itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О молитве Иисусовой

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Обрезания Господня

Пастырская проповедь 
0
933
Время на чтение 4 минуты
Праздник Обрезания Господня — восьмой день по Рождестве Христовом, когда Богомладенец был наречен именем Иисус, тем именем, которое Архангел Гавриил возвестил Приснодеве Марии в день Благовещения. Имя Иисус означает «Спаситель», и это есть начало служения спасению рода человеческого, которое открывается через предельное смирение, подобно тому как воплотившийся Бог родился в скотских яслях, ибо не нашлось Ему места в человеческих жилищах. Так в обряде обрезания мы видим вольное принятие на Себя Христом всего, что надлежит исполнить человеку. Господь одновременно показывает этим, что все установления Божии святы, и Он — Бог, ставший человеком, со смирением и послушанием принимает как святой закон Божий то, что необходимо для спасения всех, хотя Он в этом не нуждается. Здесь — прообразование таинства крещения, к которому мы готовимся уже в эти дни, когда должно совершиться нерукотворное, как говорит апостол, обрезание греховного тела плоти, то есть духовное обрезание в знамение нашего завета с Богом и посвящения Ему всей жизни.

В этот день будем просить Господа, чтобы Он, принявший как человек имя Иисус, научил нас обращаться к этому имени, как к нашему спасению. Чтобы мы, какой бы образ жизни ни дал нам по Своей воле Господь, какое бы послушание ни несли каждый день, — на всякое время и на всякий час учились как главной, Иисусовой молитве — молитве краткого призывания Господа во всех наших (особенно скорбных) обстоятельствах и духовных затруднениях. Это важнее всех остальных правил, которые мы часто исполняем только внешне, и, закрыв молитвослов, снова возвращаемся к обычной безмолитвенной жизни. Именно такая память о Господе, постоянное обращение к Его имени должно стать нашим естеством. И слова святителя Василия Великого и других святых отцов: «С дыханием твоим соедини имя Иисусово» — означают именно это.

Но как трудно это делать не только мирскому человеку, но даже монашествующим, тем, кто носят четки, имеют особое правило и по своему служению должны научаться Иисусовой молитве как самому главному духовному деланию! Как трудно это делать — потому что имя «Иисус» должно быть произносимо нами не внешне.

Есть два способа произнесения всякого имени. Первый, когда мы просто выделяем по имени какого-то конкретного человека среди других людей и остаемся как бы нейтральными по отношению к нему, обозначая этим именем только свое обращение к нему или упоминание о нем.

Есть другой способ произнесения имени, когда человек очень дорог нам, будь то мать или сын, или дочь, или друг, или какой-то очень близкий нам человек, когда его отсутствие является для нас ощутимым и вызывает даже страдание, а присутствие его — всегда желанно. Тогда человеческое имя становится живым.

Но как может имя Бога стать для нас живым? Как этому научиться? Вот что является самым жизненно важным для всех, самым существенным — научиться произносить это имя так, как мы должны его произносить, устремляя каждую минуту своей жизни в вечность. Мы должны так научиться произносить имя Иисус для других людей, чтобы они услышали, что речь идет о жизни, имеющей и к ним самое главное отношение.

Как научиться произносить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» так, как произносил это апостол Иоанн Богослов, когда в раннее утро Воскресения Христова на берегу Тивериадского озера вдали явился таинственный спутник, и апостол Иоанн Богослов, узнавая Его глубиною своей жизни, сказал: «Это Господь» (Ин. 21, 7). Так мы должны произносить слово «Господь», как произнес его Петр, когда захваченные бурей апостолы погибали, и Спаситель шел по воде, а все кричали, что это призрак, но апостол Петр сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28).

Именно так мы должны произносить имя Иисусово, о котором слово Божие говорит, что оно превыше всякого имени. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 10—11).

Это возможно, на самом деле, только когда вся наша жизнь является принятием тайны совлечения греховного тела нашей плоти в послушание Господу во всех церковных установлениях и во всех заповедях, которые Он дал нам: «Вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 10—11). Исполнение же всякой заповеди является постоянным «совлечением греховного тела плоти» человека — в той решимости, какую он обретает по мере того, как узнает сладость имени Иисусова, в котором действительно спасение и жизнь вечная. И исполняется мужеством перенести любые испытания, чем бы они ему ни грозили, только бы не отступить от исповедания православной веры. Так было со святым Василием Великим, когда император Валент, покровительствовавший еретикам, угрожал святителю за его твердую верность православию разорением, отъятием имущества, ссылкой, пытками и самой смертью. Мы помним, как Василий Великий сказал, что отнятие имущества его не пугает: что можно отнять у человека, который ничего не имеет, кроме нескольких ветхих одежд и старых книг, содержание которых он носит в своем сердце? И ссылка с изгнанием тоже не страшна ему, потому что «то место, на котором я стою, — говорит он, — не мое, но куда бы меня ни послали, рядом со мной всегда будет Господь, и это будет мое место. И смерть, и пытки не пугают меня, потому что я настолько физически слаб, я настолько совлекся уже и тела плоти своей, что только первый удар будет для меня чувствителен, а смерть скорее приблизит меня к Тому, к Кому я стремлюсь всю свою жизнь».

В этом радость сегодняшнего Господня праздника, и праздника памяти святого Василия Великого, дающего всем верным образ царского послушания. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский при торжественном пасхальном отпевании святителя Василия Великого (потому что смерть — это действительно торжество жизни для таких людей) говорит, что так судил Господь Промыслом Своим именно в этот день призвать к Себе того, кто в течение всей своей жизни проповедовал о тайне Воплощения Слова, о смирении Спасителя нашего, сидящего на престоле огнезрачном, превыше херувимов и серафимов.

Он говорит о тайне нашего духовного совлечения греховного тела плоти, которое происходит в крещении, чтобы в этот день даром Божиим с именем Иисуса Христа соединилось наше имя, и чтобы наша жизнь была запечатлена памятью о имени Господнем научением, как достигается чудо произнесения имени, дарующего нам спасение.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3., :

"Михаил, четких границ в вере нет" Есть, дорогая! ) Причем не только в догматике, но и в нравственности. Имя Божие - тварное, как тварна и икона. Но при произнесении с православной верой в молитве на имени Божием почивает нетварная Божественная благодать.
М.Яблоков / 15.01.2018, 06:31

3. Re: О молитве Иисусовой

Главное не впасть в ересь имябожничества.
М.Яблоков / 14.01.2018, 18:39

2. Re: О молитве Иисусовой

Ув. Редакция! Есть кое-какие типа мыслишки; тема-то важнейшая... Возможно, для подавляющего большинства крещенных искренняя и регулярная МИ — последняя и единственная надежда на спасение... Типа разбойничьей... Я — не исключение... Естественно, думаешь об этом... Но, осознавая собственный дилетантизм, гордость и прелесть... Одним словом просьба, прежде, чем публиковать https://elitsy.ru/communities/114257/1413700/ , посоветуйтесь пожалуйста,с ув. Батюшкой... Дурость ведь бывает даже хуже гордыни... Позориться не хочется... Даст Батюшка "добро" — прекрасно; нет — выкиньте... Извините...
Сант / 13.01.2018, 22:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Господи, прости грехи всего народа!»
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского во вторник
19.03.2024
Чтобы избавить нас от вечной гибели, Господь предлагает нам Великий пост
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в понедельник
18.03.2024
Вечность касается нас и делает живыми
18 марта — начало Великого поста
18.03.2024
Прощение – это не извинение
Слово на чине прощения
17.03.2024
Самый главный пост — воздержание от нашего «я»
Евангелие в Неделю сыропустную (Мф, 17 зач., 6, 14—21)
17.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Не может быть любви без свободы
Воспоминание Адамова изгнания
17.03.2024
Не труби перед собою
Суббота (Мф, 16 зач., 6, 1—13)
16.03.2024
Ныне Христос становится знамением пререкаемым
Четверг (Лк, 110 зач., 23, 1—34; 44—56)
14.03.2024
Тьма должна отступить перед светом
Вторник (Лк, 109 зач., 22, 39—42, 45 — 23, 1)
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии