Ежегодно в свет выходят многие исследовательские работы, снимаются фильмы, посвященные личностям императора Павла I и генералиссимуса Александра Суворова, однако тема последней опалы великого полководца до сих пор остается тайной. Почему? Воспоминаний современников было немало, однако даже для них оказался сокрытым истинный смысл взаимоотношений Государя и Суворова. Вот уже более двухсот лет представители светской науки никак не могут ответить на вопрос: почему герой Итальянского похода, награжденный званием генералиссимуса, в честь которого готовилась триумфальная встреча в Санкт-Петербурге, прибыл в столицу в одиночестве и был отослан в родовоеимение. Казалось, Провидение и Россия требовали справедливости к полководцу, а самодержец, видите ли, единственный кто этого не понимал. Набившие оскомину шаблоны о нелюбви полководца к императору и ненависти последнего к Суворову ничего не объясняют,как и версии о переменчивости характера Государя или о том, что военачальник самовольно, без разрешения Его Величества, завел дежурного генерала. Более того, сам факт враждебности ПавлаI к генералиссимусу являетсязаблуждением, так как тогдашнее светское общество, как и современные историки, сосредоточены лишь на внешней стороне взаимоотношений самодержца и полководца.
Не ставя перед собой задачу полноценного анализа этого вопроса, лаконично постараемся найти причину «опалы» Суворова. Ответ на поверхности, но он понятен только воцерковленному уму. В лице императора Павла Петровича и полководца Александра Васильевича Суворова мы имеем два ярких образца русской праведности. При различных подходах этих великих людей к военному делу и к некоторым проблемам светской и политической жизни они питали друг к другу глубокое уважение. Этот факт общепризнан историками и сомнению не подлежит. Император неоднократно выказывал милости к полководцу, а Суворов, высмеивая дворцовые нравы, всегда чтил священную монаршую особу, помазанную на царство.
При более внимательном рассмотрении перед нами раскрывается духовное родство душ: два молитвенника, стяжавшие благодать, два юродствующих, в глазах внешнего мира. Взаимоотношения поданного и императора больше напоминали послушание монаха своему игумену, описанному преподобным Иоанном Лествичником. В контексте отеческого окормленияпасомых чад совершенно по-иному открываются перед нами понятия «награда», «заслуги», «почести» и «мирская справедливость». В своей книге «Лествица» игумен горы Синайской неоднократно приводит примеры подлинного христианского послушания. Преподобный Иоанн повествует о некоем преподобном игумене, который был наставником братии, практически в полном составе ведущей святую жизнь. Видя их ежедневные подвиги, смирение и праведность, и искренно радея об их спасении, сей игумен вынужден был придумывать различные обвинения и наказания для своих чад за то, что они не совершали, так как братья были безукоризненны. Сами монахи это понимали и с благодарностью принимали заботу своего отца и сочли бы для себя погибельным восхвалениесвоих трудов и награду, и почести.
В наших глазах именно таким игуменом и представляется незабвенный император Павел I, понимавший суть христианской аскезы, имевший личный опыт в деле спасения и питавший чистую христианскую любовь к своим поданным. Только такой Государь мог ведать, кому из них какая форма воздаяния полезна, а какая гибельна. Павел Петрович разглядел в Суворове душу подвижника, за которую он как помазанник на царство нес свою долю ответственности.
А что же сам Суворов? Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает об образце смирения на примере одного монаха Мины, которого вызвал к себе игумен и несколько часов не обращал на него внимания, а потом без объяснений,с укорами отправил еговосвояси. Преподобный игумен знал, что он перенесет сие мужественно, и потому сделал это, в назидание всем. Монах Мина со смирением и молитвой воспринял это испытание. Еще пример из «Лествицы»: «Для душевного назидания спросил я одного из братий, уже пятнадцать лет жившего в той обители, по имени Аввакира, которого, как я видел, почти все обижали: а служители едва не каждый день выгоняли из трапезы... «Брат Аввакир, - сказал я ему, - за что тебя всякий день выгоняют из трапезы, и я часто вижу, что ты идешь спать без ужина?» Он отвечал: «Поверь, отче, сии отцы мои искушают меня, точно ли я монах? И как они делают сие не вправду: то и я, зная намерение их и великого отца, терплю все без отягощения; и вот уже пятнадцать лет живу, имея сию мысль; как и сами они, при вступлении моем в обитель, говорили, что до тридцати лет искушают отрицающихся от мира. И справедливо, отче Иоанне, ибо не искушенное золото не бывает чисто».
В житии преподобного Макария Великого рассказывается о том, как некая женщина оговорила святого в том, что он якобы ее обесчестил. «Родственники, поверив ей, избили блаженного до полусмерти, а потом потребовали, чтобы он теперь содержал их дочь. Блаженный Макарий стал делать корзины и деньги от их продажи отсылал на прокормление женщины. Когда открылось, что отшельник не виноват в ее позоре, жители с плачем пытались припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий, но Макарий не пожелал славы от людей и спешно удалился». Святой, тем самым, показал нам ценность и спасительность награды за поношение, и тленность мирской славы. Именно этим великим примерам святости и подражал в своей жизни христианин Александр Суворов, стремившийся стать тем самым «чистым золотом искушенным». Поэтому стоит ли сомневаться, что «опала» после Итальянского похода стала для него отеческой наградой со стороны царя-батюшки.
Такие стереотипы смирения для мира являются дикостью. Слова «Аз воздам» понимает лишь христианское сердце. Если сравнить, как воспринимали свою опалу другие известные полководцы или политики в нашей истории, то мы чаще увидим смертельные обиды, уныние и уязвленное самолюбие. Суворов не от мира сих обмершвленных героев, к которому относится подавляющее большинство историков и биографов, духовно чуждых и не понимающих христианских идеалов.
Мы же возблагодарим Бога за то, что он нам подарил двух выдающихся деятелей - императора Павла Петровича и полководца Александра Васильевича. Взирая на их жития, и мы можем постигать науку побеждать свои страсти, оставаясь преданным слугой Христу и Отечеству.
Виталий Миндалов, публицист
15. Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности
14. Ответ на 13., Lucia:
13. Ответ на 4., Наталия 2016:
12. Русский сталинист
11. Re: Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности
10. Re: Павел I и Суворов – два ярких образца русской праведности
9. Ответ на 8., Георгий:
8. А.В. Суворов - русский народный герой!
7. Русский сталинист
6. Ответ на 3., СТРОИТЕЛЬ: