Лествица духовного восхождения

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 4-ю Великого поста

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
726
Время на чтение 10 минут
Лествица духовного восхождения — это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие завершения в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет Господа, когда Он вышел на общественное служение. Смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения.

Это восхождение от силы в силу, от благодати к благодати дается нам, когда мы бережно храним то, что дает Господь. Если человек получил благодать, и с благодарностью Богу исполняется решимости следовать путем Христовым, — Господь укрепляет его еще большей благодатью. А если он не дорожит первоначальным даром, то постепенно теряет все. Потому многие люди пребывают сегодня в столь бедственном состоянии, что оставили то, что дал им Господь. Может быть, даже и не благодать еще — благодати они не знают. Слово такое знают, а что оно значит, не знают. Они оставили совесть и стыд, и разум — тот свет, который должен возводить человека все выше, если он хранит его. Если мы следуем этому свету — Господь открывает нам Свой высший нетварный свет, благодать. Где нет благодати и устремленности к ней, на человека ополчается вся нечисть, все бесы, какие только есть.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам, что может произойти с человеком, когда он одержим нечистым духом. Мы видим бесноватого юношу, совсем еще мальчика, лишенного дара речи. Злой дух, глухой и немой, лишает его дара речи — самого великого дара. Это не значит, что он обязательно мычит, как животное — он может и говорить. Но он говорит такие слова, которые свидетельствуют о том, что он лишен дара речи. Если из уст человека выходят одни черные или просто пустые слова, если ложь постоянно на его устах — он на самом деле лишен дара речи. Он становится глухим и немым, он уже близок к тому беснованию, когда Господь полностью отнимет от него дар слова.

Святой Григорий Великий рассказывает, что он видел одного мальчика, можно сказать, еще младенца, который внезапно выругался черным словом, стал биться в страшных судорогах и умер на руках у отца. Он сам был свидетелем этого. А сейчас подобные случаи становятся уже обычным явлением. Мы можем наблюдать, как идут мамаши с колясками и беседуя друг с другом, перемежают разговор непотребными, скверными, черными словами, на которых печать диавола. Или дети детсадовского возраста говорят друг с другом матом. Когда кто-то употребляет такие слова, он принимает эту печать.

Мы слышим в Евангелии, как страшно страдает этот бесноватый. Когда бес входит в него, кажется, что он вот-вот разорвет его на части. Бес бросает мальчика на землю, и у того течет пена изо рта, он скрежещет зубами. Когда несчастный отец приводит сына к Спасителю и говорит, что Его ученики ничем не смогли помочь ему, Господь восклицает: «О, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Эти слова Господа обращены ко всем стоящим рядом с Ним, ко всем в Израиле, ко всему роду человеческому. «Род неверный» — неверный Господу.

В чем же неверность Господу? В том, что род человеческий подчинился не Богу, а диаволу. Верует не в Бога, а в силу зла, рабски служит этому злу и противится добру, противится Богу. Посмотрите, чем заполнены сегодня все газеты, все средства массовой информации — реклама гнусного греха, разврат, магия, астрология. Род неверный и развращенный верит только диаволу. Одно с другим связано неразрывно. Откуда приходит неверность Богу? От развращенности, от греховности. Грех помрачает душу человеческую. Она не только теряет дар слова, она становится слепой. И из-за этой помраченности, из-за этой развращенности становится неверной Богу. После того что Господь совершил на земле, — после того как Он говорил такие слова, после того как Он открыл истину, после таких чудес, казалось бы, все должно было перемениться в людях, которые были свидетелями этого. После всего что Христос совершил за две тысячи лет в роде человеческом через Церковь Свою святую, через дивных святых, в которых дивный во святых Бог открывается, казалось бы, люди должны бы уцеломудриться и стать верными Господу. Но мы видим, что этого не происходит. «Доколе буду с вами, — говорит Господь, — доколе терплю вас!»

Господь уходит из нашей страны, Господь покидает человечество, чтобы придти во Втором и славном Своем Пришествии, чтобы судить весь род человеческий по делам его.

Неужели Господь действительно оставит нас среди этого зла? Нет, эти слова Спасителя «доколе» говорят о том, что Он не может нас оставить, пока есть те, кто обращается к Нему всей душой своей, всем горем своим. Как этот человек — отец бесноватого мальчика — обращается к Нему в своем страшном горе.

Что же происходит с этим юношей, когда приближается Христос? Когда он увидел Христа, то впал в беснование. От приближения святыни часто происходит беснование, потому что бес не выносит силы правды, чистоты Христовой. Он ненавидит ее, ему невыносима святость Божия в людях. И он обрушивается на людей, приближающихся к святыне. Есть известный рассказ, как приводили к мощам преподобного Серафима бесноватого, как его связывали железными цепями несколько человек. Но при приближении к мощам бесноватый сверхъестественной силой разрывал цепи, разбрасывал всех, кто пытался его удержать, и убегал в лес.

Есть немало подобных рассказов, не только из житий давно прославленных святых, но и из жизни современных угодников Божиих, например, всеми почитаемого ныне старца Паисия, подвизавшегося во второй половине прошлого века на Афоне.

Много таких примеров, когда и маленькие дети могут оказаться одержимыми бесами. Как-то приходит в наш храм плачущая женщина с четырьмя детьми. Оказывается, двое маленьких уже связались с какой-то сектой. Когда священник благословил их крестом, они посмотрели на него со злобой. Такие маленькие дети, и уже — во власти бесовской!

Но недостаточно только Креста, только святыни для того, чтобы сразу получить исцеление. Требуется и наше участие. Надо, чтобы и мы присоединились ко Господу своим ходатайством за страждущих. Когда этот мальчик в Евангелии увидел Христа, с ним начало твориться нечто ужасное. Дух бросил его на землю, как будто сам диавол сделал вызов Христу, показывая, что он ни за что не отпустит свою добычу. И несмотря на приближение Христа, будет обладать этим человеком. «Как давно это с ним?» — спрашивает Господь. Спрашивает не только ради отца, но ради всех, кто там есть. Мы слышим ответ: «С детства». Это происходит с ним с детства, почти с рождения. Первородный грех с рождения властвует над человеком, если он не крещен. А если попрано самое святое, что дает Господь Кровью Своей, — благодать крещения, то с детства может быть беснование. Беснование многих наших детей начинается с детства, когда их научают в школах сатанизму, разврату, всякому нечестию. Мы видим, как велика в мире сила зла, какие страшные страдания у людей. И, кажется, что болезнь неисцелима.

«Дух бросает его, — говорит отец, — в огонь и в воду, чтобы погубить его». Бросает в буквальном смысле — люди в безумии своем бросаются в огонь, в воду, потому что толкает их на смерть дух погибельный, человекоубийца от начала. Бросает в такие приключения, которые, как огонь и вода, могут погубить человека. И отец говорит: «Если что можешь, умилосердись над нами и помоги нам». Говорит: «умилосердись над нами», потому что страдает от того, что происходит с сыном, не меньше, чем тот. Вся семья его страдает, все близкие мучаются от этого. «Умилосердись над нами!»

И вот Господь, показывая неверие того, кто к Нему обращается, говорит: «Если можешь что веровать, то все возможно верующему». Это значит, что все возможно Богу, а верующему ничего невозможно, кроме того, что Богу возможно по вере этого человека. Все возможно верующему человеку, который верует, что Господь любит его и может все совершить для него. Христова любовь и Христова крепость — это одно и то же качество. Какая великая сила у веры, как велико ее значение! Мы призываемся к тому, чтобы иметь дерзновение в вере.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о себе, что когда он молится о ком-то, он соединяет свою жизнь с его жизнью и как бы хватается за ризу Христову, умоляя Господа ответить на этот крик погибающего человека. Вот тайна молитвы. Когда приходят к человеку слезы, когда он молится со слезами — как сказано об отце этого бесноватого мальчика, — тогда растапливается лед в его сердце, душа его становится живой, и он обретает дерзновение пред Богом. Его молитва — уже не одни слова.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что на Страшном Суде нас не спросят о том, как мы богословствовали, какие чудеса творили — нас спросят об одном: плакали ли мы о грехах своих и где наши дети. В слезах этого человека — плач о том, что он упустил своего ребенка, что он не сделал того, что надо было бы сделать в свое время. Плач покаяния и плач, в котором решимость все сделать, что ни скажет Господь. Подлинные слезы — это не просто слезы милосердия или умиления, которые Господь иногда дает нам, касаясь Своей любовью наших сердец. Не те слезы, почти сентиментальные, которые бывают у нас иногда на молитве. Настоящие слезы должны быть смешаны с потом наших трудов, с готовностью запечатлеть нашу веру верностью Богу, что бы нам это ни стоило. И соединены с кровью — кровавый пот тек по лицу Спасителя, когда Он молился в Гефсимании об исцелении рода неверного и развращенного. «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию», — свидетельствует апостол.

«Если что можешь веровать, все возможно верующему». «Верую», — говорит отец. Кажется, он сейчас Символ веры воспоет, потому что его души уже касается жизнь. Но он понимает, как неглубока еще его вера, и знает, как велико его желание помочь своему сыну. «Верую, Господи, помоги моему неверию», эти слова, которые он добавляет — молитва о благодати Божией, о даре Христовом. Она напоминает нам о том, что в самом главном мы всегда должны полагаться прежде всего на нашего Господа.

Помоги мне, Господи, преодолеть самую главную беду, которая есть в моей жизни — мое неверие. Святые отцы говорят, что человек, когда одолевают его хульные или блудные помыслы, должен усилием отвлечь свое внимание от них, потому что его ум слаб, чтобы противостоять сильному и развращенному диавольскому уму. И со слезами, с сердцем сокрушенным и смиренным обратиться ко Господу: «Помоги мне преодолеть помыслы скверные и помыслы неверия, идущие от диавола!» Чтобы Господь Своей силой дал человеку победу.

Мы часто говорим, что сила веры зависит от жизни по вере. И это действительно так. Насколько человек будет стараться жить согласно тому, что ему открыто Господом, настолько Господь будет открывать ему большее. А неверному в малом, конечно, никто не доверит большее. Вспоминается чудо, которое совершил преподобный Серафим Саровский, когда исцелил от хромоты Михаила Васильевича Мантурова. Когда тот просит его об исцелении, он спрашивает: «А веруете ли Вы, Ваше боголюбие, в Господа нашего Иисуса Христа? В то, что Он пришел, чтобы разделить с нами все наши страдания, понести на Себе наши немощи, что Он принял Крестную смерть ради этого, и Воскресением Своим показал, как велика Его сила и Его любовь ко всем страждущим в роде человеческом?» Он ведет с ним беседу о том, что, кажется, хорошо известно всем нам. Он как бы ведет его от одной глубины к другой, большей глубине, от того, что он знает, к тому, что он тоже как будто бы знает, но что еще не открылось ему благодатно. И Михаил Васильевич говорит: «Верую». Тогда преподобный говорит: «Так чего же Вы от меня хотите? Я не понимаю, чего Вы от меня хотите». «Я хочу, чтобы я был исцелен». «Так Вы уже здоровы. Если Вы в это веруете, если Вы касаетесь этой жизни, Вы получаете от Господа этот дар Пасхального прикосновения к Вашей душе и к Вашему телу».

Всякий, кто жалуется на недостаток веры, всегда должен обращаться ко Христу, прося Его благодати, чтобы пробиться к той жизни, ради которой мы живем на земле и без которой мы не будем живыми в вечности. Для этого существует пост и молитва. Для этого посылаются нам все скорби, все труды, все испытания, для этого Господь попускает диаволу торжествовать в нашей жизни, чтобы мы узнали, что без благодати Христовой мы ничего не сможем. А когда умилосердится над нами Господь, довольно будет нам благодати Его. Мы узнаем, что сила Божия в немощи совершается.

И Господь исцеляет этого ребенка. Он говорит: «Душе немой и глухой, выйди из него, и никогда уже не входи в него». Сатана может выйти на время, однако он ни за что не желает терять власти над человеческой душой. И как только предоставляется возможность — возвращается обратно. Но Христос говорит: «И никогда уже не входи в него». Он изгоняет беса так, чтобы тот никогда не смог снова войти в этого человека. Не так, как это делают некоторые знахарки, совершающие исцеления как будто и перед иконами, и с молитвами, но оскверняющие эти молитвы и иконы добавлением магических слов. О них в народе церковном говорят: «Одного беса выгонит, а семь посадит». Христос и те, кто Христов, делают не так: «Выйди и никогда уже не входи».

Однако Господь предупреждает, что жизнь наша после чудесного исцеления должна стать светлой — по всем заповедям Божиим. Чтобы мы не уподобились дому, который убран, подметен, и никем не занят. Не жили просто какими-то хорошими устремлениями, но с пустой душой, в которой нет Христа, нет благодати. Иначе бес возвратится и приведет с собой семь других злейших. И будет последнее человеку горше первого.

Мы видим, что злой дух приходит от слов Спасителя в еще большую ярость. Он вскричал, как сказано в Евангелии, и бросил на землю ребенка, нанося ему напоследок такой удар, чтобы тот запомнил хорошенько, что значит противиться диаволу. И отрок падает, как мертвый. Все вокруг говорят, что он умер. Господь попускает этому быть, чтобы мы видели и знали, что диавол — человеконенавистник и человекоубийца от начала — хочет всех погубить. И он это сделает, если Бог не защитит нас.

«Умер», — говорят все, но Христос берет его за руку, поднимает и возвращает отцу здоровым. «Почему же мы не могли его исцелить?» — спрашивают Господа апостолы. И мы можем спросить, вся Церковь, — почему мы не можем исцелять всех, кто приходит к нам? Господь говорит: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только постом и молитвой». Это не значит, что наш пост и наша молитва таковы, что совсем мы бессильны против бесов, но сила наша довольно ограничена — настолько, насколько ограничены наша молитва и наши труды поста по очищению сердца.

Христос ясно говорит: кто отвергает пост и молитву, тот отвергает свое исцеление, тот отдает себя во власть диавола, и оказывается беззащитным. Не только неверующие — целые исповедания христианские могут быть такими. У протестантов нет никакого поста, у католиков обязательный для всех пост только два дня в году. Как же Господь может их защитить? Сам Христос говорит: «Род сей изгоняется только постом и молитвой».

Этим чудом Господь предостерегает нас от мысли, что победа над злом может быть достигнута легко. Мы не должны никогда думать, что сможем очиститься от наших грехов небольшим трудом. Нет, говорит Христос, речь идет о слишком серьезных вещах. Христос одним словом исцеляет человека, но это слово Его — Крестное. И цена Его исцеляющего слова — Его Крестная смерть. Он жизнью Своей готов заплатить, и заплатит за всякую душу человеческую, потому и сказано в Евангелии, что Сын Человеческий будет предан в руки человек грешных. «И убьют Его, и оплюют Его, и в третий день Он воскреснет».

И вот еще что не должно пройти мимо нашего внимания. Всякий раз, когда Господь говорит о Своей смерти, Он говорит и о Своем Воскресении. Первозданному человеку была дана власть над всякой тварью, над всеми духами, но непослушанием Богу, своими грехами он подчинился злу, смерти и диаволу. И только верой в Бога, только жизнью по вере он может восстановить все, что потерял. Поистине велика сила веры. Она может двигать горами, потому что благодаря ей сила Креста Христова и Воскресения становится нашей силой.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
Суббота Акафиста
Чем наша цивилизация отличается от европейской
20.04.2024
Суббота акафиста Пресвятой Богородице
К истории праздника
19.04.2024
Где взять силы в борьбе с нашими страстями?
Проповедь на Стояние преподобной Марии Египетской
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35