Два При­шествия Христова

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о Страшном Суде

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
970
Время на чтение 5 минут
За неделю до Великого поста святая Церковь напоминает нам о последнем Страшном Суде Господнем, когда явится Господь со славою судить живых и мертвых, как исповедуем мы в Символе веры.

Слова сегодняшнего Евангелия — о тайне Первого и Второго Пришествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Первый раз Господь пришел не судить, а спасти мир, и, когда Он придет для суда, суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И суд этот — испытание наше огнем двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Поистине, Страшный Суд — страшный в том значении, в каком мы говорим о Страшных Тайнах Христовых. Потому и молимся мы перед причастием: «Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй судилищи, и осуждение подъемля».

Святой Иоанн Златоуст говорит, что таинство алтаря (Евхаристия), которое есть самая суть Церкви, потому что мы соединяемся в нем со Христом, имеет продолжение в «таинстве брата» — в таинстве ближнего, в котором открывается другой Христос. Эти два таинства — две стороны одной тайны: Христос восстановил единство человечества, разбитое гордостью человека, ибо состояние смерти, в котором человечество пребывает, есть результат этого разделения. Христос не отделяет Себя ни от чего и ни от кого. Через причастие мы входим в это великое единство: мы, христиане, все — члены друг друга, ответственны друг за друга, и больше того — каждый из нас несет в себе, соединяясь со Христом, все человечество.

Быть человеком — значит быть христианином. Быть человеком — значит узнавать, что каждый человек — единственный, неповто­римый и бесценный, ради которого Бог создал мир и ради которого Бог стал человеком и принял страдания. Бог стал человеком, говорят святые отцы, чтобы человек мог стать богом. Или иначе можно сказать — чтобы человек мог стать человеком. И смысл Суда в том, чтобы человек стал до конца человеком — это и есть слава Божия, как говорит святой Ириней Лионский.

Господь явится со славою, и на пути к Нему нельзя остановиться на середине. Не может быть середины или трех четвертей, или девяти десятых — в конце концов, мы либо с Богом, либо с диаволом. Отвержение огня Божественной любви рождает адский огонь вечных мучений. Господь ревностью любви к человеку попалит даже самый малый грех, и нас попалит, если мы от этого греха себя не отделим. Милосердие — подвиг веры всего человека и требует мужества, потому Апокалипсис открывает нам, что участь боязливых и неверных — это вечное отвержение. Блаженный Августин говорит, что под огнем в словах «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» уместно разуметь самую твердость святых, с которой они не поддадутся творящим жестокости, не станут поступать по их воле, ибо твердь есть небо, и твердость его заставит грешных терзаться жесточайшею ревностью, так как они окажутся не в состоянии привлечь на сторону антихриста святых Христовых. И ревность их будет тем огнем, который пожрет их, и это будет от Бога. То дар Божий — что святые останутся непобедимыми, заставляя терзаться врагов.

Антихрист восстает прежде всего против тайны Воплощения, и, как говорит святой апостол Иоанн Богослов, именно потому называется антихристом, что учит самой великой лжи о том, что Христос не пришел во плоти. Всякий грех есть развоплощение человека, но особенно открыто явлено оно там, где немилосердие. В Синаксаре сегодняшнего дня сказано, что антихрист вначале поразит всех добрыми делами, но дело антихриста, суть развоплощения, расчеловечевания человека — в отделении таинства алтаря от таинства брата, нашего ближнего. Оттого что не будет антихрист соединен с тайной любви к каждому человеку, скоро обнаружит он свою страшную жестокость. «Тайна беззакония» раскрывается и внутри Церкви, когда мы живем как будто благочестиво, когда как будто приобщаемся Таин Христовых, но не участвуем в том, что совершается с другими людьми.

Весь смысл нашего существования, вся тайна пришествия Христова — в том, чтобы мы возрастали в участии в жизни других людей, начиная с сострадания к ним, может быть, самого внешнего, как это было с Петром Хлебодаром, отличавшимся исключи­тельной жестокостью. Он запустил куском хлеба в неотвязного нищего, и внезапно увидел во сне, что этот кусок хлеба не дает чаше весов склониться к окончательному его осуждению. Он был так потрясен этим чудом, что стал щедро раздавать нуждающимся все свои богатства, погружая свое сердце в дела милосердия, как говорит святой Исаак Сирин, пока не ощутило оно милосердие, которое имеет Бог по отношению к миру, и, наконец, по подобию Христа, продал себя вместо другого человека в рабство.

Или как святой Мартин Турский, римский воин, еще до крещения встретил холодным зимним днем у городских ворот нищего. У Мартина не было денег, а нищий дрожал от холода, и Мартин снял свой солдатский потрепанный плащ, рассек его пополам и отдал одну половину нищему. Ночью он увидел Христа в окружении ангелов, Который был облечен в половину плаща римского воина. Один из ангелов спросил Его: «Господи, почему Ты носишь эту старую, поношенную одежду, кто дал Тебе ее?» И Господь сказал, просияв неизреченным светом: «Мой слуга Мартин, хотя он еще только оглашенный, дал Мне ее, и за это Я одену Его одеждою небесной благодати».

Наше участие в жизни другого человека всегда является раскрытием тайны Воплощения Христова и Его Креста. Всякий раз Христос воскресший говорит нам, Своим ученикам: «Это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). И если мы бываем нечувствительны к самым очевидным и явным страданиям человеческим — там, где больница, где тюрьма, где голод, где расстреливают невинного человека; если неощутимо для нас это, то нечего нам говорить, что мы имеем какое-то отношение к Тайнам Христовым, что когда-либо в жизни причащались мы Святых Христовых Таин. Все сострадание начинается с того, чтобы мы научились плакать с плачущими, потому что радоваться с радующимися — это большая высота.

Святая Церковь предупреждает нас сегодня, чтобы наша вера не была мертвой, не была воображательной, ложной, чтобы не была она бесовской, ибо бесы тоже веруют и трепещут. Человек может стать, как бес, человек может развоплотиться, стать духом, живя христианской, духовно-иллюзорной жизнью, и соединиться с антихристом, который отрицает тайну Воплощения Христова. Церковь предупреждает нас о том, что мы призваны искать Царства Божия и правды его, потому что без правды его искание Царства Божия и причащение Святых Христовых Таин превращает нашу великую веру истины в суеверие, в некую магию, так что сливает ее с другими лжерелигиями и открывает свободный путь антихристу.

Чем ближе конец истории, тем очевиднее для нас становится, что зло возрастает. Так написано, и так подобает пострадать Христу и войти в славу Свою во всем роде человеческом, в лице всех других людей. И эти ужасы и бедствия, которые мы видим сегодня, раскрывают для нас все с большей силой страдания человеческие, и значит Христово присутствие среди нас. Они дают нам возможность ответить на Его любовь нашей любовью и спастись, придти к Престолу Его Суда, приняв то благословение, которое Он говорит такими удивительными, простыми, ясными, понятными всякому без исключения человеку (даже если он ничего до сих пор не знал о Христе) словами.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Никогда нельзя вырывать фразу из контекста. Далее у о. Александра сказано: "Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы". Весь Суд заключается в том, насколько каждый человек причастен тайне Боговоплощения. Вырывая из контекста, можно исказить все на свете, и само Евангелие.
Я не согласна / 11.02.2018, 15:22

1. Re: Два При­шествия Христова

"когда Он придет для суда, суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере..." С этим трудно согласиться. "Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия." (Ин.3.18). Да и притча о Страшном Суде обращена к верующим, а не к неверующим.
М.Яблоков / 11.02.2018, 05:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16