались успехом. Это лишь подтверждает мою предыдущую мысль о том глубоком кризисе в сознании православных людей, который имеет место быть (((

Ксения Балакина / 24.04.2018

9. Re: К вопросу о церковных деньгах

Судя по отзывам современников, в т.ч. святых, нечто подобное наблюдалось в России и Церкви накануне 17-го года. Тогда церковная жизнь была извращена двумя столетиями цезарепапизма и синодального пленения, а сейчас её разъездают мамона и дух наживы.

Русский Сталинист / 24.04.2018

8. Ответ на 6., Ксения Балакина:

Повторю здесь: как случилось так, что отцы обращаются за судом и помощью не в церковный суд, не к Патриарху, а к Кураеву? и, если отцы сами не верят в справедливость в церковных структурах, то как Церкви будут верить обычные люди?

Уважаемая Ксения (можно узнать Ваше отчество?), Вы совершенно верно ставите этот вопрос. У меня есть ответ. И Вы его знаете.

Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии / 24.04.2018

7. Re: К вопросу о церковных деньгах

В сети распространён текст анонимного письма, обращённого к еп.Валуйскому, преосв. Савве. Вполне вероятно, что письмо липовое. Однако, как мне кажется, оно весьма точно передаёт настроения, которые царят в среде провинциального священства. Потому что мы тут про экуменизмы и т.п. проблемы "о высоком", а на самом деле провинциальные батюшки совсем с другими проблемами сталкиваются у нас.... Итак, текст: Открытое обращение представителей предпринимательского сообщества Ваше Преосвященство! Обращаются к Вам чада Русской Православной Церкви, духовно окормляемые духовенством Валуйской и Алексеевской епархии. Мотивом написания письма стал вопиющий инцидент, происшедший в с. Самарино Красногвардейского района накануне празднования Входа Господня в Иерусалим в 2018 году. Аудиозапись разговора, распространяющаяся на данный момент в сети Интернет между Вашим секретарем священником Вадимом Лебедем и настоятелем беднеющего храма вымирающего села протоиереем Игорем Рыбалкиным, обнажила глубокую духовную рану и болезнь, а также созданную и поддерживаемую Вами систему по вымоганию денежных средств с духовенства, находящегося в Вашем подчинении. Как известно, Ваша задача как архипастыря быть отцом вверенных Вам чад, именно духовным отцом. Ваш сан и обращение к нему как «Преосвященство» должно свидетельствовать о степени Вашего духовно-нравственного состояния. Вверенная Вам епархия – паства для которой Вы должны быть любящем отцом священникам и прихожанам. Имея власть, пользуясь определенным бесправием священнослужителей, боящихся смещения с настоятельства прихода, последующего переезда со своими семьями в самые отдаленные места нашей Родины, Вы по факту видите в них «рабоподобных» личностей, которые обязаны Вам и Вашему окружению платить нормированную мзду. Ваш секретарь – по имеющейся информации Ваш личный друг, иерей Вадим Лебедев, цинично вымогая деньги в стиле 90-х, это доказал. А как известно – «Рыбак рыбака видит издалека!». Вы посмотрите на лицо иерея Вадима, глаза, его мимику, пантомимику! У генерального прокурора России Ю. Чайки лицо и взгляд добрее! Такими действиями вы дискредитируете власть и лично Президента В.В. Путина, который Русскую Православную Церковь всяческим образом поддерживает и возлагает определенные надежды. Для чего же Вам нужны деньги, монаху, давшему обет нестяжания, пришедшему в епархию, где проделана колоссальная работа по восстановлению храмов, налаживанию отношений с властью? Вам купили дом, предоставили епархиальное управление. Зачем??? Ответ прост! Вы покупаете себе ретро автомобили, строите личный дом! У Вас же нет семьи, Ваш дом – Матерь Церковь! Вы монах! Один! И все эти излишества за счет бедных священников, которые ожидая Вашего приезда, унижаясь просят деньги, берут кредиты и т.д. Возможно, Вы хотите выглядеть как митрополит Белгородский Иоанн, но все что он имеет – ему подарили предприниматели, из уважением к нему, за его заслуги перед Церковью и обществом, а не из последнего отдали сельские священники. У Вас же с бизнесменами нет контактов, к Вам нет уважения и со стороны власти, а теперь и народа. Какой может быть выход? Может быть два варианта: 1. Оставить вверенную Вам в управление епархию и вернуться в монастырь, избегая соблазна властолюбия и сребролюбия. 2. Изменить свое отношение к духовенству и людям; поменять приоритеты развития в сторону духовно-нравственного обновления себя и подчиненных. К духовным личностям люди будут ехать за 1000 верст, учитывая современный духовный голод. Надеемся, что данное открытое письмо послужит «первый звонком» не только Вам, но и другим архиереям РПЦ, включая епископа Губкинского и Грайворонского Софрония. К великому сожалению, Вы и Ваши собратья - архипастыри не боитесь ни Суда Божьего, ни людского порицания, ни собственной совести. Остается только лишь предавать информационной огласке подобные ситуации. Но самое страшное, подобное поведение и состояние духовенства и соответственно общества порождают революции, подобно той, которая произошла в России в 1917 году! Одумайтесь! Остановитесь! Анаксиос, Владыко!!! Предприниматели Белгородской области https://vk.com/wall-90668833_46552

Павел Тихомиров / 24.04.2018

6. Re: К вопросу о церковных деньгах

На самом деле данная ситуация в Валуйской епархии вскрыла более глубинные проблемы сегодняшних реалий, чем «денежный вопрос». И миссионер (а автор обозначен именно как миссионер) мог бы обратить внимание, прежде всего, на эту сторону. Я уже писала об этом в комментарии к статье о Кураеве (т.к. именно отцу протодиакону изначально была отправлена аудиозапись вымогательства, и именно он «раскрутил» эту тему в блогосфере): http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/12/pochemu_kuraeva_i_nevzorova_vsyo_vremya_vlechyot_k_merzosti/ Повторю здесь: как случилось так, что отцы обращаются за судом и помощью не в церковный суд, не к Патриарху, а к Кураеву? и, если отцы сами не верят в справедливость в церковных структурах, то как Церкви будут верить обычные люди?

Ксения Балакина / 24.04.2018

5. Ответ на 4., Дм.Бонд.:

Яснее нужно выражать свою мысль

Возможно. Повторю вопрос: что не так с совестью-то?

Коротков А. В. / 23.04.2018

4. Ответ на 3., Коротков А. В.:

Поэтому понимаю батюшку, и пусть на совести миссионера будет выражение о мелочности новоиспеченного клирика.Что не так с выражением помимо его неудачной формулировки в статье? Что не так с совестью?

Яснее нужно выражать свою мысль

Дм.Бонд. / 23.04.2018

3. Ответ на 2., Дм.Бонд.:

Поэтому понимаю батюшку, и пусть на совести миссионера будет выражение о мелочности новоиспеченного клирика.

Что не так с выражением помимо его неудачной формулировки в статье? Что не так с совестью?

Коротков А. В. / 23.04.2018

2. Re: К вопросу о церковных деньгах

То, что произошло в Валуйской епархии - установленная такса на служение епископа - обычное явление во всей Белгородской митрополии. Помимо ежемесячного налога на сельский приход, который из года в год растет, каждое служение Владыки - дополнительный побор, который попробуй не дать. Плюс заплати приезжему хору, так как не дело служить под пение прихожан. Ну а последующее застолье само-собой. А если на приходе 30-40 постоянных прихожан, в основном пенсионеров, да ещё семья многодетная, - как выжить в таких условиях. Поэтому понимаю батюшку, и пусть на совести миссионера будет выражение о мелочности новоиспеченного клирика. Видно своё миссионерство у него не в сельской местности.

Дм.Бонд. / 23.04.2018

1. недоумение

"Приводит в недоумение только мелочная никчемность новоиспеченного клирика". (с) Владимир Вениаминович, священнослужители из нашей епархии просили прокомментировать: что Вы имели ввиду, употребив такое выражение: "мелочная никчемность новоиспеченного клирика"? Пожалуйста, изъясните. спасибо.

Павел Тихомиров / 23.04.2018
Владимир Шкляев:
Трудник и проповедник Евангельского русского Слова
Выдающийся русский писатель Владимир Крупин посетил удмуртскую землю
09.09.2019
Иоанн Грозный и святость на Руси
Размышления о самом злословимом русском Государе
01.04.2019
Отдадим Богу Богово, и Сталину – сталиново
Воспоминания и размышления в связи с близящейся годовщиной кончины Вождя
28.02.2019
«Это свидетельство ничтожно малого интереса к измышлениям "лагерного поэта"»
Жители Ижевска проголосовали против появления в городе улицы Солженицына
26.12.2018
«Партизаны»
Впечатления от учений резервистов «Центр-2008»

09.10.2018
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы