Главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель МОО «Русское Собрание» историк
Анатолий Дмитриевич Степанов принял участие в передаче «Умная беседа». Тема выпуска: «Столетие революции и екатеринбургской трагедии» (
видеозапись передачи). С гостем беседует старший аналитик Аналитического центра святителя Василия Великого
диакон Илья Маслов.
Эксперт высказался о роли монархического движения, «Черной сотни», в ходе революций начала XX века. После событий 1905 года черносотенное движение не только поддержало власть, но и остановило революцию. В конце XIX века спецслужбы научились работать с подпольем. Самой распространенной формой стала засылка агентов. Власти удалось внедрить своих агентов во все крупнейшие революционные партии. Эти агенты порой достигали высокого положения в партиях, достаточно вспомнить Азефа.
Но тогдашняя власть не имела опыта работы с массовым движением, с уличными демонстрациями, которыми умело манипулировали революционеры, превращавшие мирные манифестации в вооруженные. Самый ярким пример – т.н. «Кровавое воскресенье». Революционная пропаганда раскрутила это трагическое событие с тем, чтобы опорочить власть. И это ей удалось, до сих пор вспоминают по поводу и без повода пресловутое «Кровавое воскресенье». Этот опыт власть начала приобретать, и здесь большую роль сыграли монархические демонстрации, которые очистили улицы от «краснофлажников» (так в то время называли революционеров). На улице вернулись городовые. Поэтому можно сказать, что черносотенцы спасли страну в 1905 году. Черносотенное (монархическое) движение было опорой власти, представители которой нередко советовались с лидерами «Черной сотни».
По подсчетам департамента полиции, в 1906-1907 годах насчитывалось около 450 000 активистов черносотенного движения, не считая единомышленников.
Но постепенно ситуация изменилась. По данным департамента полиции, численность черносотенных активистов менее чем за десять лет сократилась на порядок — до 40 000 человек. К 1914 году монархическое движение представляло из себя множество противоборствующих групп, которые не смогли ничего сделать в феврале 1917 года. Причин упадка движения много. Одна из причин — дискредитация (демонизация) либералами черносотенного движения в глазах народа. Вторая причина — амбиции лидеров. Уже в 1908 году началась борьба между лидерами Союза русского народа Александром Дубровиным и Владимиром Пуришкевичем. Потерпевший поражение Пуришкевич создает параллельную структуру — Союз Михаила Архангела. Началась внутренняя организационная борьба.
Самый серьезный удар по монархическому движению был нанесен в 1909-1912 годах. Это исходило от министерства внутренних дел и лично от Петра Столыпина. Черносотенцы, став реальной политической силой, не поддержали реформы Столыпина. Они категорически выступали против разрушения общины, создания блока с кадетами и октябристами, проекта Столыпина по созданию центристской силы. Но кадеты и октябристы отказались создавать блок. Тогда Столыпин вынужден был создать свою политическую партию — Всероссийский национальный союз (в просторечии — партия русских националистов). Эта партия призвана была отодвинуть Союз русского народа. Это привело к дроблению и уничтожению Союза. От Союза русского народа отошла благонамеренная часть истеблишмента, национальной интеллигенции, которые увидели в Союзе не «точку сборки», а место для внутренней борьбы, склок, поливания грязью оппонентов. Союз русского народа был расколот и дискредитирован. Теперь он не воспринимался как организация, способная защищать интересы страны.
В 1915 году создается Прогрессивный блок, куда входит в том числе и часть русских националистов, направленный на свержение самодержавия. В четвертой Государственной Думе, в разгар войны, правые оказались в подавляющем меньшинстве. Государь, который ранее приветствовал создание черносотенного движения, в это время стал дистанцироваться от него.
Первая мировая война «перемолола» русское офицерство. Генералитет предал Царя. Если бы не предательство генералов, революции не было бы. У боевых русских православных генералов произошло повреждение монархического чувства, они думали о том, как после свержения Царя усилится Россия, как завладеет проливами Босфор и Дарданеллы. Россия находилась в состоянии смуты, когда лучшие люди утратили монархическое чувство.
Революция была готова уже в 1915 году. В Думе сформировался оппозиционный блок, лояльные Государю министры были уволены, ставка во главе с Великим князем Николаем Николаевичем усилилась как политический центр страны. Государь, возглавив армию, пресек эти планы заговорщиков. Тогда начал готовиться другой план, который и осуществился в феврале 1917 года.
Правые осознавали революционную угрозу. На февраль 1917 года был запланирован монархический съезд. Но он не был разрешен главой правительства князем Голицыным, который действовал по наущению врагов монархистов. Февральская революция отчасти носила стихийный характер, как любое историческое действие, но уже в первые дни революции были арестованы наиболее дееспособные ее противники, в частности Дубровин.
Государь был монархистом по глубинному мироощущению. Он понимал, что монархия не может быть выразителем чаяний части народа, и в то же время он видел, что народ разделился. Государь понимал, что монарх не может занимать позицию одной из сторон внутреннего конфликта.
Белое движение по своей идеологии было не монархическим, а демократическим. Оно с неприязнью относилось к «гнусным черносотенцам».
Государь был народолюбцем, он надеялся, что русский народ его вызволит. Но этого не произошло, что является еще одним свидетельством состояния смуты. Как справедливо отмечал Лев Троцкий: если бы Белое движение встало под монархические знамена, то большевики проиграли бы. Это показывает, что, как это не парадоксально, большевики понимали душу русского человека лучше, чем лидеры Белого движения.
Вызывает широкую дискуссию вопрос о «екатеринбургских останках». До сих пор много неясного. В ходе последнего расследования возник ажиотаж вокруг темы ритуальности убийства Царской Семьи. Для православных эта тема давняя. Но недавно она стала известна широкой общественности. Либералы своими провокационные материалами возбудили еврейскую общину, напуганную якобы готовящимися еврейскими погромами. Секретарь Патриаршей комиссии епископ Тихон (Шевкунов) вынужден был выступить с разъяснениями, справедливо отметив, что ритуальность может быть не только каббалистической, но и большевистской. Например, Мавзолей создавался как оккультное сооружение. Убийство Государя, действительно, носило символический, ритуальный характер и воспринималось как убийство России, Российской Империи. Убийцы Государя понимали, что убивают не «полковника Романова», а хозяина Земли Русской, законного монарха.
Анатолий Степанов пояснил основную мысль своей резонансной статьи
«Царь-Мученик Николай и Иосиф Сталин». Важнейшей задачей русского самосознания сегодня должна стать выработка концепции второй смуты. Из-за этого происходят столкновения. До февраля 1917 года Россия была великой страной с законной властью. Смута началась в феврале, а не в октябре 1917 года. В этом смысле деятелями смуты равно являются Милюков, Гучков, Керенский,
Ленин, Троцкий.
Во второй половине 20-х годов XX века поднимается народное сопротивление углублению революции. Именно народ заставил Иосифа Сталина, по отзывам современников, слабого человека стать СТАЛИНЫМ, обладающим всей полнотой власти. Народ сказал государству: вернись. Кстати, с тем же призывом народ обращается сегодня и к
Путину. Когда началось покушение на народную нравственность, на народное мировоззрение, тогда и произошла сталинская контрреволюция. Смута стала заканчиваться с начала 30-х годов, когда началось возвращение традиционных символов, идеи служения, реабилитирована Русская Церковь.
Февральская революция произошла во время Великого поста, тогда она воспринималась как освобождение народа от вековой тирании. А Великая Победа как символ сталинизма произошла на Пасху, когда победоносная русская армия под предводительством Георгия Жукова брала Берлин. Произошло это событие в день Георгия Победоносца! Чуткие православные души, в частности Патриарх Алексий I, прекрасно понимали духовную логику совпадения Пасхи и победы русской армии, взявшей логово фашизма, захватившей Берлин. Сохранилось воспоминание одного бойца, участвовавшего во взятии Берлина. Он увидел, как по ступеням поверженного Рейхстага спускается полковник с очень необычной внешностью. Боец отдал честь полковнику. Через много лет этот человек, ставший к тому времени монахом, увидев фотографию Государя, понял, что тогда он встретился с Николаем II. Это один из ярких символов преемственности.
Второй символ. Сталин распорядился провести парад Победы на день Троицы. Это было целенаправленное решение, так как в этот день отмечается основание Церкви, ее торжества.
А в своем обращении к народу после победы над Японией Сталин заявлял: «Тяжелым пятном лежало поражение на сознании народа. 40 лет мы люди старшего поколения ждали этого дня». Какая нарочитая демонстрация геополитической преемственности! Оказывается, в 1905 году сердце террориста, бомбиста Сосо Джугашвили («Кобы») было уязвлено поражением ненавистного ему режима в Русско-японской войне.
Именно поэтому, на мой взгляд, преемственность нашей истории открывает дорогу для примирения и объединения «красных» и «белых» патриотов, двух частей русского патриотического движения.
57. Ответ на 53., Абазинский:
56. Re: Преемственность русской истории открывает дорогу для объединения «красных» и «белых»
55. Re: Преемственность русской истории открывает дорогу для объединения «красных» и «белых»
54. Ответ на 52., Русский Сталинист:
53. Ответ на 45., Lucia:
52. Ответ на 50., Лебедевъ:
51. Ответ на 44., Алёша:
50. Ответ на 41., Русский Сталинист:
49. Эволюція - это ключъ ко всей программѣ анти-Христіанства. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000, +
48. Re: Преемственность русской истории открывает дорогу для объединения «красных» и «белых»