Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он одел балалайку во фрак»

16.01.2018


Валерий Габрусенко о создателе Великорусского оркестра В.В.Андрееве …

1
Любители музыки знают имена всех выдающихся скрипачей, пианистов и даже виолончелистов. А если кого и подзабыли, то им напомнит радио или телевидение. А многие ли знают имена знаменитых балалаечников? Русский либерал относится к балалайке высокомерно, о нерусском либерале лучше не говорить.

Шут бы с ними, с либералами, но сегодня в их руках – те самые радио и телевидение, которые балалайку не вспоминают. Поэтому мы и попробуем кратко рассказать – не столько о балалайке, сколько о человеке, который привёл этот инструмент из крестьянской избы в концертные залы.

Человека этого звали Василий Васильевич Андреев. Он был хорош собой, обаятелен, воспитан, эрудирован, одарён и, несмотря на молодость, вхож в петербургский свет. Выросший в русской высокообразованной и состоятельной семье и сам получивший прекрасное образование, Андреев с детства обнаружил музыкальную одарённость: уже к 14 годам самостоятельно выучился игре на нескольких «благородных» инструментах. Казалось бы, его музыкальные интересы определились, но летом 1883 г. (было ему тогда 22 года) он увидел в руках деревенского виртуоза Антипа Васильева балалайку. Балалайка так покорила Андреева, что он не только сам научился виртуозно играть, но и занялся усовершенствованием этого инструмента. В 1886 году 25-летний Андреев создал концертную балалайку, на которой играют и по сию пору. По выражению музыкальных критиков того времени, Андреев «одел балалайку во фрак».

Первые выступления балалаечника-аристократа в С.-Петербурге состоялись в том же 1886 году и имели потрясающий успех. А уже на следующий год Андреев демонстрировал свое мастерство в присутствии Александра III, который взял музыканта под свое покровительство. Император был большим поклонником и защитником русской культуры и национальных традиций – националистом, по-современному (в те годы о толерантности, видимо, не знали, 280-й и 282-й статей Уголовного кодекса ещё не было, и слово «русский» можно было произносить без стеснения).

Вскоре у Андреева появились поклонники и ученики, из которых образовался кружок любителей игры на балалайке. Через несколько лет кружок превратился в оркестр. В его состав вошли и другие русские народные инструменты – домры и гусли, усовершенствованные по примеру балалайки. Вскоре Великорусский оркестр, его основатель и дирижер завоевали мировое признание. (Обратим внимание: оркестр назывался не русским, а великорусским. Тогда великороссы, малороссы и белорусы были одним русским народом. После 17-го года большевики разъединили их республиками, и русскими умышленно стали называть одних великороссов, а в 91-м либералы довершили дело – раскололи русских на отдельные государства.)

Оркестру рукоплескали во Франции, Германии, Великобритании, Америке и Канаде, Андреевым восхищались писатель Л.Н Толстой, композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ж.Массне, Р.Леонковалло. После гастролей оркестра в Англии Россия получила заказ на 40 тысяч инструментов. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах!

Император Николай II, во время одного из концертов оркестра собственноручно подарил Андрееву золотой портсигар, позднее, в марте 1914 года, присвоил оркестру звание «Императорский Великорусский оркестр», а Андрееву – звание «Солист Его Императорского Величества» (аналог «Народного артиста СССР»).

Андреев говорил: «Великорусский оркестр является единственным национальным художественным созданием, ничего не позаимствовавшим с Запада… и представляет собой исключение, как дело, выросшее на русской почве, созданное русским народом и опирающегося на музыкальные инструменты русского народа».

По своим политическим взглядам Василий Васильевич, как и его покровитель Александр III Александрович, был националистом. В период антигосударственной вакханалии 1905-1907 гг. он одним из первых стал членом Русского Собрания, позже стал членом Всероссийского Национального Клуба. Как вспоминал один из современников музыканта, «Андреев был влюблен в Россию, в русский народ, в русское искусство. <…> Но Андреев не был квасным патриотом и надутым поклонником стиля "а ля рюс". Его русский дух был органичным и естественным выражением его влюбленности в Россию».

Скончался В.В.Андреев 26 декабря 1918 года, похоронен в Александро-Невской лавре. Памятник великому музыканту установлен на его родине, в г. Бежецке Тверской области (и не только ему, но и балалайке тоже). Но куда более величественным памятником стал сам оркестр – Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева, который пережил все революции и перестройки. Переживёт, надеемся, и рыночную «демократию». Да и не он один. Вместе с ним – подобные оркестры в Москве, Новосибирске (тоже академические) и в других городах России. Жаль только, что ни эти оркестры, ни русскую народную музыку почти не пропагандируют по радио и ТВ. Ну, да не век же средства массовой пропаганды России будут в руках одних либералов…

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
 
1 
 
1 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме