itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Неся пастырское послушание, он приносит людям радость и указывает на то, как выходить из жизненных коллизий»

Старшего священника Иоанновского монастыря протоиерея Николая Беляева поздравляет его старший брат, с.н.с. Института истории РАН Сергей Беляев

0
1256
Время на чтение 5 минут
4 марта старшему священнику Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге протоиерею Николаю Беляеву исполняется 80 лет. Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет отца Николая с 80-летием. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей Матери-Церкви и дорогого Отечества.

О значении пастырского служения протоиерея Николая Беляева рассуждает старший брат юбиляра, кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории РАН Сергей Алексеевич Беляев:

Мой брат — отец Николай, который служит в монастыре на Карповке, насколько я знаю по отзывам людей, которые у него окормляются и которые приходят к нему за советом, пользуется и большим уважением, и большой любовью. Все всегда о нем говорят только одни добрые слова. Для меня это, прежде всего, свидетельство того, что брат не просто хорошо несет свое пастырское послушание, а что это приносит людям радость и указывает на то, как строить свою жизнь и как выходить из всяких жизненных коллизий, которые встречаются на пути каждого человека.

Хорошо известно, что нравственные качества не появляются в человеке в результате получения какого-то образования, разных степеней светских и духовных. Это постигается жизнью и это дается только жизнью, и, как правило, основы этого создаются в той родительской семье, в которой человек появляется на свет Божий и проводит первые годы своей жизни. В этом отношении наша семья, в которой мы все выросли, а нас было трое детей — я, старший брат и младшая сестра, которая, увы, уже скончалась, — была удивительной.

Папа и Мама были верующие, происходили из верующих семей. Хотя наше детство — мое, брата отца Николая и сестры – прошло без родителей. Маму в 1941 году арестовали за то, что она написала письмо в газету «Известия» о том, что существуют очереди за хлебом, а Папу в 1942 году взяли на трудовой фронт, и Папа строил железную дорогу на Северном Урале, потом восстанавливал разрушенный Ленинград, потом на станции Дно разбирал вокзал, разбомбленный немцами. Мы в это время жили у чужих людей, так что детство было сложное.

Потом, когда в 1946 году все соединились, — Мама из ссылки вышла, слава Богу, живая, а Папа, слава Богу, вернулся с трудового фронта, – тут в полной мере мы почувствовали и родительскую любовь, и заботу. С этого момента, с 1946 года и до того, как мы покинули родительскую семью для поступления в ВУЗы, мы получили тот нравственный заряд, ту силу любви, внимания к человеку, человеческому сердцу и человеческой душе, которые позволили нам всем честно прожить достаточно долгую жизнь. Брат был окружен такой любовью и вниманием, и эту любовь, это отношение к людям, полученные в родительской семье, приумноженной своей жизнью, он сейчас передает своей пастве, прихожанам своего храма.

Несколько слов о том, как складывалась его жизнь. Мы жили все время в сельских или районных городишках Рязанской губернии, последним из которых, где я и брат окончили средние школы, был город Скопин. Потом мы оба последовательно поступили в Ленинградский университет. У брата с последних лет школы появилась тяга к монастырям, и она развилась, когда брат оказался в Ленинграде. И в те годы, и в школьные, и вузовские, я помню, как брат ездил в Глинскую пустынь, как он там окормлялся у знаменитых глинских старцев. Все думали, что братец пойдет в монахи и уйдет в монастырь. Но случилось все по-другому. Вскоре, еще в Университете, он женился.

В этом смысле брат повторил путь нашего Папы. Потому что Папа — Алексей Сергеевич Беляев, в священстве отец Алексий Беляев, получил хорошую духовную школу, находясь последовательно в окружении архиепископа Иоанна (Смирнова) в Риге, митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Феодора (Поздеевского), настоятеля Даниловского монастыря. Все родные и окружающие думали, что он тоже пойдет в монастырь. Но когда в 1927 году архиепископ Феодор отошел от местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), то перед Папой встал вопрос: как быть? Или вслед за своим пастырем идти по пути отрицания церковной действительности того времени, или выбрать какой-то другой путь?

За советом Папа обратился к старцу Алексию Зосимовскому, который вытаскивал жребий при избрании Святейшего Патриарха Тихона. Отец Алексий сказал Папе, что его путь — семейный. И Папа отошел от архиепископа Феодора, спустя некоторое время женился и, благодаря благословлению отца Алексия из Зосимовой пустыни, мы трое появились на свет Божий. Так что в этом плане путь брата в значительной степени повторяет путь нашего Папы.

Тот духовный заряд, который у Папы появился в результате общения с этими выдающимися иерархами нашей Церкви, с той богатой церковной и духовной традицией, которую Папа почерпнул в юности, он передал всем нам, и братец это воспринял и своим сердцем, и своей душой. Сейчас он это преумножает. Это сказывается при его общении со своей паствой, с людьми его окружающими.

Дальнейшая жизнь в некоторой степени, пока я не переехал в Москву, протекала в одном городе — Петербурге, вела к тому, что эти заложенные основы здесь не только сохранялись, но и приумножались. Знакомство с выдающимся богословом ХХ века протоиереем Петром Гнедичем, пребывание Папы и наши частые посещения Пюхтицкого монастыря — все это способствовало приумножению тех духовных основ, такого отношения к людям, которое было почерпнуто в родительской семье.

Наконец, очень промыслительно то, что брат сейчас служит на Карповке в монастыре, основанном отцом Иоанном Кронштадтским. Это очень промыслительно и это тоже связано с родительской семьей, с Папой. Дело в том, что последние годы своей жизни — 8-9 лет – Папа провел в Пюхтицах. Мы там тоже часто бывали. Пюхтицы, как известно, тоже были основаны по благословению отца Иоанна Кронштадтского. Его имя там очень почиталось и почитается и всегда произносится с каким-то особым чувством. Это чувство передалось и брату. Благодаря тому, что там был Папа, мы все там очень часто бывали и все знали будущего отца Николая.

Брат вначале служил во Владимирском соборе. Когда оказалось, что нужно выбрать старшего священника для вновь открытого монастыря на Карповке, а оба эти монастыря — и Пюхтицкий, и на Карповке — ставропигиальные, то встал вопрос, кого выбрать. Но поскольку и Святейший Патриарх Алексий, и сестры в Пюхтицах, и здесь на Карповке знали брата, то ответ был один — выбрать отца Николая. Так что, задолго до того как монастырь открылся, практически путь на многие годы священства брата был уже определен Промыслом Божьим. Так все было построено и возникло.

Дай Бог, чтобы мой брат, отец Николай Беляев, еще в течение долгого времени мог бы также достойно нести свой пастырский Крест, поддерживая людей при всех обстоятельствах современной жизни, о чем будем соборно молиться Христу Богу, Его Пречистой Матери и Угоднику Божию отцу Иоанну.

Видеозапись беседы главного редактора РНЛ Анатолия Степанова с С.А. Беляевым.

Биографическая справка:

Старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке протоиерей Николай Беляев (Николай Алексеевич Беляев) родился 4 марта 1938 года. Окончил Ленинградский университет и долгие годы работал в Пулковской обсерватории под руководством выдающегося астронома Елены Ивановны Казимирчак-Полонской (в постриге – монахини Елены). Научные труды ученого были отмечены высокими наградами. Верным спутником его жизни с молодости стала матушка Светлана Дмитриевна, доктор физико-математических наук, профессор Военно-артиллерийской академии, воспитавшая трех сыновей.

7 апреля 1990 г. Николай Беляев был хиротонисан во диакона, а 16 апреля того же года – в иерея. Свое служение отец Николай начал во Владимирском соборе Санкт-Петербурга, а последние 25 лет служит старшим священником Иоанновского монастыря на Карповке.

За это время немногочисленный приход разросся в крепкую и дружную общину, которую батюшка сплотил молитвой, любовью и терпением.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Беляев
Все статьи Сергей Беляев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54