Если самым запоминающимся выражением последних, предшествовавших президентским выборам, недель были слова «осажденная крепость», то главным словом первого дня нового президентства стало слово «прорыв». Прорыв, следовательно, мобилизация. Вместе с идеей осажденной крепости звучит вдохновляюще. Однако, куда этот прорыв? И главное на чем он основан?
1. Решительные изменения. Очевидно, что люди ждут изменений. Поддержав Путина, народ поддержал, прежде всего, внешнеполитический курс страны. Люди поддержали президента, который вернул России международный статус страны, с которой вынуждены считаться те, кто считает себя хозяевами мира. И выразили надежду на то, что страна, вернувшая себе статус военной сверхдержавы, найдет в себе силы вернуть себе и статус сверхдержавы политической, экономической, наконец, духовной. Поскольку, очевидно, что Россия сегодня может состояться, только став иным, духовным полюсом, ставшего слишком однополярным мира.
Итак, люди ждут резкого изменения внутреннего курса страны. Об этом говорит, как и пусть и относительный, но все же успех Грудинина (коммуниста-олигарха, несущего благую весть о социальной справедливости), так и полный провал либералов.
Очевидно, что вновь избранному президенту со всем этим придется считаться. Слова о «прорыве», о грядущих изменениях в правительстве (что дает нам надежду, прежде всего, на полную смену экономического блока) говорят о том, что и сам Путин это прекрасно понимает. Хочется надеяться, что не просто понимает, но и сам страстно этого желает.
Вероятно, следующие шесть лет - последний срок действующего президента. Следовательно - главный его срок. Путин более не связан обещаниями, которыми были определены предыдущие его сроки. Он, наконец, свободен. А безусловная поддержка народа дает ему полный карт-бланш. Итак, сегодня Путина может и должен опереться на народ. За следующие шесть лет он должен начать решительные изменения и воспитать преемника, который сделает их необратимыми.Одним словом, следующие шесть лет должны стать годами национальной революции - революции сверху.
Каковы же признаки этой национальной революции?
2. Доктрина национального прорыва? Очевидно, что люди устали от царящего кругом капиталистического цинизма и хотят возвращения нормальных социалистических отношений. Не власти Компартии или марксизма, не какой-то новой эзотерической идеологии, нет, но - нормальных, естественных и без слов всякому понятных вещей, настолько очевидных, что они оказались черным по белому записаны в Доктрине национальной безопасности, принятой указом Президента в 2015г.
Напомнимэти очевидные вещи. Откроем текст Доктрины и узнаем, что современный мир переживает «процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства» (пункт 13); что в новом полицентричном мире Россия стремится стать одной «из лидирующих мировых держав» (пункт 30),что, понятное дело, «вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование» (пункт 12). Что, далее, для достижения своих целей России необходимообеспечить свойсуверенитет и независимость (пункт 8), а также «консолидацию» вокруг «общих ценностей, формирующих фундамент государственности».
Такими фундаментальными ценностями являются, между прочим, «приоритет духовного над материальным», «нормы морали и нравственности», «справедливость, взаимопомощь, коллективизм», «историческое единство» и «преемственность истории» (пункт 78),«свобода и независимость», культурное единство («единство культур»), «уважение семейных и конфессиональных традиций» и «патриотизм» (пункт 11); а также суверенитет финансовой системы (пункт 62). Угрозой же безопасности страны, помимо«США и их союзников» являются «размывание традиционных духовно-нравственных ценностей» (пункт 79) и «незащищенность национальной финансовой системы», в том числе от «спекулятивного иностранного капитала» (пункт 56).
Думаю, для создания полноценной картины достаточно. Итак, согласно Доктрине национальной безопасности, России, эту самую безопасностьможнообеспечитьлишь на путях сохранения традиционных ценностей («приоритет духовного над материальным», семья, патриотизм), обеспечения народного единства и создания антиглобалистской экономики (суверенитет финансовой системы).
Отсюда следующий вопрос: какое отношение все вышеперечисленное имеет к капитализму? Либеральной демократии? Финансовой олигархии?
Правильный ответ - никакого. Напротив. Все вышеперечисленное в совокупности дает нам то, что и называется знакомым всем словом социализм. Социализм, разумеется, не марксистский, но нормальный, консервативный, то есть, основанный на традиционных ценностях и государственной (финансовый суверенитет!) экономике. Все это (еще раз внимание!) прямо записано в Доктрине национальной безопасности, названной базовым документом, определяющим национальные интересы РФ и основанной на Конституции Российской Федерации (пункт 2).
Нам говорят, что Конституция запрещает государственную идеологию? Возможно. Но Конституция не может запретить национальную безопасность. Национальная же безопасность это и есть (как мы только что убедились) сохранение и преемственность традиционного духовного строя страны. И если последнее не есть национальная идеология, тогда что есть национальная идеология? Ёмкое слово «патриотизм», которое использует Доктрина для оформления этого неудобного словосочетания само по себе прекрасно. Мы же утверждаем, что наиболее адекватным названиемнашей национальной идеологии будет- консервативный социализм. Что же такое консервативный социализм?
3. Национальная идеология. Как видим, не только душа народа, но даже фундаментальные документы власти отвергаютсегодня западную модель либеральной демократии. Однако, внятно произнесенных слов, не обтекаемых, но ясных и точных формулировок, которые бы создали альтернативу этой абсолютно неприемлемой для нас реальности, до сих пор нет.И, очевидно, что, до тех пор, пока наше понимание себя и окружающего мира не кристаллизуется в этих ясных и четких формулах, нам будет не вернуть себе и настоящего самостоянья, того, что на языке политики называется суверенитетом, а на языке культуры - самосознанием.
Что, разумеется, понимают и наши враги, четверть века назад писавшие нам Конституцию. И если за последние пятнадцать лет Россия действительно встала на ноги, нарастила мускулы и обрела силу, то последнее, что ей остается, чтобы явитьсямиру во всей своей мощи и красоте- обрести собственный независимый голос. То есть, узнать свой логос, свою вечную идею и- подобрать «одежду по росту», то есть - соответствующую себе, а также месту и времени идеологию.
Остановимся на этом принципиальном моменте. Что же такое идеология и почему она нам нужна?
Когда-то философ Владимир Соловьёв заметил: национальная идея - это не то, что думает народ о себе во времени, но то, что Бог думает о народе в вечности. В этом смысле вечная идея того или иного народа едва ли выразима человеческим языком (то, как являют её поэты и философы - лишь приближение к идеалу), идеология же - есть нечто вроде земной проекции идеала, более-менее удачное выражение вечной идеи в определённом месте и времени. Идея вечна, идеологии же сменяют друг друга, сообразуясь с течением времени. Сменяют, конечно, не произвольно.
Хорошей идеологией мы назовём ту, которая держит в прицеле путеводную звезду национальной идеи, и при этом, доступна, понятна и близка всем. Это то, с чем внутренне согласится и примет каждый представитель народа. Например, хороший англичанин всегда будет отстаивать независимость индивида, а хороший немец - носить в сердце образ фатерлянда и служения ему.
В этом смысле идеология есть, конечно, некая условная и упрощающая реальность, содержащая, однако, простую, доступную и понятную каждому истину. Последнее накладывает на нас ещё одно условие. Национальная идеология должна указывать на идеал, на духовные истоки народа, и, при этом, уметь объяснить все исторические перипетии его судьбы и формы созданного им государства. Кроме того, хорошая идеология должна обладать убедительной антропологией и философией истории, то есть - уметь отвечать на вопрос: что есть человек и какова цель его бытия?
Итак, если мы говорим о будущей русской идеологии, то ее основания, кажется, очевидны: она должна иметь строгий христианский характер, укореняться в русской истории и культуре, и, наконец, иметь всемирный, вселенский смысл, ибо ни на какой иной масштаб реальности русская душа просто-напросто не откликнется.
Мы, утверждаем, что такая идеология, нацеленная на звезду русского духа и идеала, вобравшая в себя традицию и современность, уже явиласьи уже звучит в народной душе, пусть пока ещё и не вполне ясно, в виде некоей стихийной музыке, неоформленных образов, звуков и характерна полным интеллектуальным разбродом. Однако,все мы ощущаем её приближение. Приближение того, в чём готовы с облегчением узнать восход нового солнца. Ну, не совершенно, конечно, нового, а того самого солнца, которое сияло нам на вершинах нашей истории и культуры: в князе Владимире, в «Троице» Рублёва, в явлении Пушкина и великой русской литературы...
Трудно бывает подобрать слова, чтобы выразить вечный идеал. Для того и нужны поэты. Двести лет назад мы уже переживали нечто подобное. Тогда России, контуженной петровским переворотом, также приходилось с трудом подбирать слова, чтобы выразить себя в новом, мало знакомом ей мире. Ноявился Пушкин и дал новый язык, с которым русский человек обрел новый, прекрасный и обустроенный космос.
И сегодня, хочетсянадеется, будет так же. И сегодняшняя наша «безоконная монада» новой России вдруг раскроется, и на месте вчерашних сумеречных теней и грузных хаотичных форм возникнет стройный и величественный космос духа. И мы даже примерно представляем себе, как будет звучать эта наша новая реальность, эта новая музыка русской души,какое имя она обретет:
Русский консервативный социализм или Русский христианский социализм - рано или поздно, думается, мы неизбежно придём к этим двум-трём всем внятным словам и смыслам.
И понятно почему. Разве сама наша история ХХ века не была лишь бесконечной рефлексией на грани консервативного социализма? Что такое поздний СССР со всей его имперской патриархальностью и культом традиционных ценностей, с его «кодексом строителя коммунизма», восходящим к библейским заповедям, если не консервативный социализм? Да и сегодняшняя КПРФ с её приятием исторической России и православием - что это (за вычетом нелепого, но вполне понятного культа Ленина), если не один из ростков русского консервативного социализма?
В сущности, все мы, все, вышедшие из СССР, поколения (за исключением исчезающе малой величины либералов) - и те, кто мечтает вернуться в консервативный уют и безбрежные грёзы брежневского застоя; и те, кто смотрит дальше, в сияние петровской империи и московского царства, или - в молочно-белый туман киевско-варяжско-византийского детства - являемся такими вот стихийными консервативными социалистами.
Сегодняшняя наша государственная идеология уже фактически официально звучит как консерватизм и патриотизм. И лишь безобразная реальность олигархического капитализма являет вопиющий диссонанс гармонии народной души.
Итак, если России суждено будущее, оно возможно только в одном-единственном случае: если вериги олигархического капитала будут разбиты, страна обретет финансовый суверенитет и экономическую независимость, а на месте нынешнего разброда и хаоса возникнет новая симфония бытия.
4. Новое вдохновение. Да, мы убеждены, что наша новая реальность должна стать не просто новой идеологией, но новым вдохновением национального духа. Признаками же новой идеологии, на наш взгляд, должны стать, прежде всего, суверенная национальная экономика, традиционная иерархия ценностей и великая русская культура. Чтобы по-настоящему объединить все народы нашей страны, наш новый социализм должен быть культуроцентричен и всечеловечен.
В ХХ веке таким объединяющим советскую империю культурным феноменом стал Пушкин. Думается, что и в ХХI веке лучшей фигуры в качестве объединяющего знамени нам не найти. Центральный логос, объединяющий народы и просвещающий окраины - вот признак настоящей империи духа. И именно в пушкинском всечеловеке этот логос находит свое идеальное воплощение.
Кто же в таком случае наш враг? Это, конечно, не Европа и даже не США. Какие у нас могут быть счеты с народами Америки или Европы, которые так же, как и мы, вынуждены влачить полурабское существование, закованные в кредитную кабалу? Горстка банкиров-ростовщиков, международных преступников, управляющих сегодня так называемым «свободным миром»; эта преступная банда и ее человеконенавистническая идеология, носящая сегодня имя «глобализации», идеологии, перемалывающей культурное своеобразие народов и обращающей бесчисленные массы людей в бессмысленные придатки банковской системы - вот наш главный, бескомпромиссный, и, по сути, единственный враг.
Что же до наших друзей и союзников, то их поистине миллиарды - это все, как и мы, ожидающие освобождениянароды Европы, Азии, Америки. Народы, так же,как и мы, ждущиеот наступающего времени не только «полицентричной модели мироустройства», справедливости и простого человеческого счастья, но и нового порыва нового вдохновения. Возможно, мы скоро услышим имя этого нового вдохновения. Но,прежде, раз умеется, порядок следует навести у себя дома. И это, в сущности, единственный наказ, который наш народ дает своему президенту на следующие шесть лет.
Можегов Владимир Ильич, публицист
13. Re: Будущее России - Консервативный социализм?
12. Впереди Божии вразумления
11. Re: Будущее России - Консервативный социализм?
10. Ответ на 1., Андрей Козлов:
9. Ответ на 6., Тимофей56:
8. Относительный успех Грудинина???
7. Re: Будущее России - Консервативный социализм?
6. придется считаться?
5. Re: Будущее России - Консервативный социализм?
4. Re: Будущее России - Консервативный социализм?