«К ней за советом приходили облеченные властью»

О рязанской старице-учительнице Екатерине Михайловне Хлуденевой

Старицы, которым Спаситель за их смирение, подвижническую жизнь, духовные подвиги давал дары утешения, пророчества, исцеления, хорошо известны каждому верующему, живущему в их местности. Среди них известны имена и рязанских Божьих угодниц. Причем эти имена произносятся с прибавлением мест их жительства. Произносятся по-простому, с любовью и ласкательно – Любушка Рязанская, Матронушка Анемнясевская, Полюшка Захаровская... И только сапожковскую старицу называют по имени-отчеству – Екатерина Михайловна.

Екатерина Михайловна Хлуденева родилась 8 ноября 1889 года в селе Сысои Сапожковского уезда (преставилась 9 ноября 1978 г.). Большую часть своей жизни она прожила в селе Березники. Там она принимала тех, кто нуждался в ее духовной, а порой и материальной помощи, в ее житейских советах и в утешении.

Екатерину Михайловну не случайно называли только по имени-отчеству. Будучи дочерью крестьян, она сумела получить блестящее образование и воспитание. Сначала Екатерина Михайловна с отличием окончила Сапожковскую прогимназию, затем женскую гимназию имени Екимецкой в Рязани, а потом училась на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге. И везде она была отличницей. После Санкт-Петербурга девушка вернулась в Сапожок, уже имея опыт преподавания. У Екатерины Михайловны был педагогический талант, она была очень хорошей домашней учительницей и воспитательницей.

Когда она проживала в Сапожке, а потом и в Березниках, к ней родители приводили отстающих в образовании детей и тех, которые в школе имели плохое поведение. Она с ними активно занималась и приводила к отличным знаниям и примерному поведению. За ее старания и любовь к людям ее все и звали уважительно «Екатерина Михайловна».

Мне пришлось поговорить со многими людьми, знавшими сапожковскую старицу, с простыми, обремененными житейскими заботами крестьянами из разных сел. И по-другому ее никто никак не называл. И я был очень удивлен этому. Я сам родом из деревни и могу сказать, что у нас даже деревенских учительниц все равно называли по имени, а иногда и по прозвищу. По-видимому, сам характер сапожковской старицы, ее отношение ко всем, кто к ней обращался, ее тихая, спокойная и убедительная речь вызывали уважение и почтительное обращение – «Екатерина Михайловна», что для подвижниц веры и благочестия на Руси редкость. Даже не знаю другого такого примера, хотя по роду своей деятельности много писал о рязанских подвижниках и подвижницах, о блаженных и юродивых.

Тем более что известны (но мало освещены) факты юродства Екатерины Михайловны. А ведь подвиг юродства Христа ради понятен далеко не всем. Человек, являющий его, может выглядеть, мягко сказать, неприглядно.

По имени-отчеству к сапожковской старице обращались не только простые крестьяне, но и люди образованные, ученые и даже обладавшие властью. Например, Алексей Андреевич Стольников, редактор газеты «Сапожковские вести», являлся искренним почитателем «религиозной мракобески» Екатерины Михайловны Хлуденевой и бывал у нее не один раз.

Как в жизнеописании, так и в воспоминаниях людей, лично знавших Екатерину Михайловну Хлуденеву, есть свидетельства, которые подтверждают, что к ней за советом постоянно приходили облеченные властью коммунисты из села Березники, где она жила, а также из Сапожка, из Рязани, и даже из Москвы и Петербурга (Ленинграда) и из других городов.

Она не делила людей на верующих и неверующих. При этом кого-то даже из верующих могла не принять, а, скажем так, условно неверующих принимала и обращала в веру. Одна из почитательниц Екатерины Михайловны сказала об этом так: «Я на протяжении долгих лет знала Екатерину Михайловну. Что сказать про коммунистов, приходивших к ней? Значит, они верили в душе. А еще могу сказать, что многие из них молились. И молились искренне. А Екатерина утверждала их в вере». Людей из интеллигенции, образованных она привлекала, в том числе, и своим кругозором, глубокими знаниями во многих областях.

На Бестужевских курсах, где училась Екатерина Михайловна, в разное время преподавали люди, без которых ныне нельзя даже представить отечественную историю. К ним относятся ученые с мировым именем – Д.И.Менделеев, знаменитые религиозные философы Н.О.Лосский, С.Ф.Платонов, Л.П.Карсавин, а еще композитор мирового уровня А.П.Бородин и другие известные во всем мире люди. Поступить сюда было не так просто, необходимы были и способности, и хорошая подготовка, что у Екатерины Михайловны, несомненно, было. И уж в любом случае надо было обладать личной любовью к знаниям, а вернее, к почти забытому ныне слову – к просвещению, которое подразумевает не только научные знания, а прежде всего просвещение Свыше. Да и само слово «образование» соответствовало его содержанию – то есть образ Божий.

Просвещение Свыше и образ Божий ставились во главу образования Российской империи... Потому и учебные заведения России называли просветительными. Ныне их можно назвать заведениями, оказывающими образовательные услуги. И не потому ли ныне не рождаются в среде «образовательных услуг» подвижники веры и благочестия, каковой была Екатерина Михайловна Хлуденева...

Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Евсин:
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи автора