В Госдуме предложили лишить работы критикующих Россию актеров. С такой инициативой выступил первый заместитель председателя комитета по развитию гражданского общества Иван Сухарев, который подготовил запрос министру культуры Владимиру Мединскому с предложением рассмотреть возможность выпуска рекомендации для режиссёров не снимать актёров с антироссийскими взглядами в фильмах с госфинансированием, сообщает RT.
«Получается странная ситуация, когда некоторые деятели культуры мало того что поливают грязью русских, но делают это за счёт их налогоплательщиков. Конечно, запрещать ничего не надо, но обратить внимание на эту ситуацию следует», — подчеркнул он.
Напомним, что 20 февраля актёр Алексей Серебряков заявил, что национальная идея России заключается в «силе, наглости и хамстве».
«Человек выбрал местом жительства Канаду. Это, безусловно, его право. Человек при этом постоянно работает в России и зарабатывает немалые деньги. Я не слышал, чтобы актёр Серебряков был востребован где-нибудь в Канаде, в США или других странах. Зачем же ты после этого выступаешь с такими заявлениями? Какая в этом нужда? Для того, чтобы получить какие-то плюсы на своей новой родине? Это некрасиво и бесчестно», — прокомментировал «НСН» заявление Серебрякова режиссёр Карен Шахназаров.
«Что Вы думаете о высказываниях актера Серебрякова? Следует ли реагировать на подобные заявления и если да, то как?» – с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.
Олег Смолин, 1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, отметил, что «не читал все интервью Серебрякова, а слышал только фрагменты, которые все обсуждают. Оценки, звучащие в этих фрагментах, мне не нравятся. Думаю, они несправедливы по отношению прежде всего к русским людям из глубинки. Но я считаю, что во всех таких вопросах нужно проявлять осторожность и взвешенность».
Депутат напомнил, что «Михаил Лермонтов, которого
Владимир Путин назвал своим любимым поэтом, написал стихотворение "Прощай, немытая Россия". И кстати, именно после того, как это стихотворение прочитал шеф жандармов Бенкендорф, Лермонтова отправили на Кавказ, где он в конце концов и погиб. И тот же Лермонтов написал посвященные России стихи "Люблю Отчизну я, но странною любовью!", где есть строчки о том, что поэт любит "…ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям", и т.д. Значит ли все это, что Лермонтов не любил свою страну? Очевидно, что нет! Россию он любил, но только, как он выражался, "странною любовью": не официальной или официозной, а своей, особенной».
Олег Смолин не думает, что «о позиции творческого человека, в данном случае актера, можно судить по одному, отдельно взятому высказыванию, которое, повторю, мне не нравится. Поэтому я бы не стал делать слишком скорых выводов и судил бы о человеке не по одной цитате, а по всей совокупности работы актера, других его высказываний. И мне кажется, что со словом надо бороться словом, со взглядами надо бороться взглядами. Это будет более правильно, чем административные или экономические меры».
Олег Шеин, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, сказал: «У всех есть разные социальные практики, разные аудитории, и естественно, в зависимости от них люди так или иначе воспринимают собственную страну, собственное Отечество. Тем не менее, мне жалко, что Серебряков видит Россию именно такой. Россия, как и любая другая страна в мире, разнообразна, но хамство никогда основой в наше стране не являлось».
«Теперь что касается всяких там цензурных соображений. Если речь идет о талантливом актере или режиссере, чье творчество расширяет нашу национальную культуру, то независимо от каких-то его личных обостренных высказываний мы должны давать ему возможность и дальше участвовать в тех или иных культурных проектах, в том числе в создании новых кинофильмов», - считает депутат.
Он напомнил, что «во времена оны Николая Васильевича Гоголя глубоко раскритиковали за то, что в "Мертвых душах" он не вывел ни одного положительного персонажа. "Мертвые души", как и "Ревизор", были насыщены субъектами, на которых клейма ставить негде. И это очень не нравилось царской империи, царской цензуре. Но имена этих цензоров все уже давно забыли. Сегодня из десяти человек на улице в лучшем случае один может сказать, кто был царем в то время. А Гоголя знают все! То же самое и с сегодняшними цензорами. Их времена уйдут, и никто о них не вспомнит. А о талантливых людях будут помнить. Но Серебрякова жалко из-за того, что такое у него оказалось восприятие».
Сергей Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам (Республика Крым), признался: «Резко негативно я реагирую на такое. Не один раз сталкивался с подобными высказываниями артистов еще советского периода, которые проживали на
Украине. Например, известная у нас в России Ада Роговцева после развала
СССР постоянно плохо говорила о России, о том, что ее чуть ли не притесняли в СССР, как и ее семью. Когда она появлялась на каких-то российских площадках, у меня это вызывало просто бурю возмущения. То есть на Украине она ругает Россию, но, тем не менее, едет сюда и получает деньги? А потом еще и отправляет их "воинам" АТО? А режиссер Серебренников, который организовал массовые хищения бюджетных средств? Меня вообще возмущает выделение серьезных денег на антироссийские фильмы, зачастую низкопробные. Если деньги и выделяются из госбюджета, то это должен быть госзаказ с конкретными параметрами того, что должно получиться в итоге».
Он заявил, что запретил бы «сниматься в фильмах артистам, которые порочат нашу страну. Когда вижу такого актера, снимающегося в патриотическом фильме и говорящего патриотические слова, я его уже воспринимаю не как артиста, а как человека, который говорил негативно о России. И реагировать тоже надо, но не очень бурно, чтобы не делать этим людям дополнительную рекламу. Я бы не устраивал большую шумиху, но ограничил бы их в получении бюджетных денег».
«Я, например, раньше хорошо относился к Ахеджаковой, Басилашвили и к другим. А теперь даже старые прекрасные фильмы с ними не могу воспринимать после их высказываний насчет Крыма. Они на своей шкуре не прочувствовали, как вытесняется русский язык и культура, как пытаются при этом судить людей. Если ты артист – будь артистом. Нормальный умный актер вообще не говорил бы ничего о политике», - уверен Сергей Цеков.
Ирина Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Челябинская область), согласна с уважаемым Кареном Шахназаровым. «Человек, который зарабатывает деньги в России, при этом живет в другой стране и плюет в ту руку, которая его кормит? – недоумевает она. - Значит, надо зажать в кулачок эту руку. Пусть едет в Канаду и там зарабатывает».
«Надо разок проучить за подобное, тогда и остальные будут осторожнее в высказываниях о своей стране, - предложила Ирина Гехт. - Ведь это не первый раз, когда артисты оказываются в центре политического скандала, а не творческого. Конечно, это право каждого – высказывать свое мнение. Но и нам себя в обиду не надо давать. Мы на самом деле часто бываем слишком добрыми, боясь быть обвиненными в цензуре. Но люди, живущие на государственные деньги и позволяющие такие высказывания, поступают слишком грубо. Но раз так, тогда, ребята, давайте как-то отвечать за свои слова».
Анатолий Лысков, заслуженный юрист РФ, сенатор от Липецкой области (2002-2014), генерал-лейтенант, считает, что «слова актера Серебрякова у любого здравомыслящего российского гражданина вызывают ощущения брезгливости к автору. Он предстал перед обществом индивидом с искаженным правосознанием иванов, не помнящих родства. Как представляется, обладая определенным талантом в своей профессии, Серебряков не дорос до философского осмысления национальной идеи и остался на уровне примитивного восприятия окружающего его бытия, сопровождающего его лично "силой, наглостью и хамством". При этом нельзя исключать, что он сам в достижении своих целей придерживается таких животных навыков. А коль так, то он без всякой брезгливости "наплюет в колодец", а потом будет из него пить сам и предлагать другим. Колодцем же в данном случае является Россия, давшая ему возможность заниматься творческой профессией».
«У серебряковых вряд ли есть философские способности, - полагает он. - Ведь философское понимание национальной идеи заключается в систематизированном обобщении национального самосознания и смысле существования народа. Если смысл своего существования автор произнесенных слов видит в "силе, наглости и хамстве", то мне его жаль. Это означает, что в своем развитии он остался на уровне "детскости". А это уже не вина его, а беда - уровень психологического развития личности.
Что касается предложения о запрете на профессию, то в данном случае это не выход. Профессия сама его вытолкнет на обочину жизни, если он не научится отграничивать собственные шкурные интересы и общие цели существования собственного народа. Да и вообще, как представляется, он со своим "крылатым афоризмом", порхающим как вредоносная бабочка по средствам массовой информации, не заслуживает такого пристального внимания и долгого звучания. Наверняка уже наполнен грустью в своем жилище в пространстве другой страны».