itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Канонизация требует времени»

Известные пастыри о посмертной судьбе жертв теракта в Кизляре

Новости Москвы  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
0
411
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, комментируя в эфире телеканала «Спас» расстрел прихожан православного храма в Кизляре, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков назвал погибших мучениками за веру, а само убийство — попыткой дестабилизировать ситуацию в стране перед выборами.

«Нет сомнений, что это теракт, и человек, который это совершил, принадлежит к одной из террористических группировок. У этого события есть духовное и политическое измерения. Ведь не случайно теракт был совершен в Прощеное воскресенье, в день примирения христиан между собой и с другими людьми. Это не случайное совпадение. А что касается политического измерения, то оно связано с грядущими президентскими выборами у нас в стране, попыткой как-то дестабилизировать ситуацию на Кавказе и в России в целом», — отметил Щипков.

«Во время Рождественских чтений я разговаривал с русской женщиной, педагогом из Дагестана, которая сказала, что, проживая там, не испытывает никакого дискомфорта. Там есть проблемы, связанные с преподаванием русского языка, например, но физически никто там не испытывает дискомфорта», — заметил Щипков.

«Я бы обратил внимание на следующее обстоятельство: а кто защищал этих женщин? Это были дагестанцы, это были мусульмане, и надо быть благодарными этим людям. Если бы не они, не их смелость и мужество, жертв было бы намного больше», — подчеркнул Щипков.

«Погибшие люди — это, безусловно, мученики за веру, и правильно их похоронили рядом с храмом, в церковной ограде. Это верное решение правящего архиерея», — заключил Щипков.

«Как бы вы прокомментировали теракт в Кизляре? Воспримут ли, на ваш взгляд, канонизацию убитых как антимусульманский шаг?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил: «Прежде всего, мне кажется, нужно сказать: террористы – это не мусульмане. Можно, например, любого бандита назвать христианином – они почти все крестики носят. Но если человек преступает законы божеские и человеческие, какой он христианин?! Если он живет в христианской стране, это не значит, что он христианин. Так вот: если убивает человек из мусульманской страны, это не значит, что он мусульманин. Это значит, что он террорист, маньяк, фанатик, но не настоящий верующий человек. Поэтому канонизация невинноубиенных не может восприниматься как антимусульманский шаг».

«Другое дело, - продолжил пастырь, - сочтет ли Священноначалие, Русская Православная Церковь необходимым причислять убитых к лику святых. Это вопрос очень серьезный и требующий рассмотрения людей, которые уполномочены Церковью решать именно такие вопросы. Так что говорить, будут ли они канонизированы или нет, - предвосхищать события и навязывать свое мнение. Хочу подчеркнуть: нельзя приравнивать теракт, совершенный какими-то безумцами и фанатиками, к религиозному акту. Эти люди вне закона и вне веры».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, напомнил: «Начиная с убийства Каином Авеля (что описывается в Книге Бытия), человек в определенных обстоятельствах порой проявляет и великое мужество в вере, и великую низость. Того же Каина Господь предупреждал, чтобы он не восставал против брата, что он должен властвовать над грехом. То есть у Каина был выбор: следовать собственным страстям и грехам, или нет. Поэтому всякое беззаконие, в том числе, богопротивное, на религиозной почве – восстание против правды Божьей. А главная личность в истории человеческого рода – это Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Благодаря его жертвенной любви мы имеем надежду на спасение для жизни вечной».

«В истории Церкви это тем или иным образом повторяется – на правду Божью всегда находится некая неправда, и в любые времена любой христианин, желая оставаться верным Христу, имеет возможность за правду Божью пострадать – даже таким образом. В этом нет ничего удивительного – это всегда явление праведного Авеля и неправедного, беззаконного Каина», - пояснил пастырь.

«Вообще в соборной, общецерковной традиции канонизировать всех – по факту тех или иных событий, в том числе, такого драматичного характера, – нет. Одно из условий канонизации – еще и почитание в народе, в том числе мучеников. А сама по себе канонизация как соборный акт в судьбах людей ничего не меняет, – в том числе в вечности, в отношении к Богу. Скорее, это имеет значение для судеб Церкви не на небесах, а здесь. Поэтому если необходимость в такой канонизации появится, значит, она произойдет. Но на это нужно время. Этого не происходит не из-за того, что кто-то чего-то боится», - заключил отец Андрей.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Мученичество всегда было в Церкви – это исповедание Господа нашего Иисуса Христа вплоть до смерти. Такой поступок предполагает, что человека принуждали отказаться от своей веры. Часто это принуждение сопровождалось не только угрозами, но и страшными пытками, убийствами. Например, убивали детей на глазах их родителей. Мученичество – это высшее служение Богу, которое только может быть».

«То, что погибшие в Кизляре были убиты как христиане мусульманским фанатиком-экстремистом, – несомненно, - подчеркнул пастырь. - Скорее всего, этот человек принадлежал к какой-то экстремисткой группировке, или, по крайней мере, был одним из сочувствующих, который начитался соответствующей литературы, и быть может, решил таким образом утверждать свою веру. Но нужно все-таки различать поступки отдельных мусульманских экстремистов и позицию того, что мусульмане называют уммой – собранием всех мусульман. Мы не можем предъявить претензии всей мусульманской умме. Нам известны высказывания мусульманских лидеров и позиция большинства людей, которые называют себя мусульманами. Это позиция не экстремистская, а вполне, как сейчас говорят, толерантная. Думаю, поэтому даже в случае канонизации это не вызовет кризиса в отношениях православных и мусульман нашей страны».

Священник полагает, что «большинство мусульман осуждают этот ужасный поступок, и прославление подвига людей, отдавших свою жизнь, не должно быть причиной религиозного противостояния».

«С другой стороны, - отметил он, - я бы все-таки обратил внимание на то, что людей, пострадавшие в Кизляре, никто не принуждал к отречению от Христа. Они стали невольной и невинной жертвой фанатика. К сожалению, я не знаю подробностей этого происшествия. Слышал, какая-то нищенка стала сопротивляться и бить экстремиста, и он несколько раз в нее выстрелил. Это, конечно героический поступок человека, который не пожалел свою жизнь «за други своя». В ее поступке точно есть какой-то назидательный пример для подражания всем остальным христианам. И здесь, несомненно, есть чему подражать. Однако сколько христиан погибло, например, при взятии Константинополя турками? – А ведь это было не просто политическое событие, оно имело и религиозный аспект. Но Церковь их не прославляла, хотя они, конечно, защищали родину, наверное, защищали и ближних своих – тоже христиан. В конце концов, они защищали свою веру. Но Церковь очень избирательно относится к самому факту канонизации».

«В любом случае, я думаю, вопрос о канонизации невинноубиенных христиан в Кизляре имеет лишь земное измерение. Святых гораздо больше, чем имен, которые мы находим в святцах. Просто об их подвигах мы не знаем, часто они совершаются втайне от всех. И вообще понятие "святость" в древности имело гораздо большее значение, чем прославление человека за какое-то особое служение в Церкви. Поэтому я думаю, у Бога есть свой суд, своя мера, свое прославление. Нужно или нет канонизировать кизлярских христиан? – Не знаю, это требует исследования их жизни. Прославляют ведь не только за факт смерти, пусть даже у стен храма, а в соответствии с жизнью человека. Какова была его жизнь? Можно ли считать его кончину триумфальным завершением земной христианской жизни? Думаю, у Господа, если эти люди того заслужили, они прославлены. А нужно ли их канонизировать, решит священноначалие», - заключил отец Димитрий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Спасти веру на Украине может только Русская армия
Зверское избиение митрополита УПЦ Лонгина опровергает ложь партии похабного мира о том, что ООН и Трамп спасут Православие
06.02.2024
На Владыку Лонгина совершено нападение
Митрополит Банченский рассказал подробности злодеяния
06.02.2024
«Там я увидел настоящую Россию»
Патриарх Кирилл рассказал об особом значении в своей жизни периода служения на Смоленской кафедре
03.02.2024
За что преследуют митрополита Леонида?
В условиях отсутствия официальной информации экспертам приходится только гадать о причинах
30.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09