Своей армии бояться не нужно

Православные священнослужители об изменении отношения в обществе к службе в Вооруженных силах

0
439
Время на чтение 6 минут
В последние годы, почти незаметно для публики, произошло важнейшее изменение в обществе: армия перестала быть черным кошмаром для призывников и их родителей, каким она была еще с позднесоветских лет. Ужасы «дедовщины» отходят в область преданий. Сейчас к тому, что подросток идет служить в армию, в основном относятся без большого восторга, но и без особого страха, пишет Regions.ru.
Возможно, поэтому праздник 23 февраля меняет свое значение: сегодня в большей степени его считают днем всех военнослужащих (39%), чем мужчин в целом (34%), а в 2005-2006 гг. 23 февраля был скорее мужским днем (46% и 42% соответственно), чем днем военнослужащих (32% и 31%).

Для 39% россиян армия, выполняя свою оборонительную функцию, в той или иной степени оказывает влияние на развитие общества и экономики. По мнению 28%, она играет ключевую роль в развитии всех сфер жизни страны. Четверть опрошенных (24%) считает, что армия – прежде всего инструмент защиты государства от внешних угроз, не оказывающий влияния на общество, однако за последние три года эта доля снизилась (с 34% в 2015 г.).

Уверенность в боеспособности Вооруженных Сил РФ растет все тридцать лет наблюдений: если в 1990 г. соответствующий индекс был равен - 23 п., то в 2018 г. он достиг исторического максимума (73 п.). Сегодня около трети наших сограждан (31%) считают российскую армию лучшей в мире, 52% - одной из лучших, среди тех, кто служил в армии, эти доли 31% и 56% соответственно.

Армия сегодня воспринимается как социальный институт, предоставляющий возможности роста – полагает 73% россиян. Среди служивших этот показатель составляет 77%. О негативном влиянии армии на жизнь человека сказали 6% респондентов и 12% полагают, что она не играет значимой роли в судьбах людей.

Видеть своего близкого родственника (мужского пола) в рядах военнослужащих хотели бы 71% россиян (исторический максимум), обратного мнения придерживается 21% наших сограждан.

«Почувствовали ли вы изменение отношения к службе в армии?» - с таким вопросом корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что это почувствовал.

«Я сам служил в армии, причем в элитных войсках, в Таманской дивизии. Знаю армейскую жизнь не понаслышке. Сейчас о наших вооруженных силах можно сказать много положительного. Так что те, кто об этом свидетельствует, безусловно, правы. Я думаю, вооруженные силы нужны нам не только как инструмент защиты нашего отечества (хотя это в первую очередь), но и как особое сословие, каким до революции было и духовенство. Причем сословие очень важное - с точки зрения не только защиты отечества, но и идеологической – в армии всегда были люди морально устойчивые, крепкие и, прежде всего, патриоты, потому что тот, кто соглашается защищать родину с оружием в руках, - патриот не только на словах, но и на деле», - отметил о. Александр.

«Кроме того, - продолжил он, - возрождается и морально-этическая составляющая наших вооруженных сил. Армия всегда была образцом чести, долга, верности, мужества, взаимовыручки, жертвенного служения – этот список можно продолжить. И мне кажется, все возвращается на круги своя».

«Я считаю очень важным и возрождение института военного духовенства, что тоже благотворно влияет на моральный дух наших воинов. Есть, конечно, и недоработки, которые были всегда и, по-видимому, будут, но не это главное. А главное – воины у нас и как сословие, и как защитники, и как образец доблести чести, мужества – особенно пограничники, наши десантные войска, военно-космические силы, разведчики, моряки, летчики. Даже неправильно кого-то не назвать – все у нас на высоте. Уходит в небытие дедовщина и все отрицательные моменты недавнего прошлого. Увеличивается научный потенциал вооруженных сил, ведь кто такие офицеры? – Прежде всего инженеры, которые могут пригодиться не только на военной, но и гражданской службе, это физически развитые люди, элита общества – как и интеллигенция», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заявил, что это очень интересные результаты опроса общественного мнения.

«Думаю, они объективно отражают отношение общества к службе в рядах вооруженных сил. На наших глазах действительно произошли благотворные (и существенные) изменения в самой армии и в организации службы в ней. Мои прихожане нормально относятся к тому, что их сыновья, братья идут служить. В основном из-за отсутствия дедовщины – а это было страшно. И в связи с ростом авторитета армии мне бы хотелось, чтобы в нее не призывали людей с темным прошлым – приводами в полицию, судимостями. Армия прекрасно обойдется без них, и атмосфера в ней от этого только оздоровится», - добавил о. Александр.

«Армия - один из важнейших инструментов воспитания – по крайней мере, мужской половины населения. Наша армия даже не одна из сильнейших – сильнейшая в мире. Это показала история и показывает опыт военных действий в Сирии. Более того, рост авторитета Российской Федерации на международном уровне связан с укреплением ее вооруженных сил», - заключил он.
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, отметил, что почувствовал изменение отношения к службе в армии.

«Я вижу, что многие люди, которые боялись за своих детей, уходящих в армию, сейчас, когда те уже служат, говорят, что вполне удовлетворены, и служба в армии – это к лучшему. Действительно, в армии стало лучше даже с бытовой точки зрения: когда я служил, у нас в казарме отсутствовала душевая, и только раз в неделю была баня. Все остальное время мы ходили немытые. Теперь в каждой казарме есть душевые. Нас спало в одной комнате на двухэтажных койках 150 человек – теперь гораздо меньше. Так что во многом существовавшие в армии агрессивные настроения, от которых шла дедовщина, были еще и следствием серьезной бытовой неустроенности. Сейчас условия проживания стали комфортнее, и агрессия ушла», - добавил он.

«К тому же людям стало интересно изучать военное дело – а раньше служба была борьбой за выживание. Я вижу, что люди убеждаются: армия сейчас другая. Их страхи проходят», - продолжил священник.

«У нас служили большинство батюшек. Раньше, если человек не отслужил в армии, не рукополагали. Лучшей гарантией твоей профпригодности был военный билет. Когда человек приходил с «белым билетом», архиерей серьезно задумывался, рукополагать ли такого человека. А если у него плоскостопие или искривление позвоночника? А у нас большие нагрузки, посты. Требуется и серьезное психическое здоровье. И то, что батюшки служили в армии, всегда как-то успокаивало прихожан», – добавил о. Петр.

По его словам, когда прихожане приходят и говорят: «Батюшка, какая трагедия, ребенка забирают в армию, это же ужас»! Батюшка отвечает: «А мы все служили: и я, и отец Николай, и отец Александр». «И прихожане вначале удивляются, а потом успокаиваются. Так что для священнослужителя военный билет – во многом свидетельство его профпригодности и для духовной работы тоже», - заметил священник.

«Я сам служил в авиации. Конечно, в советское время служить было гораздо тяжелее. Уже начали бороться с дедовщиной, но неприятных инцидентов еще было много. Ну а сейчас уже появились родители, которые приходят в военкомат и просят забрать их чадо в армию – и это хороший симптом», - заключил он.
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, признался, что в советской армии не служил, хотя и получил военную учетную специальность.

«Поэтому о состоянии армии и тогда, и сейчас могу судить только по отзывам окружающих. В те времена армию воспринимали как тяжелейшее испытание. Его, наверное, можно было сравнить с пребыванием в тюрьме. Армейская дисциплина, если она еще и построена на дедовщине (как это, судя по всему, было раньше), напоминает тюрьму, где есть блатные, урки и прочие сидельцы. Они во многом определяют тюремную среду», - продолжил он.

«У моих знакомых, которые служили, отторжения нет. Хотя армейская служба – в любом случае испытание, люди туда приходят расслабленные современной средой, это для них стресс, перелом в жизни. Но всегда считалось, что для молодого человека такое испытание полезно, оно укрепляет, делает более ответственным. С другой стороны, мы понимаем: защита отечества очень важна, российская армия (наследница русской) - замечательная, и служить – это и долг и почетная обязанность каждого», - добавил о. Димитрий.

«Да, в пребывании в армии есть проблемы. Они чаще бывают у тех, кто собирается учиться дальше. В свое время ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что у людей, служивших в армии (а судил он по студентам, которые обучаются на мехмате), не такой потенциал к обучению, какой был перед ней. Это связано с тем, что учеба - тоже большой и очень сложный труд. Когда человек молод, его ум настроен на интеллектуальное, творческое развитие, непрерывное получение новых знаний. Прямо скажем: армейская обстановка к творчеству имеет мало отношения», - продолжил он.

Поэтому, по его словам, есть вечный вопрос: «Как учиться студентам вузов, получать в дальнейшем образование», который обсуждается всегда.

«Наверное, здесь нужен какой-то компромисс. Лучшим вариантом мне кажется наличие военно-учетной специальности, когда студенты имеют возможность проходить армейское обучение - в том числе, строевую, техническую подготовку в вузе, и затем уже приносить присягу, проходя короткий срок службы в армии. Но в любом случае, будет ли человек проходить армейскую службу полностью или по сокращенной программе, армейская обстановка накладывает серьезный отпечаток, и в этом смысле она важный элемент развития каждого молодого человека», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии