itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности

Почему историки не могут выяснить причины немилости Императора к генералиссимусу?

0
1667
Время на чтение 4 минуты

Ежегодно в свет выходят многие исследовательские работы, снимаются фильмы, посвященные личностям императора Павла I и генералиссимуса Александра Суворова, однако тема последней опалы великого полководца до сих пор остается тайной. Почему? Воспоминаний современников было немало, однако даже для них оказался сокрытым истинный смысл взаимоотношений Государя и Суворова. Вот уже более двухсот лет представители светской науки никак не могут ответить на вопрос: почему герой Итальянского похода, награжденный званием генералиссимуса, в честь которого готовилась триумфальная встреча в Санкт-Петербурге, прибыл в столицу в одиночестве и был отослан в родовоеимение. Казалось, Провидение и Россия требовали справедливости к полководцу, а самодержец, видите ли, единственный кто этого не понимал. Набившие оскомину шаблоны о нелюбви полководца к императору и ненависти последнего к Суворову ничего не объясняют,как и версии о переменчивости характера Государя или о том, что военачальник самовольно, без разрешения Его Величества, завел дежурного генерала. Более того, сам факт враждебности ПавлаI к генералиссимусу являетсязаблуждением, так как тогдашнее светское общество, как и современные историки, сосредоточены лишь на внешней стороне взаимоотношений самодержца и полководца.

Не ставя перед собой задачу полноценного анализа этого вопроса, лаконично постараемся найти причину «опалы» Суворова. Ответ на поверхности, но он понятен только воцерковленному уму. В лице императора Павла Петровича и полководца Александра Васильевича Суворова мы имеем два ярких образца русской праведности. При различных подходах этих великих людей к военному делу и к некоторым проблемам светской и политической жизни они питали друг к другу глубокое уважение. Этот факт общепризнан историками и сомнению не подлежит. Император неоднократно выказывал милости к полководцу, а Суворов, высмеивая дворцовые нравы, всегда чтил священную монаршую особу, помазанную на царство.

При более внимательном рассмотрении перед нами раскрывается духовное родство душ: два молитвенника, стяжавшие благодать, два юродствующих, в глазах внешнего мира. Взаимоотношения поданного и императора больше напоминали послушание монаха своему игумену, описанному преподобным Иоанном Лествичником. В контексте отеческого окормленияпасомых чад совершенно по-иному открываются перед нами понятия «награда», «заслуги», «почести» и «мирская справедливость». В своей книге «Лествица» игумен горы Синайской неоднократно приводит примеры подлинного христианского послушания. Преподобный Иоанн повествует о некоем преподобном игумене, который был наставником братии, практически в полном составе ведущей святую жизнь. Видя их ежедневные подвиги, смирение и праведность, и искренно радея об их спасении, сей игумен вынужден был придумывать различные обвинения и наказания для своих чад за то, что они не совершали, так как братья были безукоризненны. Сами монахи это понимали и с благодарностью принимали заботу своего отца и сочли бы для себя погибельным восхвалениесвоих трудов и награду, и почести.

В наших глазах именно таким игуменом и представляется незабвенный император Павел I, понимавший суть христианской аскезы, имевший личный опыт в деле спасения и питавший чистую христианскую любовь к своим поданным. Только такой Государь мог ведать, кому из них какая форма воздаяния полезна, а какая гибельна. Павел Петрович разглядел в Суворове душу подвижника, за которую он как помазанник на царство нес свою долю ответственности.

А что же сам Суворов? Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает об образце смирения на примере одного монаха Мины, которого вызвал к себе игумен и несколько часов не обращал на него внимания, а потом без объяснений,с укорами отправил еговосвояси. Преподобный игумен знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем. Монах Мина со смирением и молитвой воспринял это испытание. Еще пример из «Лествицы»: «Для душевного назидания спросил я одного из братий, уже пятнадцать лет жившего в той обители, по имени Аввакира, которого, как я видел, почти все обижали: а служители едва не каждый день выгоняли из трапезы... «Брат Аввакир, - сказал я ему, - за что тебя всякий день выгоняют из трапезы, и я часто вижу, что ты идешь спать без ужина?» Он отвечал: «Поверь, отче, сии отцы мои искушают меня, точно ли я монах? И как они делают сие не вправду: то и я, зная намерение их и великого отца, терплю все без отягощения; и вот уже пятнадцать лет живу, имея сию мысль; как и сами они, при вступлении моем в обитель, говорили, что до тридцати лет искушают отрицающихся от мира. И справедливо, отче Иоанне, ибо не искушенное золото не бывает чисто».

В житии преподобного Макария Великого рассказывается о том, как некая женщина оговорила святого в том, что он якобы ее обесчестил. «Родственники, поверив ей, избили блаженного до полусмерти, а потом потребовали, чтобы он теперь содержал их дочь. Блаженный Макарий стал делать корзины и деньги от их продажи отсылал на прокормление женщины. Когда открылось, что отшельник не виноват в ее позоре, жители с плачем пытались припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий, но Макарий не пожелал славы от людей и спешно удалился». Святой, тем самым, показал нам ценность и спасительность награды за поношение, и тленность мирской славы. Именно этим великим примерам святости и подражал в своей жизни христианин Александр Суворов, стремившийся стать тем самым «чистым золотом искушенным». Поэтому стоит ли сомневаться, что «опала» после Итальянского похода стала для него отеческой наградой со стороны царя-батюшки.

Такие стереотипы смирения для мира являются дикостью. Слова «Аз воздам» понимает лишь христианское сердце. Если сравнить, как воспринимали свою опалу другие известные полководцы или политики в нашей истории, то мы чаще увидим смертельные обиды, уныние и уязвленное самолюбие. Суворов не от мира сих обмершвленных героев, к которому относится подавляющее большинство историков и биографов, духовно чуждых и не понимающих христианских идеалов.

Мы же возблагодарим Бога за то, что он нам подарил двух выдающихся деятелей - императора Павла Петровича и полководца Александра Васильевича. Взирая на их жития, и мы можем постигать науку побеждать свои страсти, оставаясь преданным слугой Христу и Отечеству.

Виталий Миндалов, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности

Наверное прежде чем писать статью и комментарии стоило прочитать книгу А.В. Суворов ПИСЬМА, Москва "Наука" 1987
eugen111 / 16.03.2018, 04:51

14. Ответ на 13., Lucia:

Какая праведность может быть у Суворова, если он участвовал в разгроме крестьянского восстания .А это ничего, что у Императора Павла была любовница? Ничего. Ее не было.

Конечно, ее не было. Были ОНИ. Я ошиблась в числе. Учиться никогда не поздно, Лючия. Образовывайтесь. "...последние роды императрицы Марии Федоровны (великим князем Михаилом Павловичем) были очень трудны, и медики объявили, что она едва ли перенесет другие, если б ей случилось забеременеть. Павел и прежде не строго держался супружеской верности; теперь охотно отказался от брачного ложа. Патентованной его фавориткой была княгиня Анна Петровна Гагарина, урожденная княжна Лопухина, прозванная Благодать. Это было ему мало для удовлетворения физических потребностей. Решили промыслить ему любовниц нижнего этажа, и выбрали двух молодых, хорошеньких прачек с Придворного Прачешного Двора. Вскоре они забрюхатели. И вот князь Куракин препроводил к Обольянинову бумагу, в которой говорилось, что император призвал его, князя Александра Борисова сына Куракина к себе, объявил ему, что такие-то девы носят плоды трудов его, что таковые плоды имеют называться графами Мусиными-Юрьевыми, иметь по стольку-то тысяч душ, такой-то герб, такие-то права и пр." http://az.lib.ru/g/grech_n_i/text_0030.shtml Это не считая, естественно, историю появления на свет Семена Великого https://ru.wikipedia.org/wiki/Великий,_Семён_Афанасьевич
Наталия 2016 / 15.03.2018, 12:03

13. Ответ на 4., Наталия 2016:

Какая праведность может быть у Суворова, если он участвовал в разгроме крестьянского восстания .А это ничего, что у Императора Павла была любовница?

Ничего. Ее не было.
Lucia / 15.03.2018, 11:02

12. Русский сталинист

Помешал Февраль или Сам ГОСПОДЬ? Вы же верующий человек, случайностей не бувает.
СТРОИТЕЛЬ / 15.03.2018, 10:37

11. Re: Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности

Кстати, Павел Петрович, поставленный перед выбором между Отречением и Смертью, выбрал Смерть, но не отрёкся, и умер не просто Помазанником Божьим, но и Государем Императором Всероссийским.

10. Re: Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности

В начале прошлого века вопрос о прославлении Императора Павла Петровича был практически решён и лишь Февраль помешал этому осуществиться.

9. Ответ на 8., Георгий:

А кто таков был Павел I - решать Господу Богу. http://goo.gl/LQQqAF

Я тоже так думаю.
Наталия 2016 / 15.03.2018, 09:17

8. А.В. Суворов - русский народный герой!

А кто таков был Павел I - решать Господу Богу. http://goo.gl/LQQqAF
Георгий / 15.03.2018, 08:15

7. Русский сталинист

Это гражданская война населения Руси за возвращение личной свободы. То что было у людей в Древнерусском государстве и впоследствии отнято московской монархией. Эта борьба продолжалась в плоть до 1917 года.
СТРОИТЕЛЬ / 15.03.2018, 07:38

6. Ответ на 3., СТРОИТЕЛЬ:

Англия 19века- это промышленная революция, становление современной науки и цивилизации. Ради таких достижений вполне можно пожертвовать реликтовой русской монархией.

А Франция начала 19 века- это Гражданский кодекс Наполеона, из которого выросла вся система современного гражданского законодательства.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Миндалов
Нужен ли нам Константинополь?
Отклик на статьи Анатолия Степанова
19.06.2020
Почему у России нет царя, и зачем нам навязывают принцип Мюнхгаузена?
Отклик на статью протоиерея Александра Шаргунова «Век без царя»
20.07.2018
Фараон беснуется, но море не перейдет
Каковы подлинные причины атаки Запада на Россию, и чем все закончится. Христианский взгляд
21.04.2018
Все статьи Виталий Миндалов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09