Иисус Христос и «Движение вверх»

Киновед Евгений Васильев об одном из лучших проектов российского кинематографа

Бывший СССР 
0
1265
Время на чтение 7 минут
Фильм производства Чукча-арт;
Гестаповцы приходят домой и кричат:
— Алега Кашевая дома?!
— Нет, — кричит его мать —
Тайга ушел, листовки клеить.
— А ну ладно, только скажите ему,
гестапо приходил и очень сильно ругался.

Кинорежиссеры, снимающие «исторические» ленты, пытаются заполнить собственную пустоту «Духом времени». Для этого они щедро наполняют свои фильмы расхожими историческими стереотипами. Ежели фильм о 70-х, то на экране с первых кадров – алые аппараты для продажи газировки, транспарант на весь экран «Привет участникам спартакиады», салатовая «Волга» ГАЗ-21 или «Москвич» 403.

Я начал смотреть «Движение вверх» и в течение 20 первых минут на экране появились и красные аппараты «Газ-Вода», и две такси «Москвич» 403, и аршинный пропагандистский транспарант. Мало того, половина массовки разгуливает в моднейших цветастых рубахах, широченных брюках и кудрях до плеча.

Дело не в том, что в 70-ые не было транспарантов и цветных рубашек. Они там были, но просто посмотрите фильмы тех лет, художественные и документальные. Посмотрите фотокарточки. Может где-то на втором плане вы и заметите в седьмом по счету фильме серый ряд газировочных аппаратов или толпу хиппарей в бохо-штанах.

Порок многих современных фильмов, действие которых происходит в иную эпоху, заключается в том, что они изобилуют кучей деревянных штампов и чугунных клише. Забавно, что это касается не только инвентаря. Герои фильмов тоже волшебным образом превращаются в алые лимонадные аппараты. Подобного рода кинематограф славится нарочитой придурковатостью. Здесь безмозглые персонажи должны считываться бестолковой публикой как герои анекдота.

В «Движении вверх» хитроумные продюсеры, а именно: «Усатый шмель», Леонид Верещагин и Антон Златопольский знают свое дело туго. Характер баскетболистов в киноленте определяются пропиской. Грузины Саканделидзе и Коркия – усаты и горячи. Литовец Паулаускас – высокомерный диссидент. Белорус Едешко – колхозен и прекраснодушен. Негры – борзы и не расстаются с мячом. Главный чиновник Гармаш – суров, но справедлив. Второй чиновник Смоляков – отзывчив, но не чист на руку. Третий, самый мелкий чиновник Башаров – подл и глуп как пробка согласно штатному расписанию.

Наверняка, лет через 20 изображая наше время, режиссеры грядущего будут изображать половину героев членами «Единой России», а вторую помощниками штаба Навального. Впрочем, спортивная ретро-драма – это своеобразный жанр, от которого ждать откровений редко приходится. Живое разнообразие эпохи здесь выбрасывается на свалку.

Дело здесь не в отсутствии реализма, а в нехватке правдоподобия. Из телевизора через толстое стекло человеку невозможно выползти, а поющих коз не бывает. Тем не менее, от вида мертвой девочки в «Звонке» люди писаются в штаны, а Людмила Гурченко в «Маме» вызывают умиление уже которое десятилетие подряд. Еще Аристотель писал в «Поэтике», что поэзия (читай: искусство вообще) стоит на двух столпах: наслаждении и мимесисе, то есть подражании. Подражание же невозможно без соблюдения 4 принципов. Один из этих принципов: правдоподобие.

Ведь, что мы на самом деле видим, когда смотрим художественный фильм «Движение вверх»? На самом деле мы видим документальный фильм о том, как актеры и массовка снимаются в 2016 году в художественном фильме «Движение вверх». Однако, во время просмотра мы забываем об этом и верим в то, что видим матч 1972 года по баскетболу и предшествующие ему события. Всякий художественный фильм – есть иллюзия. Задача режиссера и съёмочной группы состоит в том, чтобы «обмануть» зрителя, заставить его поверить в реальность происходящего. Иначе говоря, фильм должен быть правдоподобным. Хороший режиссер пытается обмануть нас, но в случае с «Движением вверх» в первой половине фильма заметно, что Мегердичев шарик достает из кармана, а не из воздуха. Актеры здесь выглядят немного, как чукчи из анекдота.

И, все же сей спортивный блокбастер - это не только самая кассовая в рублевом выражении картина, а, согласно рейтингу «Кинопоиска», вообще - «самый лучший фильм» в истории современной России. У фильма есть два бесценных достоинства.

Первое, очень правдоподобно и красочно изображен баскетбольный матч во второй части. И пусть он грешит бессовестной ложью, поскольку в то время в баскетбол играли иначе: без головокружительных прыжков, «томагавков» и» крэдлов». Зато соблюден Аристотелев принцип наслаждения и правдоподобия. Нужно отдать должное оператору Игорю Гринякину, который носился с камерой в шлеме на роликах между игроками, дабы заснять матч во всем его великолепии.

Мы видим поединок с точки зрения пикирующей пчелы: снизу, сбоку, сверху, слева, справа. Раньше ни один человек никогда не видел матч, да и реальность в таком ракурсе. Не видел, но с приходом летающих камер в телетрансляцию, мы видим замершего Зидана перед ударом в живот Матерацци, видим его финты в рапиде и с высоты птичьего полета. То есть камера творит для нас новую фильмическую реальность, а мы не замечаем подвоха. Телевизионный футбол-баскетбол, да вообще все, что угодно на свете стали частью жизни и Мегердичев с Гринякиным использовали это на полную катушку. В этом-то и заключается основное отличие победоносной картины от десятков кисейных наших мелодрам и телесериалов на историческую тему. В искусстве кино. В работе оператора.

Второе, и самое главное достоинство фильма состоит в идее избавления, спасения.

Посмотрите:

Cамый популярный фильм «в истории человечества» (на самом деле согласно IMDB) – «Побег из Шоушенка» («The Shawshank Redemption»). «Redemption», если перевести дословно, это - «искупление» или «спасение», иначе говоря спасение из темницы в тот момент, когда для главного героя уже иссякли последние шансы убежать или выйти на свободу законным образом. Самое великое спортивное событие, по мнению американских болельщиков, - «Чудо на льду» (англ. Miracle on Ice), когда американские студенты обыграли непобедимую «Красную машину» - сборную СССР по хоккею. Самая популярная религия – христианство, в основе которой лежит идея о чудесном спасении Богочеловека из лап смерти. Спастись после того, как просвистел свисток невозможно. А сборная СССР по баскетболу смогла выиграть уже проигранный матч. Спастись, после того, как испустил дух – немыслимо, а Христос чудесным образом спасся и вознёсся на небеса, то есть совершил «Движение вверх». «Три секунды до золота», «Три секунды славы», «Три секунды, которые потрясли мир», Крест, Голгофа и Вознесение. О, это же суп жизни и высший ее смысл.

Идея избавления движет человечество по пути истории. Быть может, когда-нибудь в далеком будущем первый человек станет бессмертным. Именно поэтому на кинематографическом престоле будут еще долго восседать «Побег из Шоушенка» во всем мире и «Движение вверх» в России.

Среди минусов фильма я бы еще отметил то, что Мегердичев лишь вскользь упомянул террористический акт, во время которого палестинцы из «Черного сентября» самым зверским образом умертвили 11 израильских атлетов. Например, одного из них, штангиста Йосефа Романо, арабы оскопили, долго мучали и расстреляли.

Среди плюсов: невеста Александра Белова в исполнении преславной актерки с лисьими глазами из «Гоголь-центра» Александры Ревенко, коварный американский коуч Генри Айба в исполнении знаменитого Джона Савиджа и победный вопль Нины Ереминой.

Кстати, сборная США по баскетболу до 1972 года не проигрывала только на Олимпийских играх, а на чемпионатах мира ее били неоднократно и в том числе и сборная СССР. Так в 1959 году в Чили на чемпионате мира советские баскетболисты прибили американцев в два пинка со счетом 62-37.

Как бы там ни было, в России бал правит ностальгический патриотизм. Эта мода пришла к нам задолго до того, как Мединский стал министром культуры. Первой ласточкой еще в глубинах ельцинской эпохи стал телеканал ОРТ во главе с Константином Эрнстом. Социальная реклама «Все у нас получится», новогодние «Старые песни о главном» дали толчок целой лавине ностальгических телепередач. Затем этот тренд с приходом Путина подхватило кино. Сначала сняли фильмы про всех партийных и хозяйственных бонз. 7 версий Берии, 10 версий Брежнева и 40 Сталина. Потом переснимали всех звёзд эстрады, начиная с Анны Герман, заканчивая Высоцким. Теперь взялись за спортсменов. Начали с хоккеистов, продолжили баскетболистами. Скоро на очереди «Лед» с фигуристкой. Казалось, что позорный русский футбол оставят в покое. Держи карман шире. На очереди такие киноленты как «Тренер», «Вратарь Галактики» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты».

Все это накануне Чемпионата мира, который пройдет в России. В 2008 году прямо перед Евро на экраны вышел фильм Александра Рогожкина «Игра», где сборная России по футболу в финале мундиаля громит некую команду, предположительно, Германию. В реальности Россия чемпионом мира не стала. Зато! Именно тогда она впервые в истории вышла в полуфинал Чемпионата Европы. Это был единственный успех сборной России (не СССР) за всю историю ногомяча.

Евгений Васильев, член Гильдии киноведов и кинокритиков России, кандидат философских наук, выпускник факультета иностранных языков Харьковского государственного университета
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., Олег Московский:

Автор главного не сказал или не понял - невероятная популярность фильма не в каких-то киношных кинотрюках и летающих камерах. Достоинство фильма не в голливудских спецэффектах, оно совсем в другом. Основная идея фильма - героизм и братство, когда один за всех - и все за одного. В народе, и особенно в молодом поколении ощущается огромный голод на великие победы и свершения. Этого молодые не видят в современной России, где всем заправляет золотой телец, а люди друг другу не товарищи, а партнеры по бизнесу. Молодым хочется гордиться своей страной, а гордиться-то особо нечем. Мода на СССР - это громадный интерес к иной жизни, к иной системе ценностей, отличной от современной и потому притягательной, к эпохе великих свершений и полета идей. Ведь недаром советскую эпоху называют вершиной русской цивилизации! В фильме прекрасно показано, что такое - заряженность общей идеей, коллективизм, жертвенность и любовь. Именно благодаря этому фильм набрал такую популярность среди всех поколений зрителей.

Не в пример заслуженному кинокритику, сказано прекрасно, а главное верно. Спасибо, Олег!
Алёша / 02.02.2018, 00:58

2. Re: Иисус Христос и «Движение вверх»

Автор главного не сказал или не понял - невероятная популярность фильма не в каких-то киношных кинотрюках и летающих камерах. Достоинство фильма не в голливудских спецэффектах, оно совсем в другом. Основная идея фильма - героизм и братство, когда один за всех - и все за одного. В народе, и особенно в молодом поколении ощущается огромный голод на великие победы и свершения. Этого молодые не видят в современной России, где всем заправляет золотой телец, а люди друг другу не товарищи, а партнеры по бизнесу. Молодым хочется гордиться своей страной, а гордиться-то особо нечем. Мода на СССР - это громадный интерес к иной жизни, к иной системе ценностей, отличной от современной и потому притягательной, к эпохе великих свершений и полета идей. Ведь недаром советскую эпоху называют вершиной русской цивилизации! В фильме прекрасно показано, что такое - заряженность общей идеей, коллективизм, жертвенность и любовь. Именно благодаря этому фильм набрал такую популярность среди всех поколений зрителей.
Олег Московский / 01.02.2018, 19:41

1. Суп жизни с кашей в голове

Текст - смокование слов. Некоторые идеи есть, но очень тусклые. А высказывания о Христе - плод интеллектуальных напряжений философа-материалиста. "Суп жизни" - забавное понятие, которое приводит кинокритик в своем тексте. По-моему, суп жизни возможен, если в голове каша.
Dalniy Vostok / 01.02.2018, 15:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41