itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Черный и Белый квадраты Казимира Малевича

Размышления Виктора Корна к столетию создания картины «Белый квадрат»

Новости Москвы  100-летие революции 
0
2440
Время на чтение 10 минут
1
Вот так, проснувшись среди ночи, думая перед этим, все эти дни после публикации в сети сообщения о найденном портрете цареубийцы Юровского, о картинах Малевича, читая статьи о его жизни и творчестве, понял, вдруг, аз грешный, что это такое – «Черный квадрат» и его истоки.

Говоря о самой знаменитой картине 20-го века, никогда не упоминают ее истинное название, отражающее ее внутреннюю сущность: «Черный квадрат на Белом квадрате».

Путь куба сахара, обернутого в белый пергамент – продукции на экспорт сахарных заводов конца 19-го века в украинской глубинке – начинался на черных полях, засеянных семенами сахарной свеклы. Проекция поверхности такого экспортного куба на плоскость и будет белый квадрат, внутри которого изображен черный квадрат – место «рождения» этого куба – поле пахотной черной земли, приготовленной к посеву.

В порту Херсона эти «сахарные кубы» бережно погружались на суда: достаточно было небольшого скола угла куба, чтобы он был забракован. Об этом рассказывал мне отчим Иван Григорьевич Богданов (1901 – 1982): его юность, до ухода добровольцем в Красную армию, прошла в этом прекрасном городе в устье Днепра, некогда столицы Новороссии, где его старший брат работал грузчиком в порту.

Общинное землевладение, в частности на Украине, уже в 80-х годах 19 века испытывало кризис: крестьяне стремились, как говорили тогда, «разделить землю в вечность» и земельные наделы, те самые «черные квадраты» земли, стали предметом горячего торга, определяя судьбы живущих на них и кормящихся ею людей.

Земля, как и во все времена, а в конце 19-го, в начале 20-го века, особенно, была главной ареной «полей войны» за обладание ею. Используя, заведомо неразрешимую задачу – «квадратура круга», можно сказать, что она стала таковой и для земельных наделов общин в России того времени. Сотни тысяч разорившихся крестьян, будучи не в состоянии приобрести в собственность земельные наделы, переселялись в иные места или нанимались в качестве сельскохозяйственных рабочих. Это ими, работающими на полях сахарной свеклы, любовался подросток Казимир Малевич, отмечая и запоминая сочетание ярких красок их одежды и окружающей природы.

Будущий великий художник, со знаковой фамилией с польско-русскими корнями (малевать – рисовать), определившей его будущность, окончил пятиклассное агрономическое училище в селе Пархомовка близ Белополья (!). Этот задел, сам по себе, на всю жизнь определил его отношение к земле, как к священному объекту человеческого труда. Его детские годы прошли в украинских селах, юношей до 17 лет он оставался жить в Конотопе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, где Казимир работал чертёжником в управлении железной дороги. Это оттуда его любовь к прямым, как под линейку, линиям: шутники говорили, что рисуя, он кистью не пользовался.

Не оспаривая известные суждения о «Черном квадрате» самого его творца, отметим только, что вся наша деятельность является отражением нашего сознания, в котором сохраняются образы, запечатленные, особенно сильно, в детские и юношеские годы. «Искусство ради искусства», - о чем часто говорил Малевич, называя себя «идеалистом», - это уже будет не искусство, как отражение окружающего мира, а искажение сознания.

Впервые увиденные в детстве поля – квадраты черной земли и большие кубы белого сахара на заводах, где трудился его отец, отдававший всего себя руководству таким, не простым, производством, жили в его подсознании и повлияли на первые всходы-ростки – наброски «Черного квадрата». Это произошло в 1913-й год – последний, перед Великой войной, мирный год в России и в Европе, как прощание с прошлым миром, который уже никогда не будет прежним, изменившим судьбы стран и их народов. В этом смысле, зарождение «Черного квадрата» было предчувствием надвигающейся «черной» беды – мировой катастрофы на всем белом свете.

Именно в 1913 году над созданием футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова), работали друзья Малевича; декорации и костюмы к ней он напишет в конце того же года: там, впервые, и возникло изображение «чёрного квадрата». Впоследствии, постановка оперы «Победа над Солнцем» была осмыслена Малевичем как становление супрематизма – от польского слова «супрематия», в переводе – «превосходство», «главенство», «доминирование».

«Черный квадрат» был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) на выставке «0,10» и имел значительный успех. Закономерным является тот факт, что завершение идеи Малевича – создание «Черного квадрата» и его публичная демонстрация пришлись на время все более разгоравшегося пожара Великой войны – крушения прошлой жизни. Продолжением темы «Черного квадрата» стал триптих «Чёрный квадрат», «Чёрный круг», «Чёрный крест» (1923).

«В настоящее время в России находятся четыре варианта «Чёрного квадрата». Два из них - в Москве, в Третьяковской галерее, а два - в Санкт-Петербурге (в Эрмитаже и в Русском музее). Интересующая нас картина - это второй вариант «Чёрного квадрата». Написана она примерно в 1923 году и вошла в состав триптиха: «Чёрный круг», «Чёрный крест» и, соответственно, «Чёрный квадрат». Среди исследователей творчества Малевича по поводу этого, второго варианта, до сих пор нет единого мнения. Некоторые утверждают, что картина написана не самим художником, а его учениками, некоторые склонны к тому, что этот «Чёрный квадрат» принадлежит исключительно кисти Малевича, а третьи полагают, что это совместная работа художника и его учеников» (См.: В какой триптих входит «Чёрный квадрат» Казимира Малевича?).

Символично, что все варианты «Черного квадрата», в отличие от большого числа других картин Малевича по многим музеям мира, не покинули своих истоков – Россию и разделившись по доле ответственности за его явление (Петербург-Петроград здесь, все-таки, главный), остались на виду народа в ведущих музеях Петербурга и в Москве.

Что еще такое есть в геометрической фигуре квадрата, а это прежде всего – форма, настолько присущее нам, настолько нам родное, что заставило все эти «Черные квадраты» не покидать пределов страны, в которой они были явлены миру?

В самом слове «геометрия» уже содержится ответ, подтверждающий прослеженную выше глубинную связь происхождения «Черного квадрата»: «гео» - земля, у русских – «Мать – Сыра земля». Квадрат же, сам по себе – это геометрическое определение равенства, справедливости по-русски: все его четыре стороны, как четыре стороны света, равны между собой. Все углы квадрата, также равны между собой: они «прямые», как понятия справедливости, высказываемые прямо, без экивоков, а в сумме, эти четыре прямых угла, равны 360 градусам, что определяет формулу круга, форму земли. Того круга, который в русской общине выражает собой собрание равных по праву его участников: «стать в круг»!

Малевич, в 1923 году много понявший через все эти десять лет разрушения России, объединив три «основные первофигуры супрематизма» 1915 года в триптих «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест», заставил и всех других, способных к этому, понять смысл «Черного квадрата».

«Черный круг» - круговая вина русской общины, в широком смысле ее понимания – русского народа, в том, что привело его и страну к «Черному кресту», накрывшему Россию, все ее четыре стороны света, ставшие черными: форма «креста Малевича», сама по себе, говорит об этом. «Черный круг» и, особенно, «Черный крест» на фоне белого квадрата, изначально понимаемым как «Белый свет», то есть, «Земля со всем существующим на ней; мир, Вселенная», ассоциируется у нас с той, прежней – «Белой Россией». В год 1915-й создания этих трех «основных первофигур супрематизма», Россия все еще была тем, что подразумевается под словом, переводимым как «превосходство», «главенство», «доминирование».

Чем объяснить тот факт, что «Черный круг» нарисован Малевичем не по центру фона - белого квадрата, а смещен вверх и вправо? Трудно определить чего здесь больше»: нарушения симметрии – соразмерности, неизменности или внесение в композицию некоей динамики. Возможно, что асимметрия «Черного круга» показывает продолжение уже начавшегося процесса – динамику нарушения неизменности.

1

Триптих «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест», 1923 г.

Оглядываясь на наше прошлое, на то, что случилось с Россией после 1915 года, и особенно после 1923 года, когда в разрушенной до основания стране, с незатухающим пожаром Гражданской войны, стала очевидной «Победа над Солнцем», мы далеки от того восторженного принятия явления в России «Черного квадрата», которое прозвучало тогда из уст искусствоведов и широкого круга образованной русской публики. Продолжавшаяся и доныне однобокая трактовка «побед русского авангарда» показывает неосознанность большей частью, все того же «передового» русского общества, случившейся катастрофы и еще менее – готовности его к покаянию.

Почему не был воспринят, так же восторженно, «широкой образованной публикой», созданный Малевичем в 1918 году «Белый квадрат», как это было в тот 1915-й год, во время Великой войны? Ответ прост, как форма квадрата: той публики, часть которой еще осталась от прежней жизни, уже было не до картин супрематизма – в обезлюдевшем Петрограде Зиновьева и Урицкого доминировали другие «картины».

Сам же художник, создатель «Черного квадрата», не мог не чувствовать свою ответственность за «Победу над солнцем»: отсюда и рождение в год начала «мiрового пожара» в России картины «Белый квадрат». Собственно, картину эту не надо было создавать: достаточно было освободить ее из-под «Черного квадрата», извлечь на Свет Божий, о котором люди уже стали забывать.

Художник мирового уровня, такой, каким был Казимир Северинович Малевич (1879–1935) – если не пророк, то глашатай своего времени, своего века. Малевич был и тем и другим, а еще и деятельным сыном своего века. Его недюжинной силы и энергии хватало на все: он был педагогом, теоретиком искусства, философом. К созданному им стилю – супрематизму, он пришел через импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, кубо-футуризм. Изобретенный им супрематизм – это универсальный многоуровневый, своего рода универсальный «Код Малевича» – тайнопись событий своего времени, одного из самых динамичных и трагичных в истории России и всего человечества.

Посмотрите на эти три картины Малевича:

1 1 1

1918 Супрематизм 1921/1927? «Супрематизм 15», 1927 г.

Первая из них – «1918» внешне соответствует замыслу автора: красная печать на ней, на его «супрематизме», как виза в «новый мир». Но, велика сила искусства настоящего мастера: история подтвердила, что Малевич уже в 1918 году подсознательно понимал, что это был приговор самому громкому и бессмысленному лозунгу марксизма, ставшему кроваво-красным клише. Буквы в левой части лозунга, как и в «Левом марше» (1918) «пролетарского (!) поэта» идут, широко шагая в начале, и постепенно сбиваются вправо, тесня друг друга: это был ответ супрематиста Малевича поэту Маяковскому.

Две последующие картины – «работа адова», как следствие «всепобеждающего» лозунга «Манифеста коммунистической партии»: Красный Крест на фоне Черного круга – Черного Солнца и Черный Крест на фоне деформированного Красного Солнца. Обе картины написаны к 10-тилетию «соввласти» – власти сов – власти ночных хищников.

К 1929 году «новая» власть поймет, что все виды искусства, кроме «соцреализма» смертельно опасны ей и супрематизм Малевича будет выброшен на «обочину дороги к светлому будущему»: он умрет от рака простаты, живя в нищете, но не сломается.

Более полувека Казимир Малевич, его огромное наследие – известное всему миру творчество, будут преданы забвению. Сейчас оно помогает нам осознать: что это было тогда – рождение «Черного квадрата» в 1913 году – последнем году мирной жизни в Царской России, жизни, которая была сродни ее титула.

Послесловие. Отклик друга-писателя на сообщение ему о начале моей работы по теме «Черного квадрата» и всего того, что было до и после его первых набросков в творчестве Малевича:

«Добрый вечер, дорогой Виктор Иванович! Черный квадрат напомнил и "России черный год", и черный крест над Пермью (Уралом) в пророчестве Иоанна Кронштадтского, и черный зев ганинских и алапаевских шахт и просто траур по Земле Русской». Алексей Кузьмин, 29 января 2018 года.

Действительно, «черный зев» большого колодца шахты № 7 на руднике Ганина Яма имел форму почти правильного квадрата со знаковыми, до боли знакомыми, числами его размера –1.777 х 1.777 м.

«НАД ПЕРМЬЮ ВИСИТ ЧЕРНЫЙ КРЕСТ»: ПРЕДСКАЗАНИЕ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

В своей книге об отце Иоанне Кронштадтском И.К. Сурский сообщает следующее:

«В 1890 году одно благочестивое купеческое семейство города Кунгура Пермской губернии приехало в Кронштадт за благословением к отцу Иоанну.

Во время личного с ним собеседования батюшка, узнав, что они приехали к нему из Пермской губернии, сказал им:

- Над Пермью висит черный крест, - уклонившись при этом от всяких объяснений сказанных им сих таинственных слов.

Кунгурские паломники поняли слова отца Иоанна в том смысле, что городу Перми угрожает какое-либо тяжкое бедствие, но после тех ужасных событий, которые произошли на Урале в 1918 году, когда крест тягчайших, воистину голгофских страданий и мученической кончины приняли праведный царь Николай 2-й с своей супругой и детьми, а также и с прочими членами императорской фамилии, то становится ясно, что батюшка отец Иоанн за 28 лет предвидел это небывалое в истории мира злодеяние, совершенное в пределах Пермской губернии, и прикровенно говорил о нем».

На фото: Казимир Малевич, около 1915 г.

Виктор Корн, писатель, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Корн
Право на Приказ…
Кто отдал приказ на «расстрел Романовых»
02.10.2018
Глинская пустынь и Уральская Голгофа*
В свете современных изысканий
25.09.2018
Будет ли проведена историческая экспертиза Царского Дела?
Зачем СК РФ торопится признать «Царскими» «Екатеринбургские останки»
17.09.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора С.В.Мироненко. Окончание
29.08.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора истории С.В.Мироненко
20.08.2018
Все статьи Виктор Корн
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40