itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Страна мудрецов и парадокс ответственности

Андрей Карпов о парадоксе власти

0
1192
Время на чтение 5 минут

1. Страна мудрецов. Достаточно оглянуться, посмотреть внимательным взглядом по сторонам, и сразу станет понятно, что мы живём в стране мудрецов. Конечно, «посмотреть» - это метафора; надо послушать, что люди говорят, почитать, что они пишут. Догадаться про страну мудрецов - дело нехитрое, но нам мешает желание сказать что-то самим, поделиться собственной мудростью. С высоты этой мудрости чужие соображения кажутся глупыми, но вот если наступить себе на горло, замолчать, унять нетерпеливую толкотню мыслей и заметить, что говорят другие, то сомнений больше не остаётся: вокруг нас - одни мудрецы.

Любой вопрос имеет решение. Что бы ни случилось, кто-нибудь обязательно уже знает - почему. Мудрец расскажет, зачем некто поступил именно так, а не иначе, причем складывается ощущение, что мудрец всё разложил по полочкам раньше, чем первый проблеск понимания мелькнул в уме того, кто совершил само действие. По большому счёту, наша страна должна жить без проблем, ведь правильные пути открыты столь многим. Эти пути друг другу противоречат, но любой мудрец легко разберётся в этой путанице и подскажет, какой путь единственно верный. Задумался о том, что делать? - спроси мудреца. Просто озвучь вопрошание, и умные люди сразу накидают тебе ответов.

Эта интеллектуальная идиллия имеет лишь одно тёмное пятно. И это пятно - власть. В стране мудрецов, где правильные решения, можно сказать, валяются под ногами, власть почему-то их упорно не замечает. Ей готов посоветовать каждый мудрец, но она словно чурается этих советов. Как объяснить подобную аномалию? Есть две гипотезы. Первая говорит, что власть глупа. Она просто не понимает элементарных вещей. То, что очевидно первому попавшемуся мудрецу, никак не умещается в умах тех, кто оказался у власти. Однако, согласитесь, в этом есть что-то странное: в стране, где мудрость встречается на каждом углу, у власти оказались наиболее далёкие от неё люди.

Согласно второй гипотезе люди во власти умны, но злокозненны: они прекрасно разбираются в том, что правильно, а что нет, но осознанно выбирают неправильные решения. Мудрецы объясняют это так: властвующие не хотят общего блага, они следуют лишь тому, что хорошо персонально для них. С этой точки зрения их решения эффективны, но по-настоящему правильными они не являются. Соответственно, людей во власти дураками не назовёшь, но и мудрыми их называть не хочется. Хитрость им присуща, а мудрость - нет. Настоящая мудрость как раз и состоит в умении разглядеть под личиной мудрости чужую хитрость. Любимая забава мудрецов - это разоблачение: берешь того, кто прикидывается мудрецом, и обнаруживает в нем хитреца. С людьми во власти это может проделать каждый, но, единожды начав, сложно остановиться: мудрецов вокруг много, ну а как они все - хитрецы? Забавляться игрой в разоблачения можно бесконечно.

Однако и вторая гипотеза объясняет не всё. Мудрец мудрее хитреца - его мудрость правильная, он хитреца насквозь видит. Как же тогда получается, что мудрецами правят хитрецы? Концы с концами не сходятся. Обнаружен парадокс, и его как-то надо разрешить.

2. Три поросёнка. Все мы когда-то были детьми, и истоки нашей мудрости восходят к сказкам, которые мы помним чуть ли не наизусть. Обратимся к такому источнику. Как мы в детстве переживали, слушая историю трёх поросят! Маленькие, розовые, симпатичные, с забавными именами - Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф. А какую весёлую песенку они пели: «Нам не страшен серый волк...». Сначала её пели глупые Ниф-ниф и Нуф-нуф, не верившие в грозившую им опасность, а в счастливом конце - уже все три поросёнка. Волк был посрамлён и наказан, каменный дом-крепость построен, безопасность обеспечена, - как же не порадоваться и не спеть от души. Правильная сказка имеет счастливый конец, но в «Трёх поросятах» конец именно что сказочный. Ведь должно было закончиться всё по-другому. Ножки у поросёнка коротенькие, как бы он быстро ни бежал, догнать его волку, который передвигался, как сказано, громадными скачками, - пара пустяков. Волк должен был съесть и Ниф-нифа и Нуф-нуфа, и то, что он их съел, - заслуга рассказчика, случайность, заложенная им в текст сказки, а вовсе не следствие действий героев.

Признав это, стоит получше присмотреться к позиции Наф-нафа. Умный поросёнок сообразил, что дом должен быть прочным. Но для кого он его строил? Получается, что лишь для себя. Когда Ниф-ниф и Нуф-нуф заупрямились и отказались ему помогать, он предоставил их самим себе. Хочет поросёнок строить дом из соломы, - что ж, пускай строит. Каждый вправе обустраивать жизнь по своим понятиям. Если твои понятия сделают тебя обедом для волка, то ты можешь утешиться, что сам выбрал такую участь. Демократия и свобода, однако. И полное отсутствие братской любви. Наф-наф допускал, что его братьев съедят: это было более, чем вероятно. Был ли он злым? Нет. Он просто, как сейчас принято говорить, уважал их свободный выбор. Сказка показывает нам мир, в котором каждый отвечает сам за себя. Но это значит и то, что никто не берёт на себя ответственности за другого. Прибежали Ниф-ниф с Нуф-нуфом к домику братца - молодцы, а не добежали - и кончилась бы их поросячья жизнь. В каком-то смысле это даже можно считать справедливым. Но холодно в мире такой справедливости.

3. Парадокс ответственности. Наф-наф не считал себя ответственным за своих братьев. Ответственность предполагает, что ты действуешь во благо других. При этом этот другой может иметь о своём благе весьма превратное представление. Он может хотеть того, что не является благом, и настойчиво совершать действия, которые способны его погубить. Отвечать за такого означает поступать против его желаний.

Истинная власть строится на ответственности. Если человек видит в институте власти лишь новые возможности для достижения личных целей, то его власть будет порочной. И на такой власти не будет Божьего благословения. Принимая власть, истинный властитель должен осознавать, что он, прежде всего, принимает обязанности. Он отвечает за жизни тех, кто оказался в зоне, на которую распространяются его полномочия. И его действия должны быть направлены на достижение общего блага. Достигать этого блага приходится порою вопреки мнениям и желаниям тех, кто является предметом попечения власти. Поскольку истинная власть руководствуется принципом делать как надо, а не как кому-то хочется или пришло в голову. Если каждый встречный - мудрец, готовый дать сто советов, не неся за это никакой ответственности, то стоит ли удивляться, что власть не прислушивается к таким мудрецам. Цена мудрости определяется ответственностью. Поэтому мы и имеем то, что видим: чем больше у кого-то ответственности, тем меньше в его арсенале простых и быстрых решений. Потому как просто решать тому, кто в стороне. Но это - ещё не самая суть парадокса ответственности.

Кому нравится, когда с ним не считаются? Кто может быть доволен, когда делают не то, что ему хочется? А власть вынуждена так поступать постоянно (если она истинная власть). Поэтому быть у власти - значит быть объектом постоянной критики. Что бы ты ни делал, всегда будут недовольные. Благодарности ждать не приходится. Вот сердцевина парадокса: наиболее ответственные, как правило, получают больше всего шишек. На них выливаются реки негатива. И рождается искушение дать возможность этим поросятам жить по своим понятиям, предоставить их самим себе. Хотят строить домики из соломы или берёзовых веточек - пусть строят. И когда их съест волк, можно будет сказать, что они это заслужили. Но если ты - истинный властитель, то тебе не дано избавиться от ответственности. Ты должен терпеть неблагодарность и продолжать делать своё дело.

Пока есть такие властители, страна живёт.

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

51. Ответ на 50., Андрей Карпов:

Вы кадры из Сирии видели?

Вы еще про Гондурас расскажите! Хоть есть у меня немало друганов в Сирии, но на Донбассе - "наши люди", которых РФ бросила на произвол Киева... Зона прямой ответственности нашей власти ограничивается границами России. За их пределами мы можем немногое.

А про Русский Мир кто заикался? Вроде никто его за язык не тянул. Крым же взяли - что ж на Донбассе споткнулись? Ахметова испужались? Обыватель никогда не бывает довольным, ему всегда мало.

Карпов - не обыватель. Ура! Коллектив должен знать своё место. Он - не конечная инстанция. Коллектив может быть здоровым (придавать сил, помогать человеку). Но коллективизм может быть и патологическим. Если, например, он не признает над собою власти. Такой коллективизм - это власть толпы, власть страстей. Он только портит и губит людей.

Это Вы про Христову Церковь, православный Вы наш?
Полтораки / 19.04.2018, 15:33

50. Ответ на 49., Ладога&:

Вы же с легкостью жертвуете тысячами конкретных людей, погибающих на Донбассе

Каким образом, интересно? Вы кадры из Сирии видели? Там местами вообще нет никаких условий для жизни. И таких мест по планете много. Давайте, обвините меня, что я жертвую живущими там людьми. У любой власти есть зона ответственности. Зона прямой ответственности нашей власти ограничивается границами России. За их пределами мы можем немногое. И не в последнюю очередь потому, что у государство просто нет каких-либо сил и возможностей. Ваше пинание власти за Донбасс последовательно, но необоснованно. Игнорирование границ подобно игнорирование волка в "Трех поросятах". "А как же Крым"? А вот так. Попробуйте пожонглировать тремя предметами - получится? А одним? Что-то можно было сделать. Это и сделали. И вместо благодарности слышно недовольство: "мало". Обыватель никогда не бывает довольным, ему всегда мало. А кем Вы себя считаете

Православным, прежде всего. Потом консерватором. Потом монархистом. И не разу - либералом. Либерал - это тот, кто отрицает иерархию. Некоторые либералы отрицают иерархию, заменяя её мнением толпы. Эти либералы зовутся социалистами. Либерал от слова "либера" - "свобода". Весь милый Вам социализм пропитан идеями "освобождения" от ответственности, обязанностей и иерархии. отрицая коллективизм как таковой

Коллектив должен знать своё место. Он - не конечная инстанция. Коллектив может быть здоровым (придавать сил, помогать человеку). Но коллективизм может быть и патологическим. Если, например, он не признает над собою власти. Такой коллективизм - это власть толпы, власть страстей. Он только портит и губит людей. Поэтому сам по себе коллективизм - не добро и не зло. Всё зависит от его свойств. Не надо делать из коллектива очередного идола.
Андрей Карпов / 19.04.2018, 08:37

49. Ответ на 48., Андрей Карпов:

Но при этом народ слагается из конкретных людей. Отними одного человека, и синергетическая сумма будет меньше. Отними двух, трёх... и т.д. и в какой-то момент никакой синергии уже и не будет. Беречь народ - это всегда беречь конкретного человека.

Вы же с легкостью жертвуете тысячами конкретных людей, погибающих на Донбассе. Не жаль их? Или их не надо беречь? Народосбережение реализуется в больницах, родильных домах, семьях, а не в поисках национальной идеи и клеймении олигархов. Это всегда - практическая деятельность. .

Либеральная идея, овладевшая элитой и такими интеллектуалами как Вы, пострашнее будет. Своей "практической деятельностью" либеральная идея уничтожает Россию. Руками тех же олигархов и прочей ылиты. Вы меня через слово считаете либералом без всяких к тому оснований. .

Прямо таки без оснований? А кем Вы себя считаете, отрицая коллективизм как таковой? Поддерживая и одобряя либеральный курс в политике и экономике? Вам удобнее думать, что Вы - часть чего-то великого, это Вас избавляет от необходимости быть критичным по отношению к себе. .

Как либералу (человеку, отрицающему любую форму коллективной идентичности), Вам, вероятно, трудно понять, что считая себя частью целого, человек может любить это целое (народ, Отечество). А любовь сама по себе предполагает ответственность, жертвенность, заботу. Исторический пример советского коллективизма тому пример. А если Вам это неведомо, то и отвечаете Вы только за себя.
Ладога& / 18.04.2018, 20:10

48. Ответ на 47., Полтораки:

народ есть исторический субъект, и что согласно прописным законам синергетики, он боле простой суммы

Да. Но при этом народ слагается из конкретных людей. Отними одного человека, и синергетическая сумма будет меньше. Отними двух, трёх... и т.д. и в какой-то момент никакой синергии уже и не будет. Беречь народ - это всегда беречь конкретного человека. Народосбережение реализуется в больницах, родильных домах, семьях, а не в поисках национальной идеи и клеймении олигархов. Это всегда - практическая деятельность. впредь будем считать

А то - не будете? Вы меня через слово считаете либералом без всяких к тому оснований (словно Запад Асада отравителем). Ничего, я даже с Вами разговариваю... Вы через конкретных людей всегда готовы переступить

Это - правда. Коммунистически ориентированные товарищи всегда идут за идеей по головам. Я, например, всё время ощущаю себя такой головой, которую Вы с Ладогой всегда готовы пнуть ради Вашей идеи. Так что я - живое свидетельство. мы не любим местоимение "Я"

Безусловно, местоимение "я" предполагает личную ответственность, а Вы всегда предпочитаете прятаться в массе или за спиной общепризнанного авторитета. Вам удобнее думать, что Вы - часть чего-то великого, это Вас избавляет от необходимости быть критичным по отношению к себе. А озлоблености у нас ноль - есть ехидство

Яд ядовит в любой упаковке. Самое страшное, что вы - не змеи: змею её яд не отравляет, а ядовитый человек, прежде всего, страдает сам. Это Вас бесит, наверное?

Я предпочитаю с этими "товарищами слева" (из-за левого плеча) не иметь никаких отношений.
Андрей Карпов / 17.04.2018, 14:08

47. Ответ на 46., Андрей Карпов:

народ для Вас, как и для любого либерала, - чистая абстракция. Он, прежде всего, для Вас - абстракция. Я - в отличие от Вас - знаю тайну, что народ слагается из конкретных людей.

Тоже мне тайна! Сумма индивидуумов сиречь толпа... Вы настоящую тайну тайну не знаете: что народ есть исторический субъект, и что согласно прописным законам синергетики, он боле простой суммы: народ не разделяется на "сумму конкретных людей", как то постулируют либералы и Вы вслед за ними. Сумма людей - есть толпа. Ни разу не народ. А Вы через конкретных людей всегда готовы переступить. Только потому, что они Вам не нравятся. Вы предъявили слишком сильное обвинение, чтобы пройти мимо него. Готовы подтвердить конкретными аргументами? Или мы Вас впредь будем считать клеветником и толстым троллем. От себя меряете, себя считаете центром мироздания... А мироздание с Вами не согласно, отсюда и проистекает Ваша озлобленность.

По себе судите? Заметьте, мы не любим местоимение "Я" и или избегаем личной формы, либо используем местоимение "МЫ". В отличие от Вас. А озлоблености у нас ноль - есть ехидство: не любим мы эгоцентризма, который Вы задвигаете из текста в текст. Мы Вам могли бы сказать, что это противоречит Православию, но мы этого никогда не сделаем, бо не уполномочены. Я подозреваю, что Вы про себя думаете, что и Вы так умеете. Как убедить, что ошибаетесь? Перечитайте приведенное Вами: «Воздыхание к чужой боли есть сердечная молитва». Сострадание совершается через разделение боли, через молитву, через благое движение души. Благодать утишает боль. А у Вас разговоры о сострадании почему-то происходят в антураже брани и ненависти.

Да нет никакой ни злобы, ни ненависти. Вы слишком большого о себе мнения просто. Мы восстаем против ваших криптолиберальных взглядов - Вы, как носитель, нам мало интересны. Это Вас бесит, наверное?
Полтораки / 17.04.2018, 12:32

46. Ответ на 45., Ладога&:

народ для Вас, как и для любого либерала, - чистая абстракция.

Он, прежде всего, для Вас - абстракция. Я - в отличие от Вас - знаю тайну, что народ слагается из конкретных людей. А Вы через конкретных людей всегда готовы переступить. Только потому, что они Вам не нравятся. От себя меряете, себя считаете центром мироздания... А мироздание с Вами не согласно, отсюда и проистекает Ваша озлобленность. Какое-то исключительно убогое материалистическое представление у Вас о сострадании. Или Вы совсем не знаете, что такое сострадание, которое есть .. «соучастие в общей человеческой боли или в боли какого-то конкретного человека», как говорит прп.П.Святогорец. «Воздыхание к чужой боли есть сердечная молитва», а «молитвою мы даем право на вмешательство Бога».

"Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?" Вот, собственно, и верификатор сострадания. "Соучастие в общей человеческой боли" для святогорца понятно, его дело такое - за мир молиться. Я подозреваю, что Вы про себя думаете, что и Вы так умеете. Как убедить, что ошибаетесь? Перечитайте приведенное Вами: «Воздыхание к чужой боли есть сердечная молитва». Сострадание совершается через разделение боли, через молитву, через благое движение души. Благодать утишает боль. А у Вас разговоры о сострадании почему-то происходят в антураже брани и ненависти. "Тебя обидели? Сейчас я выскажу твоему обидчику всё, что я о нём думаю!" - Вы путаете это с состраданием, но здесь сострадания как раз и нет. Вы идёте путём не умаления, а умножения зла. Увы...
Андрей Карпов / 17.04.2018, 09:20

45. Ответ на 44., Андрей Карпов:

К людям надо иметь сострадание, дорогой Полтораки, к конкретным людям, а не к абстракции народа.

Давно понятно, дорогой Карпов, что народ для Вас, как и для любого либерала, - чистая абстракция. Поэтому сострадания и любви к народу Вы, видно, отродясь не испытывали. И сострадание наше измеряется исключительно тем, что мы делаем, а не нашими эмоциями по поводу новостей по телевизору или в интернете. .

Какое-то исключительно убогое материалистическое представление у Вас о сострадании. Или Вы совсем не знаете, что такое сострадание, которое есть .. «соучастие в общей человеческой боли или в боли какого-то конкретного человека», как говорит прп.П.Святогорец. «Воздыхание к чужой боли есть сердечная молитва», а «молитвою мы даем право на вмешательство Бога». Вы всё время пытаетесь как-то отстроиться на моём фоне. Мол, Вы - вон какой, не то что какой-то там я... Зачем Вам это? Если Вы делаете добро, оно ведь не станет от этого больше. Его будет ровно столько, сколько Вы его сделаете. Добро измеряется в абсолютных, а не в относительных величинах. Как бы Вы ни кивали на трубы в бассейне, от Вас зависит, прежде всего, то, сколько поступает в бассейн именно по Вашей трубе. А добро надо делать с добрым сердцем, без ожесточения.

Карпов, сделайте доброе дело, не измеряйте добро своих оппонентов, это крайне дурной тон.
Ладога& / 16.04.2018, 20:53

44. Ответ на 43., Полтораки:

Сострадание к бедному Русскому народу

К людям надо иметь сострадание, дорогой Полтораки, к конкретным людям, а не к абстракции народа. И сострадание наше измеряется исключительно тем, что мы делаем, а не нашими эмоциями по поводу новостей по телевизору или в интернете. Вы всё время пытаетесь как-то отстроиться на моём фоне. Мол, Вы - вон какой, не то что какой-то там я... Зачем Вам это? Если Вы делаете добро, оно ведь не станет от этого больше. Его будет ровно столько, сколько Вы его сделаете. Добро измеряется в абсолютных, а не в относительных величинах. Как бы Вы ни кивали на трубы в бассейне, от Вас зависит, прежде всего, то, сколько поступает в бассейн именно по Вашей трубе. А добро надо делать с добрым сердцем, без ожесточения. Хочу поделиться с Вами недавно прочитанным (уж простите): "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Послание к Ефесянам 4:29-32)
Андрей Карпов / 16.04.2018, 14:43

43. Ответ на 41., Андрей Карпов:

Ваша проблема, Полтораки, что Вы далеки от христианства. У Вас Христос попал бы в социопаты.

Я никого не учу Христианству - бо не уполномочен. Вы кем уполномочены? Имеете сан? Заткнитесь тогда, пожалуйста! Дело-то не в размере имения. А в том, что прикипели мы к нему. Поэтому отдаём всегда со скрипом - как своё, а не данное нам Богом в пользование. Вы сейчас с кем разговариваете? Я делюсь с радостью всем, что имею... Нельзя перекладывать даяния на государство... Если мы хотим видеть щедрое и заботливое государство, нам надо самим сначала стать щедрыми и заботливыми (для тех, кто нас окружает).

Вы в школе решали задачу про бассейн? Сколько втекает из узкой трубы и сколько вытекает из широкой - догадываетесь? У государства (и присосавшихся олигархов) ресурс неизмеримо выше моего. Так что Вы взывайте к их совести, а не к моей, ладно? Про 2 лепты хорошо на Страшном суде лепить, наверное.. Но, ей-Богу, лучше если б люди делились по доброй воле! А пока олигархи в силу своего богатства владеют Вашей душой. А вовсе не Господь.

Моей душой владеет Сострадание к бедному Русскому народу - Вам это чувство, очевидно, неведомое... И оно должно быть поставлено во главу угла государственной политики - а не отдано на заклание фарисействующим жлобам с кульком падалицы за пазухой...
Полтораки / 16.04.2018, 13:37

42. Ответ на 38., Полтораки:

эРэФия - это Ваш путь, имеющий к России весьма косвенное отношение

Отреклись. Идёте по стопам Петра. Когда начнём плакать? Я бы не хотел, честно говоря, снова плакать над Россией. Но всё зависит от Вас, - вернее от того, сколько таких, Вам подобных. Вы кладёте свою душу на горку тех, кто работает на поругание России. В Вашей воле - и снять её оттуда. Так что будущее России - в Ваших руках. Пока Вы плюёте в страну - у неё одно будущее, будете помогать ей - будущее будет другим.
Андрей Карпов / 16.04.2018, 12:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии